Через пять лет всемирная сеть сможет практически полностью вытеснить телевидение и стать крупнейшим рынком размещения рекламы
Иллюстрация: prihod.eparhia.ru
Если благодаря WikiLeaks весь мир понял силу интернета, то России еще только предстоит это почувтствовать, уверены зарубежные эксперты.
Еще лет десять назад трудно было поверить, что все эти онлайн трансляции, микроблоги и социальные сети прочно войдут в нашу жизнь. Интернет в России был развлечением для богатых, а новый ноутбук и вовсе казался атрибутом олигарха. Хотя еще тогда иностранные журналисты рассказывали своим российским коллегам, о том каким оно будет, теперь уже — наше настоящее. Откуда они все это знали? Видимо, эволюция их СМИ прошла гораздо раньше.
«Я вижу некоторые тенденции, похожие на те, что происходили когда-то в Америке. В частности, в мобильном секторе, который бурно сейчас развивается в России. Люди теперь могут получать информацию, где бы они не находились», — рассказывает вице-президент Издательского дома «The Boston Globe» Джефф Мориарти.
На сегодня в России насчитывается более 330-ти телеканалов, около 25 тыс. газет и журналов, количество радиостанций превысило 2300, а новостных интернет-порталов в стране свыше 400.
В настоящий момент именно интернет-сегмент развивается наиболее устойчиво. В апреле этого года исследовательская группа TNS сообщила: суточная аудитория Yandex превысила 19 млн человек. Это почти на миллион больше, чем, у «Первого канала». О том, что рано или поздно такое случится, говорили давно, но, то ли миф о безусловном превосходстве традиционного ТВ над паутиной оказался слишком устойчив, то ли сеть явно недооценивали. Теперь ситуация иная.
Исследования, проведенные Фондом «Общественное мнение» говорят о том, что уже сейчас для активных слоев населения интернет стал равноценным телевидению источником информации. Самые активные доверяют «паутине» больше чем «телевизору».
«Я не могу сослаться на исследования, но мои личные ощущения, что сеть — гораздо более свободный ресурс информационный, нежели телевидение. Там не смотря на то, что в сети бывает всякое, можно составить более объективные представления», — рассказывает заведующий лабораторией анализа ФОМ, доцент ГУ-ВШЭ Ефим Галицкий.
Подобные тенденции уже сказываются и на распределении рекламных бюджетов. Если раньше львиная доля рекламы приходилась на ТВ, то теперь Останкинская башня перестала символизировать главный двигатель торговли.
В прошлом году выручка «Яндекса» составила 20 млрд рублей, у «НТВ» — на 700 млн больше. В лидерах пока еще остается «Первый канал». Его выручка — 28,8 млрд рублей. По оценке «Видео Интернешнл», в этом году телеканалы заработают на рекламе примерно на 10% больше. «Яндекс» прогнозирует рост выручки на 40-45%. Получается, что уже в этом году «Яндекс» заработает больше, чем «НТВ», а в следующем, вполне вероятно, обгонит и «Первый».
Однако, телевизионщики не унывают, по их мнению, люди в основе своей продолжают проводить больше времени перед «ящиком», нежели перед компьютером.
«Если говорить о том, какую дольку рекламного пирога кушает сейчас интернет, то мне кажется в большей мере это кусок не очень эффективной рекламы в прессе и не очень эффективный наружной рекламы. Не всей, а только тех сегментов, которые не очень эффективны. Я думаю, что ещё какое-то время телевизионные бюджеты будут расти по рынку», — сообщил руководитель отдела исследований интернета аналитического центра «Видео Интернешнл» Алексей Беляев.
Теперь распространять рекламу может кто угодно, в том числе сам рекламодатель. У него есть свои каналы в интернете, он сам заводит себе газеты, медиа. Получается, что каждый бизнесмен сегодня сам себе режиссер и редактор. Качество продукта, правда, иногда оставляет желать лучшего, но выпускники журналистских ВУЗов могут спать спокойно. Работа для них найдется. И, скорее всего, в интернете.