Расхожие мнения существуют во всякой среде и медиа-сообщество – не исключение. Иногда это нечто вполне конъюнктурное (вроде реакции на очередное падение котировок Facebook), а иногда – вполне устоявшийся взгляд, который при желании – да и по существу – можно считать стереотипом. Разумеется, не все стереотипы далеки от правды, однако все ее, по крайней мере, упрощают. С мыслью об этом коммуникационная группа Aegis Media провела исследование, в котором проверило адекватность некоторых мнений, бытующих сегодня на российском рынке.
Все затронутые в анализе Aegis данные, так или иначе, касаются разных аспектов поведения потребителей: от стремления покупать люксовые и статусные вещи до привычки расплачиваться за них наличными. По мнению экспертов, иные «медиа-тренды» справедливы лишь с существенными оговорками.Потребление напоказ: умирает, но не совсемС некоторым ростом благосостояния россиян и появлением в стране первых признаков среднего класса, фетишизм, связанный с деньгами и тем, что на них можно купить, начал идти на спад: хотя бы потому, что многое уже куплено, и за доступным не гоняются. Москва, по крайней мере, за последние годы немного приблизилась к западной модели, в которой даже весьма обеспеченные люди могут одеваться в H&M и носить часы Swatch.Данные Aegis, как будто, свидетельствуют о том же: число потребителей, покупающих что бы то ни было, чтобы выглядеть респектабельнее с 2007 года сократилось с 61 до 55%. Также снизилось количество людей, гоняющихся за последними модными новинками – с 47 до 42%. Ровно на столько же (на пять процентов) уменьшилось число тех, кто уверен, что надо показывать или даже выпячивать свое богатство: таких теперь только треть.Когда речь заходит о том, что глупо переплачивать ради звучного лейбла, даже если денег у вас много, перемены еще более очевидны: если в 2007 году в этом были уверены 41% потребителей, то сейчас таких уже больше половины (53%).Однако, по наблюдению Aegis, есть, по крайней мере, одна категория товаров, в которой соображения престижа не только не отступили на задний план, но даже немного прибавили позиций. Если в 2010 году машину ради марки покупали в 40% случаев, то теперь в 42%. Как и два года назад, более трети респондентов хотят, чтобы их авто выделялось на общем фоне, так что производители тех или иных «феррари» и «майбахов» могут пока чувствовать себя на российском рынке вполне уверенно.В целом аналитики Aegis считают, что люксовое потребление рано хоронить, хотя то, что люди стали отдавать предпочтение скорее удобству, чем внешнему статусу, уже довольно очевидно.Интернет съел ТВ: нет и еще раз нетУ всякого, кто просиживает в сети дни напролет (а таких в медиа-сообществе предостаточно), появляется большой и вполне понятный соблазн счесть, что телевидения больше не существует. А если оно и существует, то где-то на периферии общественной и информационной жизни.Специалисты TNS, конечно, могут с этим поспорить, но, действительно, если взять две весьма активные возрастные категории (12-19 и 20-30), то здесь за пять последних лет взрывной рост интернет-присутствия сочетается с постепенным падением интереса к ТВ. Так, в 2007 году в аудиторный охват сети составлял 39% среди подростков и 35% - среди молодых людей; сегодня, по данным M’Index Russia, он достиг около 90% для обеих категорий.Вместе с тем телевизор та же самая аудитория стала включать несколько реже: девяносто шесть процентов пятилетней давности сменились восьмидесяти девятью – сейчас.Однако в целом по стране – да и по миру – популярность интернета пока никак не сказывается на телевидении. Как и в 2007 году, россияне все так же просиживают у голубых экранов в среднем по три часа в день, хотя за тот же период на сеть они стали тратить в восемь раз больше времени (84 минуты вместо 11). Приблизительно столько же смотрят ТВ в Польше, Англии и Японии, а в США даже на полтора часа больше; причем за пять лет привычки в этом отношении почти не изменились. Впрочем, можно отметить, что в смысле онлайн-присутствия жители России даже обогнали американцев, которые уделяют интернету около 72 минут в день.Бытует мнение, что отказ от телевидения в пользу сети может ускориться за счет успехов мобильного интернета, однако эксперты Aegis уверены, что в России об этом пока говорить рано. Для большинства наших сограждан выход в сеть через телефон или планшет либо дорог (так считает больше половины аудитории), либо слишком медлен и неудобен в использовании. Не более 8% взрослого населения залезает в интернет через смартфон, а для планшетов этот показатель не превышает 2%; причем сюда входят и те, кто пользуется мобильным интернетом не чаще раза в неделю.Впрочем, Aegis уже сейчас прогнозирует, что в течение года-двух ситуация кардинально изменится. Сегодня около 80% мобильных операторов по миру планируют сделать мультискриновый доступ в сеть стандартной услугой до конца 2013 года, и российской тройке (Билайн, Мегафон и МТС), скорей всего, придется подтягиваться. Вместе с тем, эксперты уверены, что телевидение еще долго не уступит своих позиций: особенно, если учитывать, что интерактивный просмотр с выходом в интернет уже стал реальностью.Социальная активность потребителейЛишь заядлые скептики будут отрицать, что в последние два-три года общественная активность по самым разным поводам заметно выросла в сравнение с предыдущим периодом. Начиная от помощи пострадавшим при пожарах и заканчивая выходом на демонстрации. Безусловно, апатия предшествующих десяти лет сыграла свою здесь свою роль, и люди – осознанно или нет – испытывают потребность сменить стратегию. К тому же известный рост доходов и решение самых насущных проблем привели к тому, что у отдельных граждан появилась возможность заботиться о чем-то еще кроме сиюминутного выживания.Помимо прочего отсюда вытекает и больший спрос на социально ориентированный маркетинг. 78% россиян хотели бы, чтобы бизнес был более ответственен перед обществом, а 74% предпочли бы продукцию компаний, которые, кроме заботы о собственной прибыли, занимаются и благотворительностью (что на 6% выше, чем два года назад). С этим перекликаются и данные по тратам на социальные проекты со стороны крупных брендов, которые стали резко расти лет пять назад и достигли пика к 2009-2010 годам.Остается пока под вопросом, насколько новый тренд распространен, и в какой степени выходит за рамки чисто декларативных настроений. Aegis Media настаивает на том, что перемен пока больше на словах, чем на деле.С одной стороны люди с готовностью отзываются на нечто чрезвычайное. По данным Левада-центра, в случае какой-либо катастрофы до 43% респондентов готовы жертвовать пострадавшим деньгами, около трети – согласились бы сами их собирать, а каждый пятый вызвался бы организовывать помощь.Однако на повседневном – и в то же время, куда более важном – уровне, желание помогать в обществе пока еще довольно прохладное. Лишь 6% россиян перечислили бы средства в ответ на чью-то персональную просьбу (пусть и вполне мотивированную), а почти две трети уверены, что пожертвовав деньги, будут обмануты.Эксперты Aegis резюмируют, что одного роста благосостояния, которое в среднем по России за десять лет увеличилось в восемь раз, недостаточно, чтобы сделать общество более отзывчивым. Впрочем, нетрудно заметить, что в данном случае нехватка доброй воли во многом вызвана недостатком доверия, инфраструктура которого за последние двадцать лет разрушена в стране весьма ощутимо. Евгений Чепурной, Sostav.ru
Все затронутые в анализе Aegis данные, так или иначе, касаются разных аспектов поведения потребителей: от стремления покупать люксовые и статусные вещи до привычки расплачиваться за них наличными. По мнению экспертов, иные «медиа-тренды» справедливы лишь с существенными оговорками.
Потребление напоказ: умирает, но не совсем
С некоторым ростом благосостояния россиян и появлением в стране первых признаков среднего класса, фетишизм, связанный с деньгами и тем, что на них можно купить, начал идти на спад: хотя бы потому, что многое уже куплено, и за доступным не гоняются. Москва, по крайней мере, за последние годы немного приблизилась к западной модели, в которой даже весьма обеспеченные люди могут одеваться в H&M и носить часы Swatch.
Данные Aegis, как будто, свидетельствуют о том же: число потребителей, покупающих что бы то ни было, чтобы выглядеть респектабельнее с 2007 года сократилось с 61 до 55%. Также снизилось количество людей, гоняющихся за последними модными новинками – с 47 до 42%. Ровно на столько же (на пять процентов) уменьшилось число тех, кто уверен, что надо показывать или даже выпячивать свое богатство: таких теперь только треть.
Когда речь заходит о том, что глупо переплачивать ради звучного лейбла, даже если денег у вас много, перемены еще более очевидны: если в 2007 году в этом были уверены 41% потребителей, то сейчас таких уже больше половины (53%).
Однако, по наблюдению Aegis, есть, по крайней мере, одна категория товаров, в которой соображения престижа не только не отступили на задний план, но даже немного прибавили позиций. Если в 2010 году машину ради марки покупали в 40% случаев, то теперь в 42%. Как и два года назад, более трети респондентов хотят, чтобы их авто выделялось на общем фоне, так что производители тех или иных «феррари» и «майбахов» могут пока чувствовать себя на российском рынке вполне уверенно.
В целом аналитики Aegis считают, что люксовое потребление рано хоронить, хотя то, что люди стали отдавать предпочтение скорее удобству, чем внешнему статусу, уже довольно очевидно.
Интернет съел ТВ: нет и еще раз нет
У всякого, кто просиживает в сети дни напролет (а таких в медиа-сообществе предостаточно), появляется большой и вполне понятный соблазн счесть, что телевидения больше не существует. А если оно и существует, то где-то на периферии общественной и информационной жизни.
Специалисты TNS, конечно, могут с этим поспорить, но, действительно, если взять две весьма активные возрастные категории (12-19 и 20-30), то здесь за пять последних лет взрывной рост интернет-присутствия сочетается с постепенным падением интереса к ТВ. Так, в 2007 году в аудиторный охват сети составлял 39% среди подростков и 35% - среди молодых людей; сегодня, по данным M’Index Russia, он достиг около 90% для обеих категорий.
Вместе с тем телевизор та же самая аудитория стала включать несколько реже: девяносто шесть процентов пятилетней давности сменились восьмидесяти девятью – сейчас.
Однако в целом по стране – да и по миру – популярность интернета пока никак не сказывается на телевидении. Как и в 2007 году, россияне все так же просиживают у голубых экранов в среднем по три часа в день, хотя за тот же период на сеть они стали тратить в восемь раз больше времени (84 минуты вместо 11). Приблизительно столько же смотрят ТВ в Польше, Англии и Японии, а в США даже на полтора часа больше; причем за пять лет привычки в этом отношении почти не изменились. Впрочем, можно отметить, что в смысле онлайн-присутствия жители России даже обогнали американцев, которые уделяют интернету около 72 минут в день.
Бытует мнение, что отказ от телевидения в пользу сети может ускориться за счет успехов мобильного интернета, однако эксперты Aegis уверены, что в России об этом пока говорить рано. Для большинства наших сограждан выход в сеть через телефон или планшет либо дорог (так считает больше половины аудитории), либо слишком медлен и неудобен в использовании. Не более 8% взрослого населения залезает в интернет через смартфон, а для планшетов этот показатель не превышает 2%; причем сюда входят и те, кто пользуется мобильным интернетом не чаще раза в неделю.
Впрочем, Aegis уже сейчас прогнозирует, что в течение года-двух ситуация кардинально изменится. Сегодня около 80% мобильных операторов по миру планируют сделать мультискриновый доступ в сеть стандартной услугой до конца 2013 года, и российской тройке (Билайн, Мегафон и МТС), скорей всего, придется подтягиваться. Вместе с тем, эксперты уверены, что телевидение еще долго не уступит своих позиций: особенно, если учитывать, что интерактивный просмотр с выходом в интернет уже стал реальностью.
Социальная активность потребителей
Лишь заядлые скептики будут отрицать, что в последние два-три года общественная активность по самым разным поводам заметно выросла в сравнение с предыдущим периодом. Начиная от помощи пострадавшим при пожарах и заканчивая выходом на демонстрации. Безусловно, апатия предшествующих десяти лет сыграла свою здесь свою роль, и люди – осознанно или нет – испытывают потребность сменить стратегию. К тому же известный рост доходов и решение самых насущных проблем привели к тому, что у отдельных граждан появилась возможность заботиться о чем-то еще кроме сиюминутного выживания.
Помимо прочего отсюда вытекает и больший спрос на социально ориентированный маркетинг. 78% россиян хотели бы, чтобы бизнес был более ответственен перед обществом, а 74% предпочли бы продукцию компаний, которые, кроме заботы о собственной прибыли, занимаются и благотворительностью (что на 6% выше, чем два года назад). С этим перекликаются и данные по тратам на социальные проекты со стороны крупных брендов, которые стали резко расти лет пять назад и достигли пика к 2009-2010 годам.
Остается пока под вопросом, насколько новый тренд распространен, и в какой степени выходит за рамки чисто декларативных настроений. Aegis Media настаивает на том, что перемен пока больше на словах, чем на деле.
С одной стороны люди с готовностью отзываются на нечто чрезвычайное. По данным Левада-центра, в случае какой-либо катастрофы до 43% респондентов готовы жертвовать пострадавшим деньгами, около трети – согласились бы сами их собирать, а каждый пятый вызвался бы организовывать помощь.
Однако на повседневном – и в то же время, куда более важном – уровне, желание помогать в обществе пока еще довольно прохладное. Лишь 6% россиян перечислили бы средства в ответ на чью-то персональную просьбу (пусть и вполне мотивированную), а почти две трети уверены, что пожертвовав деньги, будут обмануты.
Эксперты Aegis резюмируют, что одного роста благосостояния, которое в среднем по России за десять лет увеличилось в восемь раз, недостаточно, чтобы сделать общество более отзывчивым. Впрочем, нетрудно заметить, что в данном случае нехватка доброй воли во многом вызвана недостатком доверия, инфраструктура которого за последние двадцать лет разрушена в стране весьма ощутимо.
Евгений Чепурной, Sostav.ru