Российский Интернет, который часто обозначают словом Рунет, переживает взрывной рост, сделав Россию в прошлом году одним из самых быстроразвивающихся рынков Интернет-рекламы. Россияне – одни из самых заядлых пользователей социальных сетей, и здесь есть свой букет Интернет-компаний, которые получают преимущества от такого роста.
При этом возникает вопрос о том, как традиционные медиа должны реагировать на этот рост и позиционировать себя, чтобы наилучшим образом обслуживать аудиторию, которая все больше ищет в Интернете не только контент, но и возможности онлайн-общения.
Чтобы понять не только развитие и рост Рунета, но и влияние, которое это оказывает на медиа и на правительственное регулирование этой сферы, мы поговорили с директоромЦентра изучения Интернета и общества при Российской экономической школе в Москве Сэмом Грином (Sam Greene). В этом центре, говорит Грин, «мы пытаемся понять, каким образом новые медиа меняют наш образ жизни, как они соотносятся друг с другом, с политикой, с экономикой». Центр связан с аналогичной работой, которая ведется по всей России и в мире, цель которой понять, как Интернет и новые медиа меняют наши общества. У Центра есть партнеры в США, Великобритании, Индии, Китае, Гонконге и Южной Африке.
«Интернет как источник информации уже невозможно просто игнорировать», – говорит Грин. Он давно уже перестал быть узкоспециальным инструментом или элитарным видом медиа, добавляет он, поскольку от 30 до 40 процентов россиян используют Интернет как важный источник информации.
Дело не только в том, что больше людей имеют доступ к Интернету. Поскольку доступ через широкополосное соединение становится все более распространенным, большее число людей могут потреблять и создавать видео, аудио и другие медийные продукты. «Это придает (Интернету) актуальность и эмоциональную включенность, характерные для радио и телевидения и » – прибавляет он.
При таком росте Рунета как важного источника информации, он оказывает влияние и на тех, кто им не пользуется. Интернет еще не ровня телевидению в плане определения общественной повестки дня, говорит Грин, но уже приближается к нему. Новости – это нечто большее, чем то, что мы видим по телевидению, слушаем по радио или читаем в пресс, новости также наполняют наши каждодневные разговоры. “Даже, если ваша бабушка не заходит в Интренет, ее взгляды формируются информацией, которую она слышит от внуков», – говорит Грин.
Эксперименты с кросс-платформами
Поскольку такой быстрый рост использования Интернета – явление довольно недавнее, рекламный рынок в России остается относительно устойчивым по сравнению с другими странами мира, а это значит, что в России до сих пор можно зарабатывать большие деньги в печатных изданиях, местных газетах и на местных телеканалах, считает Грин.
Несмотря на сегодняшнюю устойчивость традиционной медиамодели в России, основанной на доходе от рекламы, уже существует понимание, что через десять лет аудитория газет и телевидения уже не будет такой большой, как сейчас. Это приводит к тому, что разрабатывается множество медиамоделей на кросс-платформах, поскольку люди очень заинтересованы донести до аудитории свой мессадж через Интернет, добавляет Грин.
И читатели откликаются на это. Российские читатели всегда с удовольствием высказывали редакторам, что они думают, но Интернет только усилил эту интерактивность.
«Все это сильно осложняет задачу тех, кто хочет контролировать информационное пространство, это будет труднее сделать, поскольку пространство обратной связи в Интернете работает гораздо быстрее» – утверждает Грин.
Цифровые технологии добавили еще один важный элемент – гражданскую журналистику. Самый впечатляющий пример этого был продемонстрирован этим летом во время наводнения в Крымске, от которого погибли больше 170 человек. Это регион, где крупные медиакомпании на держат постоянных корпунктов или корреспондентов, но люди рассказали свои собственные истории, используя фотографии, которые они сделали на свои мобильные телефоны.
«Многие журналисты сейчас обнаруживают, что их работа – использовать и отфильтровывать то, что присылают люди и превращать это в проверенные и надежные новостные сообщения», – отмечает Грин.
Государство пытается контролировать Интернет
Несмотря на то, что такие перемены затрудняют контроль Интернета, государство поменяло свою позицию в отношении уровня, на котором оно хочет контролировать Интернет. Грин говорит:
В начале президентского срока Медведева, то есть пять, может быть, шесть лет назад, когда люди критиковали отсутствие независимости на телевидении и недостаточное разнообразие тем и мнений в СМИ, идущих в мейнстриме, Медведев и другие представители власти с удовольствием указывали на Интернет как на место, где у вас есть плюрализм. … Было такое чувство: «Ну, хорошо, пусть Интернет делает то, что хочет, а люди – то, что хотят они.
Теперь они чувствуют, что уже не могут смотреть на это так же благодушно и отстраненно, как прежде.
Несмотря на эту перемену, Грин не считает, что правительство перейдет к систематической форме контроля, как в Китае. Дело не только в том, что создать такую систему контроля будет дорого. Правительство понимает и то, что оно рискует, если оно установит государственную систему контроля. Хотя невозможно точно установить заказчика DDoS-атак против таких сайтов, как популярный ресурс блогов «Живой журнал», все считают, что государство в этом участвовало, и реагировали на это с возмущением.
Как должны реагировать медиакомпании?
Учитывая быстрый рост Интернета и изменение политики государства, перед медиаорганизациями встает задача определиться с тем, как они будут реагировать на такое развитие событий.
Грин говорит:
Для начала, у вас все должно быть в порядке с точки зрения журналистики. Хорошая журналистика всегда остается хорошей журналистикой — будь то в Интернете, будь то оффлайн. (Аудитория) может конечно придти к вам, потому что у вас есть всякие красивые «бантики» и «рюшки», но останется она, только если вы дадите им качественный сервис.
Вместе с тем, Грин отмечает, что медиакомпании должны осознавать, что Интернет это не просто место, где люди могут почитать то, что вы написали, или посмотреть то, что вы сняли. Интернет это интерактивное пространство и в нем можно создать новые, позитивные, заинтересованные отношения журналистов со своей аудиторией.
Чтобы понять весь потенциал Интернета, Грин советует журналистам не бояться технологий. Ведь очень многое может быть сделано и без крупных инвестиций, благодаря новым, низкозатратным и бесплатным инструментам и сервисам.
Добиться успеха не значит создать дорогостоящий веб-сайт, это значит «начать диалог и участвовать в этом диалоге».