Еще не исполнилось и десяти лет, как в городах Урюпинске и Камышине Волгоградской области наконец-то зазвучало радио. Эти города не попадают даже под определение малых, но зато по количеству радиостанций сегодня, несмотря на поздний старт, уже могут конкурировать с областным центром. Причем станциям с собственным программированием радиослушатель отдает предпочтение.
Почему “Урюпинск FМ”, “Авантаж” и “Камышин FМ” опережают по числу слушателя сетевиков, и как им работается в условиях рекламного “нанорынка” (так его здесь в шутку называют), рассказывают руководители этих радиостанций.
Урюпинск. Население – 42 тысячи человек. Общее количество радиостанций – 6.
“Человек, слушая наше радио, должен, как минимум, не переключить, как максимум, сделать погромче”
Радио в Урюпинск пришло после интернета. В город, находящийся от областного центра Волгограда в 350 километрах и гордо прозванный в народе “столицей российской провинции”, приходило оно “со скрипом”. «Как вспомнишь – так вздрогнешь»,– говорят радийщики-первопроходцы.
Максим Толстов, директор и главный редактор радиостанции “Урюпинск FМ”:
Шел 2003 год, и мы сталкивались как с бюрократией, так и, что греха таить, сами первое время иногда что-то делали неправильно. Три года ушло на получение частоты, согласования, подготовку документов. В договорах прописывались конкретные даты их рассмотрения, но это все не выполнялось. На наши постоянные звонки нам отвечали: «всё в работе». Мы сталкивались с какими-то реорганизациями, документы переходили из одного министерства в другое, где-то «зависали». И тогда, и теперь поддержку и помощь нам оказывает директор волгоградского радио "Новая Волна" Алексей Валентинович Куимов.
Максим Толстов, директор и главный редактор радиостанции “Урюпинск FМ”
Все это время Максим, бывший врач, не сидел сложа руки, а занимался самообразованием и подготовкой к новой профессиональной деятельности, читал и приобретал теоретические знания. Взял кредит в банке и заручился поддержкой друзей. Как в каламбуре: проработав семь лет в отделении неотложной хирургии местной больницы, он и здесь оказал срочную помощь своему родному городу, в 2006 году наконец-то из радиоприемников Урюпинска зазвучала русскоязычная музыка. Второму учредителю радиостанции и партнеру особо переучиваться не пришлось. Ответственность за техническую часть взял на себя Сергей Гамзагаев, бывший военный-связист, работавший когда-то в системе спутниковой связи.
Максим Толстов, директор и главный редактор радиостанции “Урюпинск FМ”:
Нам сразу надо было найти беспроигрышный долгоиграющий вариант относительно аудитории. Глубинка – это всё-таки менталитет музыки формата “Русского радио”. Это и стало на тот момент главным критерием в выборе формата станции. Возможно, начни я сейчас, что-то могло бы поменяться, но, оценивая общий итог, могу сказать, что вариант "Русского радио" стал для нас стратегически верным.
Первые годы телефон был раскалён. Наконец-то урюпинцы получили возможность передавать приветы друг другу. И неважно, что друг живет от тебя в двух шагах!
Так радиорынок Урюпинска начал потихоньку расти. Сегодня в эфире здесь звучат 6 радиостанций, и две из них – с собственным программированием! Причем, первая открывшаяся несетевая станция "Авантаж FM" выбрала формат, рассчитанный на определенного слушателя.
“Авантаж” считает то, что каждый житель Урюпинска может дозвониться в прямой эфир в будни с 7 утра до 8 вечера, а в конце недели диджеи работают почти до полуночи, что для провинции не очень характерно. Обычно в выходные эфир управляется в автоматическом режиме.
“Урюпинск FM”, принадлежащих одному учредителю, работают всего три человека. «И швец, и жнец, и на дуде игрец» – это о них. Универсальность они считают одним из основных принципов работы. Поэтому никто не сидит в офисе в ожидании звонка клиента.
Максим Толстов, директор и главный редактор радиостанции “Урюпинск FМ”:
Даже когда мы открылись, никакой рекламодатель на радио не потянулся. Пассивными продажами мы можем похвастать только в декабре. Остальное время года – это активные продажи. Я сам прихожу, сам звоню. Зачастую разговаривать сложно, потому что люди не представляют возможности рекламы для своего бизнеса. Это для них – деньги на ветер. А все потому, что думают, что их все знают. Город у нас небольшой, но это не значит, что у нас один магазин на весь Урюпинск. Магазинов у нас хватает, и, чтобы человек пришел именно к тебе, ты должен о себе заявлять и рассказывать.
В эфире урюпинских радиостанций не услышишь анонсы товаров и услуг областного значения. Лишь за единственным исключением может прозвучать реклама волгоградского автосалона или провайдера мобильной связи. Ориентация исключительно на местную экономику позволила местным СМИ сохранить стабильные продажи рекламы в кризисные моменты. А вот рекламный медийный рынок городов уровня Михайловки, которые находятся ближе к Волгограду и живут за счет рекламы волгоградских товаров и услуг, в кризисный момент пострадали больше.
Свою популярность каждый определяет своими методами. “Урюпинск FМ” провел уличное анкетирование 500 жителей. Опрос «Какое радио вы слушаете?» выявил, что радиостанция держит лидерские позиции. Такие же результаты, только в пользу “Авантажа”, дал опрос на городском независимом итернет-форуме. Так или иначе, одеяло на себя никто не тянет, друг друга работники станций называют коллегами, а из эфира не стремятся делать “капустник”, чтобы всем угодить. “У нас задача такая: слушая наше радио человек должен как минимум не переключить, как максимум – сделать погромче” (Урюпинск FМ).
Камышин. Население – 120 тысяч человек. Общее количество радиостанций – 10.
“Камышин FМ” взял себе этот лозунг и следует ему, несмотря ни на что. Директор Олег Брязжиков, бывший офицер и лидер местного КВН-движения считает, что любая информация, звучащая на радио, даже рекламная, должна нести пользу.
Олег Брязжиков, главный редактор радиостанции “Камышин FМ”:
У нас внутренняя политика такая: мы не размещаем рекламу, если она не входит в формат хорошей музыки и позитива. Например, недавно к нам обратился тир с несколько сомнительным рекламным лозунгом. Мы вынуждены были отказать заказчику, объяснив, что нас также и дети слушают. При подготовке информационных сообщений мы не любим копаться в грязном белье. Миссия радио не в этом. Жизнь в нашем городе сложная, мы не хотим говорить, что живем в глухой провинции, что у нас проблемы в ЖКХ, неустроенный быт. Мы стараемся говорить о позитивных моментах.
Роль обличителя в городе отводится печатным изданиям и интернет-ресурсам, на радио же о проблемах говорят без излишнего критицизма. Но это не мешает радиостанции влиять на принимаемые местной администрацией решения. За полгода работы редакция уже может считать себя причастной к ремонту дороги на Фабричной улице. О её состоянии в эфире говорилось не раз. Восстановленные 2 километра дорожного полотна, где постоянно случались дорожные происшествия – также и заслуга “Камышин FМ”, говорят в редакции. Сотрудники радиостанции называют благополучие города и его жителей своей приоритетной задачей.
Олег Брязжиков, главный редактор радиостанции “Камышин FМ”:
У нас слушатель от 25-27 лет до 60. Но недавно бабушки 80-летние звонили, благодарили за информацию по установке счетчиков. Мы действительно об этом очень долго рассказывали. Я считаю, что радиобизнес должен быть социально направленным.
Запуская свое радио в маленьком городе, подчеркивает Олег, нужно постоянно помнить при создании программ о том, чем живут его обитатели, и что характерно для региона.
Мысль создать проект “Не замужем” подсказал сам город с его нехваткой мужского населения. В течение трех месяцев 15 участниц проходили школу красоты, выбирая себе пару. И одна конкурсантка по окончании проекта действительно вышла замуж. Для нас это – тоже успех.
“Камышин FМ” выходит ежедневное двухчасовое утреннее шоу, трехразовые выпуски местных новостей и другие тематические программы. При этом вся редакция ютится на шестнадцати квадратных метрах, имея в своем распоряжении один вещательный компьютер. Рекламные ролики приходится писать во Дворце культуры, потому что собственной студии звукозаписи пока нет. Штат, как и количество коллег в Урюпинске, невелик: ведущий, журналист, директор, звукорежиссер. Они сами планируют бюджет, и вот только сейчас (радиостанция вещает с мая 2012 года) должны “выйти в ноль” и освободиться от задолженностей. Конкуренция на рекламном рынке, где, помимо тебя, “крутятся” еще девять станций, дает о себе знать.
В Урюпинске же существует уже налаженная и прибыльная схема сотрудничества с рекламодателем. При производстве роликов радийщики решили отойти от стандартного подхода. Здесь рекламодателю не продают секунды.
Максим Толстов, директор и главный редактор радиостанции “Урюпинск FМ”:
Раньше у нас была посекундная тарификация за размещение рекламы. Рекламодатель, пытаясь сэкономить, предлагал сокращать длительность ролика. Пытался уложиться, например, в 15, а не в 20 секунд. От этого страдала эффективность рекламной кампании. Сейчас у нас установлена единая цена за выход ролика до 30 секунд. Рекламное время, даже в рамках девяти минут в часе, никогда не бывает заполнено полностью. Мы решили: зачем времени пропадать – поэтому и взяли единый стандарт.
А вот креативность в производстве рекламы “made in Urupinsk” оценили даже в США. «Урюпинск FМ» взял главный приз на фестивале русскоязычной рекламы “AdVision Awards” в Нью -Йорке в 2010 году в номинации “Русский стиль”. Тогда, согласно своему лозунгу, радио прозвучало, действительно, “очень громко”.
Справка:
Максим Толстов, директор и главный редактор радиостанции “Урюпинск FМ”:
Образование высшее. Закончил Волгоградскую медицинскую Академию. После получения диплома решил не оставаться в крупном городе, а вернулся в Урюпинск. Отработал 7 лет в неотложной хирургии и травматологии. Ушел из профессии в связи с неприятием коррумпированности в системе здравоохранения. Идею по открытию в Урюпинске радиостанции удалось воплотить в жизнь. Причем вдвойне. Вначале появилось "Русское радио". Затем "Урюпинск FM".
Олег Брязжиков, главный редактор радиостанции “Камышин FМ”:
Офицер, выпускник КВВСКУ (Камышинское Высшее Военное Строительное Командное училище). Стоял у истоков КВН в Камышине, и по сей день являясь лидером его движения. Долгое время занимал пост председателя комитета по делам молодежи администрации города. Возглавил открывшуюся радиостанцию "Камышин FM" в мае прошлого года. Также известен в области как автор-исполнитель своих песен. О своем "дорадийном" прошлом написал песню "Офицеры камышане".
Александр Петров, главный редактор радиостанции «Авантаж», Урюпинск:
Возраст 27 лет. Учебу в Государственной Лесотехнической Академии Воронежа совмещал с работой радиоведущего на одной из городских радиостанций. Затем в Волгограде работал менеджером рекламы в различных изданиях. На "Авантаже" начинал работать корреспондентом, продолжил – ведущим. После работы по программированию эфира занял должность главного редактора, не оставив, однако, ведение прямых утренних эфиров. "На радио и в жизни сохраняю максимально активную позицию. Как быстро проблемы накапливаются, так же быстро и решаются. Кроме того, на работе есть поддержка в виде мощного сплоченного коллектива, готового работать. Да и опыт в разных областях медиабизнеса помогает: та же должность корреспондента даёт много нового в плане общения и понимания основ социальной психологии. Так что, если бы можно было написать в трудовой книжке вместо должности что-то вроде «работает от чистого сердца» или «от души», несомненно, вписал бы".
Полина Фатеева