В попытке оказаться там, где читатель, многие издания уходят в Facebook, желая зацепить многомиллионную аудиторию, позволяя им читать свои новости, не выходя за пределы социальной сети. Многие запускают свои Facebook-приложения, представляющие собой как бы «газету внутри Facebook», которая создаётся не просто статьями с сайта, но ещё и с учётом поведения пользователей.
Но последние изменения по выдаче новостей, которые ввёл Facebook, заставляют издания передумать. Например, у The Guardian ещё весной начались проблемы с количеством ежедневных пользователей их Facebook-приложения:
График: buzzfeed.com
График: buzzfeed.com
Ну и не у них одних:
Guardian. Когда они запустили своё приложение, за неделю его установили порядка 12 млн человек. 6 млн человек в месяц читали страницы этого приложения. Более того, трафик с Facebook стал выше, чем с Google. А потом всё рухнуло.
Посмотрите на данные, которые приводит один из разработчиков этого приложения:
Facebook Social Readers — Martin Belam from Incisive_Events
Кроме чисто фэйсбучных проблем, которые Facebook сам же себе и сделал новым алгоритмом выдачи новостей, существовала проблема юзабилити.
Для тех, кто не являлся подписчиком этого (да и любого другого) приложения, ситуация была следующей:
1. Видите, как кто-то поделился ссылкой.
2. Нажимаете на неё.
3. Вас выбрасывает на страницу «Установите приложение».
4. Вы говорите — да ну вас в пень, итак полно спам-приложений
5. Копируете название статьи в поисковик.
6. Находите и читаете это всё напрямую на сайте издания.
В итоге, сегодня это приложение установлено у 2,5 млн пользователей. И это после 12 млн всего год назад.
Дальше. Пользователи, которые переходят по ссылкам, не попадают на сайт. Они попадают на страницы приложения. Поэтому продвать им рекламу нельзя. Так им образом, издания (Guardian, в нашем случае) просто отдают свой контент на сторону, позволяя Facebook получать все основные бенефиты от этого контента. А тут ещё этот новый дурацкий алгоритм выдачи.
В общем, всё шло к тому, чтобы это приложение закрыть. Что Guardian и делает с сегодняшнего дня.
Теперь все ссылки, которые будут появляться в Facebook, будут вести напрямую на сайт издания, переводя трафик в нужное русло.
Любопытно будет посмотреть на данные по аудитории и её поведению после этого шага. Будем следить за этой информацией и обязательно расскажем об этом.
Кстати, Washington Post поступила аналогично — издание вывело своё приложение SocialReader из Facebook на отдельный сайт. Как сказал глава цифрового подразделения WaPo Виджей Равиндран, «мы хотим сделать приложение более настраиваемым и обеспечить большую приватность пользователям«.
Проблема так называемого social reading в том, что контент уходит с сайтов на другие платформы, которые не поддаются управлению издателями этого контента. Поэтому новостным ресурсам, чей трафик с социальных сетей составляет серьёзную часть общего трафика, не стоит оставлять эту аудиторию на других платформах. Социальные сети должны быть не местом чтения контента, а местом его обсуждения и распространения.
Кстати, исходя из этого предположения, комментарии на сайтах давно уже можно отключать, потому что аудитория «комментирует» или высказывает своё отношение к контенту не на сайте-источнике, а в своих профилях. По одной простой причине — там его мнение увидят больше друзей, есть возможность инициировать обсуждение в своём русле. Да и для изданий это хороший выход, чтобы снять с себя ответственность за «неподобающие» комментарии, которые, по-хорошему, необходимо удалять, исходя из «политик комментирования». С соцсетями же всё проще — пишите, что хотите у себя в профилях, издания не несут за это ответственность.
Второй момент — контент должен распространяться. В соцсетях для этого открыты все возможности. И вам не нужно подписываться на очередной приложение в Facebook.
Просто переходите по ссылкам, читайте, лайкайте, делайте ретвиты. И не нужно усложнять пользователю жизнь, вводя дополнительные преграды в виде приложений.