Вечером 29го января Алексей Митрофанов и Иван Засурский, жарко полемизируя, обсудили в прямом эфире телеканала "Дождь" готовящийся законопроект, который введет очередные ограничения в Интернете, в том числе призванные фильтровать материалы, якобы способные спровоцировать суицид. Могут ли социальные сети заставить человека свести счеты с жизнью? Гости программы обсудили самосожжение тибетского монаха, историю Рустема Адагамова, «гуляние по интернету» и другие интересные темы.
29-го вечером проанонсировал на нашем сайте программу Собчак. Месяца полтора назад смотрел у неё встречу Немцова с Марковым. Как показалось, последнего слегка потрепали. Да и изначально пришел он в гости непотребно. В линялой маечке, лицо усталое. Но никто не пожалел нашего депутата. Сидящий напротив так и лепил не в бровь, а в глаз. Мол, ты никто и звать тебя никак. Условно, конечно, транслирую тот диалог.
Дай Бог терпения нашим депутатам. Тот же самый Марков, как я уже упоминал в анонсе, был атакован на "российском" канале исследователем Засурским. Давно это было, но запомнилось "соленым" словечком. Вернее, фонящим. Нет, не ушедший в лету "бесогон", но чем-то созвучный.
И вот в среду, немного припоздав, к нам пришел "Госдеп-3". На место Маркова, по левую руку от ведущей, присел к ней вполоборота другой депутат, господин Митрофанов. Глядя на него, невольно задумаешься. Неужели, кроме странной героини фильма "Дура", никто не любит Алексея Валентиновича? Нет, не может такого быть.
Сомнения рассеял севший напротив депутата исследователь Засурский. Но не стал исследовать деяния Алексея Валентиновича, хотя мимоходом и одобрил переход из ЛДПР в эсэры, а заодно поддержку тем малочисленных российских сексменьшинств. Иван Иванович с ходу решил перетянуть депутата на сторону прогрессивной молодежи.
-Ты же нормальный чувак. Ну и что ты будешь делать? Почему ты с ними?
Град вопросов, как мне показалось, слегка смутил "тертого" политика. А может, та фамильярность, с которой обращался исследователь Засурский к народному избраннику, привела его в легкий ступор. Он старался не глядеть в глаза своего визави. Поэтому и разговор поначалу не клеился.
А тема, думается, важная поднималась. Невозможность окончательно отчаявшихся молодых людей найти иной выход, кроме крайнего. По количеству самоубийств наша страна входит в число лидеров. Особое беспокойство вызывает тенденция в нашей молодежной среде. Причин множество. Одна из главных бедность, усугубляющаяся вредными привычками и возрастными проблемами.
В тоже время в России есть соответствующая статья Уголовного кодекса, предусматривающая уголовное наказание за доведение до самоубийства. А полгода назад был принят федеральный закон с длинным названием, условно именуемый "законом о цензуре в интернете". Следует уточнить, что документ появился не на пустом месте, а является логическим продолжением закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", принятого в декабре 2010 года.
Возникает логический вопрос. Раз есть соответствующий проблеме закон, нужно ли тогда отдельное уточнение по суициду? Или это констатация неэффективности действия нашего законодательства? Так или иначе но "Госдеп" поднял вопрос, пригласив к себе этих замечательных деятелей нашей культуры. И прямо, устами Ксении Анатольевны, спросил: "Как пресечь пропаганду суицида?"
Лично мне показалось, что участники в самом начале выдали рецепты. Засурский, чисто терапевтический. Митрофанов напирал на запретительные меры. Вот кусочек начала диспута. Угадайте, кому из них принадлежат следующие фразы.
-Закон делается, чтобы напугать.
-Зачем ты создаешь инструмент репрессий?!
-Чтобы восемьдесят процентов боялось попасть в "зазеркалье".
-(обращаясь в зал) Да он просто "фонит".
Вторая часть заседания "Госдепа" началась опять с оптимистической фразы Засурского о ранее "фонящем"
-Он классный чувак.
Меня лично стало немного раздражать любимое слово. Как может быть "классным чуваком" бывший комсомольский активист, разгоняющий в свою советскую бытность "волосатиков"? А Иван Иванович приводил новые доводы.
-Интернет, как кухня. В советские времена на кухню не лезли. В.В. сказал про интернет, мы не лезем.
А Митрофанов в это время приводил примеры своих личных встреч с разработчиками сетей. В определенный момент он произнес по поводу интернета загадочную фразу.
-...и закончится при мне.
Засурский моментально среагировал.
-Они все дурят его.
Очевидно, что фраза относилась не к "главной фигуре" киберпространства, а к упомянутому выше участнику переговоров Ивана Ивановича о судьбе интернета в конце девяностых. Как бы сказал в таком случае вовремя "закрытый" Пьяных: скандалы, интриги, расследования.
Параллельно с веселым диспутом о пресечении в интернете пропаганды суицида, шло интерактивное голосование. Зрителям предлагалось три варианта ответа: закрыть соцсеть, пропаганды нет, закрыть ТВ.
В конце заседания "Госдепа" депутат повторил фразу, которая, думается, является алгоритмом действия наших законодателей. По крайней мере, с 21 декабря 2011 года.
-Любой закон запугивает...
Искренне верится избраннику народа. Небольшую часть можно реально "попрессовать", а восемьдесят процентов сами не захотят оказаться в "зазеркалье". А с другой стороны раньше-то думал, что законы чуть иначе действуют. К примеру законы Ньютона. А может пора и народу разработать ещё один закон. Используют же "защиту от дураков", когда конструируют менее сложные приспособления. Или действует "аксиома Костунова"?
Так или иначе, но не следует ещё усложнять механизм, если есть уже соответствующие рычаги воздействия. И как правильно заметил один из участников передачи, преступления в интернете должны караться, как и в жизни. Соответствующих законов и статей предостаточно. А высасывать из пальца ради собственного пиара, это уже не катит, чувак. Особенно, в молодежной среде. Она, благодаря интернету, стала не только порнуху смотреть, но и думать. А таких "сталинскими" замашками уже не запугаешь.
Или не так, чувак?