Редакции многих российских СМИ продолжают ютиться в длинных коридорах за глухими стенами десятков кабинетов, самый большой и труднодоступный из которых принадлежит главному редактору. В коридорах происходит броуновское движение людей с распечатками, непрерывно звонят телефоны, но центром принятия решений продолжает оставаться курилка.
Таким образом была в свое время устроена и редакция международного проекта «Российской газеты» Russia Beyond the Headlines (RBTH). 19 человек еще как-то умещались в одном большом кабинете, разделенном офисными перегородками как попало, пока делали три печатные ежемесячные вкладки. С ростом количества изданий и направлений был захвачен соседний кабинет, потом еще один, а потом людей стало так много, что пришлось расселиться по разным этажам. Редакция освоила множество онлайн-инструментов для совместной удаленной работы вроде Google Docs и Dropbox, но самым эффективным средством коммуникации оставалась лестница и лифт.
Когда на это хаотическое безумие взглянули британские коллеги из the Daily Telegraph, они лишь выдохнули: «We would knock some walls down» – пора, дескать, ломать стены. Британцев легко понять: в 2006 году The Daily Telegraph стала одним из пионеров интеграции печатной и онлайновой редакции, которая не только привела к переселению всех журналистов в одну большую комнату, но и серьезно оптимизировала все рабочие процессы, позволила взять на вооружение самые современные технологии, сократить расходы и встретить следующий год в качестве цифрового перспективного СМИ.
Чтобы вы понимали, какой путь ей пришлось пройти, предлагаю посмотреть на визуальную схему организации рабочих процессов в редакции The Daily Telegraph образца начала 2006 года:
Визуальным воплощением этого успеха стал тот самый интегрированный ньюсрум (newsroom – то есть буквально «комната новостей»), модель устройства которого в том или ином виде скопировали многие мировые СМИ. Он представляет собой «колесо» с большим круглым столом в центре, за которым собираются для обсуждения насущных вопросов редакторы разных рубрик. От центра колеса отходят «спицы», в которых сидят сотрудники тех или иных направлений. Пространство окружают отделы продаж и маркетинга. Интегрированным ньюсрум называют потому, что все службы в нем тесно взаимодействуют и нет определенного разрыва между, скажем, «печатными» и «онлайновыми» журналистами, которые в общем-то делают одну и ту же работу, просто для разных платформ.
При формировании нового рабочего пространства для Russia Beyond the Headlines мы опирались именно на опыт The Daily Telegraph.
Нельзя сказать, что схема организации нашего ньюсрума оказалась идеальной. Во-первых, с первым же расширением мы сразу же столкнулись с нехваткой места. Во-вторых, IT-служба поселилась в собственном «аквариуме», отделенном от основного пространства звуконепроницаемым стеклом, и теперь приходится бегать к ним каждый день по несколько раз. А ведь современные гуру медиа рекомендуют сажать программистов прямо в ньюсрум, бок-о-бок с обычными редакторами и репортерами, да еще и в соотношении «2 разработчика на каждых 5 журналистов». Однако эти набитые шишки только подчеркивают основное достижение: работать стало проще и быстрее.
В этом материале я систематизировал накопленный RBTH опыт и постарался представить его в виде списка простых советов.
- Главное правило: формирование рабочего пространства и способ рассаживания людей должны отражать рабочие процессы в редакции. То есть фактически это должна быть схема планирования, создания, публикации и продвижения контента в вашей редакции, переложенная с листа бумаги или из компьютерного файла на реальное пространство. Более того: планирование нового пространства заставит вас провести ревизию этой схемы, что сразу же обнаружит все узкие места, нестыковки или ненужные звенья цепи. В любом случае, переезд и планирование нового помещения для редакции – это хороший повод «перетрясти» все процессы, постараться взглянуть на них новым взглядом и оптимизировать.
- Отделы, которые часто взаимодействуют друг с другом необходимо размещать рядом, с очевидными зонами стыковки. Отделам общества и политики наверняка будет что обсудить, и намного удобней делать это, просто повернувшись друг к другу на стульях. А сотрудники отдела продаж не должны бежать через всю редакцию к верстке, чтобы согласовать очередной макет рекламы. Впрочем, оптимизировать эти стыки можно бесконечно, а вот идеальный, устраивающий всех вариант, практически недостижим. Придется идти на компромиссы.
- Самые главные службы, работающие на всю редакцию, а также точки принятия решений, должны находиться в центре пространства. Это довольно очевидный совет, ведь основные распоряжения и общий контент проще всего отправлять по «лучам» именно из центра. В RBTH за центральным круглым столом сидят редакторы по тематическим направлениям, а также фотослужба и отдел мультимедиа, которые производят контент для всех языков проекта.
- При выборе места того или иного сотрудника следует исходить из его функций, а не личных предпочтений. Готов поспорить, что в случае объявления вакантными определенной доли мест в ньюсруме, основная борьба развернется за лакомые столы, мониторы на которых повернуты к стенке или находятся вне зон курсирования основных людских масс. Неудивительно: мало кто хочет, чтобы половина офиса видела, что вместо написания заметки вы опять сидите на «фейсбуке». Однако помимо дисциплинарных функций, «посадка» человека на то или иное видное место или на важную точку пересечения отделов должна производиться в соответствии с его непосредственными функциями.
- Отделы упаковки контента для разных платформ (например, печати, интернета, планшетов) могут находиться в разных местах, но само производство контента должно быть сконцентрировано в одном месте. Другими словами: если вы хотите, чтобы ваш ньюсрум был действительно интегрированным, не давайте консерваторам отстоять право на «печатный» отдел, который будет независим от «интернет»-отдела. В The Daily Telegraph решили задачу просто: предложили всем журналистам писать и для печати, и для интернета. На рабочие столы поставили по два монитора, чтобы журналисты могли видеть, как выглядит один и тот же материал на сайте и в газетной полосе. А вот с теми, кто отказался быть мультистаночником, редакции пришлось попрощаться. Сурово, но что поделать: требования рынка.
- Не стоит забывать и про такое мощное средство коммуникации, как телевизионные экраны. Вы можете подумать, что на них никто не будет смотреть, но при правильном расположении и выборе информации, которую они должны отображать, экраны будут играть роль собственного СМИ внутри вашего ньюсрума, причем весьма эффективного. Помимо телеканалов, на них можно показывать дедлайны по материалам, последние скриншоты сайтов (косяки в заголовках, верстке и подборе иллюстраций на большом экране будут прекрасно видны), трафик на ваши ресурсы в реальном времени (позволит чувствовать живой пульс аудитории – прекрасный допинг для журналистов), удачные фотографии, внутрикорпоративные сообщения, поздравления с днем рождения – да мало ли что еще.
- Несмотря на то, что основное пространство должно быть общим и открытым, нужно продумать места для уединения. Помимо того, что постоянное нахождение в большом помещении с огромным количеством других людей может привести некоторых к стрессу, уединение и тихая обстановка бывают просто необходимы для выполнения журналистом своих непосредственных функций. Например, взять телефонное интервью или комментарий. Многим людям нужны 10 минут в тишине просто для того, чтобы сосредоточиться. Помимо двух переговорных для планерок и встреч, мы разместили прямо в ньюсруме наглухо закрывающуюся телефонную будку с затемненными стеклами – как раз для таких нужд.
- Сделайте пространство для спорта и отдыха. Пусть это будет хотя бы стол для пинг-понга – сидячая работа очень плохо сказывается на здоровье, так что несколько минут обеденного перерыва по возможности лучше уделять двигательной активности. Сотрудники оценят такую заботу. Если же позволяют средства и пространства, можно расщедриться и на небольшой тренажерный зал с душем – именно так поступили в The Daily Telegraph.
- Оставьте возможности для расширения. Если вы подумываете о создании собственной видеостудии или точно знаете, что дизайнеров катастрофически не хватает и когда-нибудь придется нанимать их еще, обязательно заложите эти перспективы в схему вашего ньюсрума. Как минимум постарайтесь определить зоны, которые можно будет переоборудовать под новые нужды. Придумывать потом все с нуля с учетом изменений будет сложнее.
- Ищите свой путь. Универсального рецепта для создания ньюсрума быть просто не может. Например, сотрудники франкоязычной канадской газеты Le Journal de Montreal поняли, что всем сотрудникам газеты необязательно находиться в редакции все время – большая часть корреспондентов все равно работает в поле. В итоге они искусственно ограничили количество рабочих мест непосредственно в ньюсруме. Впрочем, если одному-двум репортерам все-таки не хватит места за рабочим столом, они всегда могут приютиться на одном из подоконников с ноутбуком.
Сейчас, через полтора года после переселения RBTH в интегрированный ньюсрум, коридоры и кабинеты в качестве организации рабочего пространства кажутся дурным сном. Лишние стены и перегородки – это то, что точно никак не может поспособствовать качественной журналистике, и чем быстрее вы сможете от них избавиться, тем лучше будет для вашего издания. Поверьте, эффект не заставит себя долго ждать.
Всеволод Пуля, директор цифровых проектов Russia Beyond the Headlines (ЗАО «Российская газета»)
Журнал «Журналист»