Информационные радиостанции, тем более с собственным программированием, как правило, появляются в холдингах вслед успешно ретранслируемым сетевым станциям. Происходит это обычно тогда, когда доверие аудитории уже завоевано, и средства для запуска собственного проекта накоплены. Но это – знакомая схема в наши дни.
У медиаобъединения Вологды история началась еще в 1996 году, когда регистрация холдингов в юридической практике не была распространена, а сетевое радиовещание лишь набирало обороты. Однако наблюдался подъем на медиарынке и начиналось вложение капиталов в СМИ. Именно в тот период на частоте 106.9 появилось музыкально-информационное радио «Премьер» с полностью собственным контентом.
В 1997 году в Вологде начала выходить общественно-политическая газета «Премьер», позднее в составе медиагруппы появились радиостанция музыкальной направленности с собственным программированием «Рос радио» и «Радио хорошего настроения» (сетевой партнер DFM), типография и информационный сайт, агентство подписки «Премьер – периодика», сеть киосков по продаже прессы «Роспечать –Вологда».
Как радио удавалось сохранить лидерские позиции да еще и принять масштабы конкурентоспособного холдинга, рассказывают главный редактор радиостанции «Премьер» Юлия Арсеньева и директор холдинга Роман Романенко.
Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:
Нам очень долго пришлось доказывать, что мы многого стоим, мы потратили много времени, чтобы сейчас звучало наше имя. Знаете, для нас признание слушателя – это произнесенная им фраза « ... ну, ведь на “Премьере” сказали!..». Другие радио по контенту едва ли могут составить нам конкуренцию. У них выходят новости о том, как прошло совещание в правительстве, как мэр открыл детский сад, а в такой-то школе состоялся праздник. Мы позволяем себе непозволительные и остросоциальные вещи. Люди поэтому нас и слушают, потому что мы можем что-то эдакое «выкинуть», остальные же СМИ - елей и патока. Сейчас аудитория стала ценить прямой эфир, правдивый источник информации, и мы это чувствуем.
На радиоволне «Премьера» можно услышать комментарии о том, может ли чиновник носить часы стоимостью в его годовую зарплату и сколько стоят часы вологодского губернатора? Что стоит за повышением цен на топливо в регионе? Как можно состоять в депутатском корпусе области, имея за плечами обвинение в групповом изнасиловании? Кому выгодно сносить в Вологде архитектурные памятники?
«Премьер» говорит, что свою «злободневную нишу» редакция заняла прочно. Изначально радиостанция определилась, что тягаться с сетевиками по музыкальному и развлекательному контенту не стоит, сделав ставку на «свое, родное». В эфире рассказывают обо всем, что происходит в регионе, и из «провинциальности делают конфетку». Так, по освещению ситуации на дорогах и городских пробках, по авариям в жилищно-коммунальной сфере редакция не видит себе равных. Поэтому в эфире может прозвучать вдруг среди часа: «Иван Петров с улицы Новгородской, вы топите соседей, быстро вернитесь домой».
Все, что происходит в городе, контролируют корреспонденты радиостанции, называющие себя дежурными по городу. Они могут оказаться на месте происшествия раньше городских служб. И такое бывало.
Информационные включения на радио – на тридцатой минуте. Подача новости или любопытного факта в форме обсуждения с ведущим эфира выдерживаются в неформальной манере, в отличие от более классических новостных блоков в начале каждого часа.
Радиостанция – сама по себе еще и информагенство, и источник информации – это собственные контакты, специализированный твиттер «дороги 35», социальные сети и форумы, а также свой сайт, где вологжане выкладывают фото и видео и комментируют социальную проблему, с которой сталкиваются.
Репортажи за авторством самих жителей выходят практически каждый день. При небольшом штате в четыре сотрудника в службе информации и одного редактора на новостной ленте, эфир предлагает десять ежедневных выпусков. Выходить с новостями поздно ночью в небольшом городе – нет смысла, говорят в редакции. Как показывают исследования в провинции, после семи вечера слушатель превращается в зрителя, усаживаясь перед телевизором.
Будучи информационным СМИ (30 процентов эфирного времени отдано на то, чтобы информировать слушателя), «Премьер» недавно запустил свою первую разговорную программу – ток-шоу «Повестка дня» с гостями и экспертами в студии. Открыть «площадку без цензуры и купюр» хотели давно, несмотря на некоторые особенности.
Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:
В провинции существует проблема с разговорным жанром. Не все эксперты и специалисты красноречивы и умеют вести дискуссию. Это не как в Москве, где можно услышать очень любопытных гостей в студии. Здесь все же есть склонность у лиц города к официозу, поэтому те же эфиры наших коллег – «Эхо Москвы в Вологде» – не всегда отличаются динамизмом.
Характерное региональное произношение – это то, с чем борются и в журналистских кругах. Вологодский говор в средствах массовой информации жители города не приемлют.
Юлия Арсеньева, главный редактор радиостанции «Премьер»:
Силами исследовательского холдинга «Ромир» и Фонда поддержки независимых СМИ (MVF) мы проводили исследования и выяснили этот факт. И это действительно проблема. Если наши немолодые опытные ведущие имеют чистое произношение, то когда устраиваем кастинг молодых ведущих, понимаем, что вологодский говор у нас никто не отнимет! Вместо «предлагать» , «замечать» у нас «предлагат», «замечат». В то же время добавляются мягкие знаки, где не надо: «пятьдесять», «шестьдесять».
Для местных журналистов диалект может быть не только камнем преткновения в профессии. «Премьер» выбрал его объектом для изучения. Проект радиостанции «Толковый словарь» о региональных просторечиях оценили даже в Российской академии наук. На федеральном конкурсе «Русский язык в электронных СМИ» в 2004 году радио было отмечено наградой наряду с центральными телеканалами и «Эхом Москвы».
Кстати, премий в копилке «Премьера» хватает: три «Радиомании», две «Премии Попова» и несколько наград радиофестиваля «Вместе – радио». Три «руки» за новости, две за репортажи и специальный приз.
Radioportal.ru