В последнее время вера бизнеса в социальные медиа оказалась существенно подорвана, чему способствовало несколько знаковых событий: падение акций и исход ряда ключевых менеджеров из Facebook, стагнация Google+, отложенное IPO «ВКонтакте». Свою лепту внесли и проблемы с действенностью рекламы в соцсетях, в которой специалисты открыто сомневаются. Разговоры о том, что потенциал рынка переоценен инвесторами, стали в значительной степени общим местом. Некоторые эксперты пророчат соцсетям кризис наподобие того, что десять лет назад переживали «доткомы». Sostav.ru попытался разобраться, стоит ли сектору опасаться финансового коллапса.
Собственно, «проблемы» у соцмедиа начались в мае этого года после выхода Facebook на IPO. Стремительное падение акций интернет-гиганта, которое, по мнению экспертов, еще далеко от завершения, значительно охладило ажиотаж вокруг всего формата. Недаром создатель самой популярной российской соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров решил отложить публичное размещение на рынке бумаг своего детища.
С другой стороны, нетрудно заметить, что проблемы Facebook, бросающие тень на всю отрасль, происходят в большей степени от завышенных ожиданий инвесторов, чем от реальных трудностей соцсети. Только за три месяца с момента IPO число аккаунтов на сайте выросло примерно на 50 млн, и пока ничто не указывает на то, что этот рост пойдет вспять.
Соцсети настолько укоренились в нашей жизни, что каких-то глобальных проблем с ними быть не может
«Неудачное IPO не заставит пользователей перестать использовать Facebook - это очевидный факт, - уверен Евгений Этин, гендиректор агентства Promo Interactive. - Возможно, кто-то ожидал, что ресурс в один момент раз и навсегда заменит пользователям весь интернет. Не исключено, что именно эти ложные ожидания стали причиной активных обсуждений темы ближайшего кризиса соцсетей как вида. Однако объективно Facebook - это действительно новый уровень использования интернета».
К этому мнению присоединяется директор по работе с соцмедиа агентства Grape Михаил Гейшерик: «Соцсети настолько укоренились в нашей жизни, что каких-то глобальных проблем с ними быть не может. Они настолько изменили культуру потребления информации, что в каком-то смысле стали кровеносной системой интернета: все ссылки распространяются через соцмедиа, все авторизации и регистрации зачастую привязаны к аккаунтам в соцсетях. Новые медиа, как мне кажется, уже перешли точку невозврата, когда функционал может изменяться, но с точки зрения организации соцсетей, как части глобальной паутины – здесь в обозримом будущем ничего меняться не будет».
Статистика вполне сходится с выводами экспертов. На сегодняшний день суммарное число аккаунтов в крупнейших соцмедиа-проектах – от Orkut до Twitter приближается к трем миллиардам. Понятно, что реальных пользователей за этим числом ощутимо меньше: у большинства имеется «джентльменский набор» из профилей на нескольких ресурсах, из которых регулярно обновляется один, два, максимум - три. Сюда же следует добавить мертвые, дублирующие и откровенно спамерские аккаунты.
Однако в любом случае на выходе получается миллиард, а то и полтора миллиарда страниц, на которые кто-то постоянно заходит, – причем не только хозяева, но и более-менее значительный круг «друзей». По последним данным агентства UM, 65% интернет-пользователей также являются подписчиками соцсетей (причем абсолютное первенство в рейтинге с 77% принадлежит России). На этом фоне фактическая смерть Myspace, трудности Google+ и биржевое пике Facebook – скорее частные драмы, чем настоящий «кризис жанра».
Sostav.ru