Германский издательский дом Bauer и группа Hearst Shkulev Media рассматривают возможность выкупа российской версии журнала Cosmopolitan. Сделка могла бы дать старт распродаже российских активов финской группы Sanoma. Источники говорят об интересе пула инвесторов с участием Дерка Сауэра к газете «Ведомости». В Sanoma утверждают, что не планируют продавать бизнес в России.
Издательский дом Sanoma Independent Media рассматривает возможность продажи флагманского журнала — российской версии Cosmopolitan, рассказали «Газете.Ru» два источника на медийном рынке.
По словам одного из них, покупателями могут выступить холдинг Hearst Shkulev Media и российский офис Bauer Media Group. Другой подтверждает только интерес со стороны Bauer.
«В Bauer Media как минимум обсуждали возможность покупки Cosmopolitan», — говорит источник, близкий к одному из потенциальных покупателей, добавляя, что тема поднималась в декабре на уровне берлинской штаб-квартиры Bauer.
В 2012 году Bauer Group выкупила немецкую и чешскую версии Cosmopolitan. Компания расширяет присутствие в премиальном сегменте, но эти сделки не связаны с возможным выкупом российского издания, рассказал источник, знакомый со стратегией германского издательского дома.
«Мы пока не даем никаких комментариев по этой теме», — говорит представитель российского подразделения Bauer Media Group.
Hearst Shkulev Media заинтересован в покупке Cosmopolitan, говорит другой источник на рынке. «Изначально бренд Cosmopolitan принадлежит Hearst, а американскому холдингу, в свою очередь. принадлежит 50% Hearst Shkulev Media. Это логичный возврат своего актива»,— объясняет он.
Президент Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев отказался от комментариев. Источник, близкий к холдингу, опроверг данные о переговорах с Sanoma.
Издатель группы изданий Cosmopolitan Елена Васильева отказалась от комментариев, добавляя, что ей неизвестно о готовящихся сделках.
В финской компании назвали информацию о возможной продаже Cosmo «неправдивыми слухами». «Мы не собираемся продавать российское подразделение Cosmopolitan, — сказал «Газете.Ru» вице-президент по коммуникациям финской Sanoma, которой принадлежит компания SIM, Робин Янсен. — Sanoma работает в России на протяжении многих лет с большим успехом, мы довольны хорошими позициями Cosmopolitan и изучаем возможности дальнейшего развития российских активов».
Но в 2012 году руководство финской Sanoma запустило процесс реорганизации бизнеса, в частности, издательский дом планировал сокращение штата сотрудников. В компании перемены объяснили ожиданиями замедления роста экономики с негативным влиянием на доходы средств массовой информации.
В сентябре 2012 года пост генерального директора SIM покинула Елена Мясникова. В ноябре она заняла пост вице-президента в медиахолдинге Михаила Прохорова РБК. Тогда же глава наблюдательного совета SIM Дерк Сауэр возглавил холдинг Прохорова, сохранив должность в структурах Sanoma.
SIM лидирует по выручке среди российских издательских домов. Аналитический центр «Видео интернешнл» оценил доходы ИД от рекламы за 2011 год в 4,1 млрд рублей. В портфель ИД входят около 50 изданий с аудиторией 12 млн человек, включая Cosmopolitan, Men's health, Esquier и деловую газету «Ведомости», а также линию корпоративных журналов.
В структуре Sanoma Independent Media три компании. Первая — «Фэшн Пресс» — совместно с Hearst издает журналы премиального сегмента Cosmopolitan, «Домашний очаг», Harper's Bazaar, Esquire и Robb Report, совместно с итальянской компанией Mondadori SIM выпускает журнал Grazia, а газету «Ведомости» издает ЗАО «Бизнес ньюс медиа», которое на паритетных началах принадлежит SIM, Pearson и News Corp. Руперта Мердока. В СПАРК указана выручка ЗАО за 2011 год на уровне 1,006 млрд рублей при чистом убытке в 26,6 млн рублей.
Для SIM журнал Cosmopolitan основной источник дохода в российском бизнесе, говорит источник, знакомый со структурой выручки издательского дома. Это cash cow (гарантированный источник денег, «дойная корова» холдинга), заметил другой источник.
Усредненное количество читателей одного номера издания Cosmopolitan в России в период с мая по октябрь 2012 года составляет 5,86 млн человек — это самые высокие показатели читаемости среди российских изданий, Cosmopolitan Shopping — 564,7 тыс. человек, «Cosmopolitan Психология» — 441,3 тыс. человек.
«Cosmopolitan — основной актив, — говорит один из источников. — Пока у Sanoma нет решения продавать всё. Но никто не исключает, что Sanoma изменит свою стратегию и захочет продать весь российский бизнес».
Четыре участника российского медиарынка утверждают, что Sanoma также рассматривает возможность продажи деловой газеты «Ведомости».
Потенциальный покупатель — подконтрольный Прохорову РБК, утверждает менеджер этого холдинга, по данным которого, завершение переговоров возможно к весне 2013 года, и участвуют в них все акционеры «Ведомостей» — Sanoma, американская News Corp. и британский издательский дом Pearson (паритетные совладельцы компании Delovoi Standart Ltd, которой принадлежит ЗАО «Бизнес ньюс медиа» — издатель «Ведомостей»). Запрос в американскую компанию остался без ответа. Чарльз Госдсмит, представитель Pearson, сообщил, что компания не комментирует статус своих инвестиций. «Но мы долгое время были активным партнером «Ведомостей» и продолжаем быть», — подчеркнул он.
Два других источника подтверждают возможность продажи «Ведомостей», но говорят, что покупателем выступит не РБК. «Это компания, аффилированная с политическими интересами владельца, издатели Financial Times и The Wall Street Journal не будут продавать газету, так как ее репутация имеет большое значение», — говорит один из них.
Возможная схема сделки предполагает участие Дерка Сауэра, как одного из инвесторов, и в таком формате не исключает привлечение средств у структур Прохорова, говорит российский медиаменеджер. «Основатель «Ведомостей» способен найти общий язык со всеми акционерами издания», — объяснил он.
В фонде ОНЭКСИМ, управляющем активами Прохорова, отказались от комментариев. Пресс-служба РБК не смогла оперативно ответить на запрос в адрес Сауэра. Получить комментарий через приемную издателя «Ведомостей» Михаила Дубика не удалось.
Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов оценивает бизнес российского Cosmopolitain в 95—140 млн евро. «Cosmo представляет собой высокомаржинальный бизнес. Норма прибыли составляет больше 30%, его оборот составляет 45—55 млн евро, или четверть оборота российской Sanoma. При такой норме прибыли и типовому мультипликатору EBITDA по такого рода (прибыльным, лидирующим, развитым) активам составляет 7,2—8», — поясняет он. Кроме того, довольно трудно оценивать бизнес Cosmo без ясного понимания объема и динамики выручки digital-составляющей (у Cosmo популярный сайт, приложения до мобильных телефонов и планшетов), но данные о выручке и даже успешности этих подразделений IMSM не раскрывает, добавил Гатов.
Скидка в процессе переговоров о возможной продаже Cosmopolitan может быть незначительной или отсутствовать, считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова.
«Ведомости» могут стоить $100 млн, может быть, больше. Но эти показатели в значительно меньшей степени привязаны к его финансовым результатам, чем к ценности бренда и партнерств издания, — подчеркивает Гатов. — Поэтому один покупатель согласится заплатить такие деньги, а другой — никогда».