Существует множество инструментов веб-аналитики – недорогих или вовсе бесплатных – которые помогут вам не только измерить величину вашей аудитории, но и получить информацию о том, как люди находят ваш контент, а также другие базовые сведения о вашей аудитории. При таком обилии выбора, вы можете колебаться, на какой системе остановиться, но мы объясним, как вы можете использовать более чем одну систему.
Даже бесплатные системы дают богатую и детальную информацию, говорит в своей рекомендации не очень предвзятый пропагандист технологических решений «Гугла» Авинаш Каушик (Avinash Kaushik):
Yahoo! Web Analytics и Google Analytics бесплатно предоставляют инструменты веб-аналитики мирового класса.
Пользовательские отчеты; расширенное сегментирование; детальное отслеживание мультимедиа; автоматическая интеграция кампаний типа «плата за клик» с поисковыми системами; расширенные функции математической логики; алгоритмические возможности сортировки данных; комплексное отслеживание электронной коммерции; сложные сверхмасштабируемые методы сбора данных, в том числе по пользовательским показателям; открытый, бесплатный и полный доступ к данным через интерфейс программирования приложений (API); великое множество приложений разных разработчиков для превосходной визуализации данных, преобразований данных, встраивания внешних данных и т.п.
Конечно, не везде бал правят западные Интернет-гиганты. В России наверно самым популярным инструментом является «Яндекс.Метрика«, главный конкурент «Гугла».
В зависимости от технологии, использованной для сбора получения данных, цифры в разных системах будут отличаться одна от другой, иногда очень существенно. Например, для одного сайта, который мы изучали, Google Analytics давал количество посещений 714,000 при доле отказов 68%, а «Яндекс» показывал 685,000 посещений, а долю отказов – 20% за один и тот же период. Это не значит, что одна система верна, а другая – нет, но это значит, что необходимо знать различия, особенно сейчас, когда рекламодатели становятся все более искушенными в аналитике и требуют адресного размещения своей рекламы.
Из этого вытекают два следствия: во-первых, очень полезно иметь два инструмента на своем сайте, что позволяет вам сравнивать данные; а во-вторых, важно, чтобы один из инструментов был индустриальным стандартом в вашем регионе, тогда рекламодатели могут легко сравнивать данные с другими сайтами. Очень часто стандартом является Google Analytics, или, как во многих русскоязычных странах, «Яндекс.Метрика», и можно иметь на своем сайте оба этих инструмента.
Поскольку это два серьезных международных игрока на рынке, важно понимать, почему вы видите у них разные данные для одного и того же сайта.
1. Посещения – данные GA могут быть выше «Яндекса» – «Яндекс» предлагает разместить код отслеживания в теле веб-страницы, тогда как Google Analytics требует вставить его в заголовок сайта. Это может показаться несущественным, но, если кто-то начинает загружать страницу и нажимает кнопку «стоп» или «назад» до того, как сработал код, посещение не зачтется. Если вы поместили код «Яндекса» ближе к концу страницы (чего «Яндекс» рекомендует не делать, но что возможно), есть шанс, что код не сработает, тогда как в Google Analytics он уже сработает, поскольку находится в заголовке – первом, что загружается. В результате Google Analytics учтет визит, а «Яндекс» – нет.
2. Общее число просмотров страниц – данные GA могут быть выше «Яндекса» – если посетитель обновит страницу в течение пятнадцати секунд с начала посещения, «Яндекс» не сочтет это вторым просмотром страницы, а Google Analytics – сочтет. Это не повлияет на число уникальных просмотров, но будет разница в общем количестве просмотров страниц.
3. Показатель отказов – В соответствии с настройками Google Analytics по умолчанию, любой пользователь, посетивший одну страницу, а затем ушедший с сайта, считается «отказавшимся», даже если он провел на странице больше 20 минут, но не произвел ни одного другого действия. «Яндекс», напротив, будет считать кого-то «отказавшимся», если тот посетил одну страницу и провел на ней меньше пятнадцати секунд. Поэтому показатель отказов «Яндекса» – более правдивый индикатор числа людей, которые зашли на ваш сайт и не нашли того, что искали.
4. Демография – в отличие от Google Analytics, «Яндекс.Метрика» будет стараться определить возраст и пол посетителя, и строить свои отчеты на этих параметрах.
Таким образом, как вы видите, для сайта с большим трафиком вы получите разную информацию от Google Analytics и от «Яндекса.Метрики». Вероятно, стоит установить оба инструмента, чтобы видеть информацию о ваших пользователях с двух разных углов зрения.