Председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов рассказал, почему он опасается излишнего влияния на редакционную политику президента, и поделился рецептами, как этого можно было бы избежать
Владимир Познер, Михаил Федотов. Фото: ИА REX
— Ваш коллега из рабочей группы тележурналист Владимир Познер так сказал про подписанный президентом указ об ОТ: «Главного редактора и гендиректора назначает президент — все, на этом можно закрыть книжку», фактически похоронив идею создания ОТ. Вы тоже считаете, что подписанный документ ничего общего с ОТ не имеет?
— Во всяком случае, с нашей концепцией он имеет немало общего, хотя далеко не все наши предложения оказались востребованы. Например, в концепции, разработанной рабочей группой по общественному вещанию в рамках Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, предполагалось, что генеральный директор и главный редактор — это два разных лица. Более того, предлагалось, что назначаться они будут не президентом, а попечительским советом, по результатам открытого конкурса. В указе же говорится, что генеральный директор назначается главой государства сроком на четыре года и является одновременно главным редактором телеканала. В указе также ни слова не говорится о создании общественного радио, которое в нашем варианте предусматривалось. Хотя утешает то, что у телерадиокомпании «Звезда», на базе сети распространения которой будет создано общественное телевидение России (ОТР), есть своя радиостанция, а значит, можно будет попытаться приспособить ее для создания общественного радио.
Высказываются также опасения, что в совет по ОТ, который должен осуществлять контроль за ОТР, войдут исключительно нужные Кремлю люди. В указе речь идет о том, что Общественная палата (ОП РФ), которая является по сути государственно-общественным органом, будет предлагать кандидатуры президенту. В нашем варианте предусматривалось, что в этом процессе наравне с ОП РФ должен участвовать и президентский совет, чтобы состав кандидатов был более широким и сбалансированным. Несмотря на то что президент может выбирать членов совета только из предложенных ОП РФ кандидатур, пока еще сама палата не определилась, как и в какие сроки она будет формировать этот short list. А ведь параллельно официальным процедурам всегда существуют неформальные практики. Несмотря на это, все же много наших предложений было учтено. Поэтому, как я считаю, главное, что работа над созданием ОТ в России началась.
— Как будет оцениваться работа руководителя ОТ?
— В указе об этом ничего не сказано, но, исходя из общих принципов трудового законодательства, получается, что гендиректор телеканала будет подотчетен президенту. Если же исходить из общемировых стандартов общественного вещания, то руководитель ОТ должен отчитываться перед советом по общественному телевидению. Однако не будем забывать, что ОТР создается в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации (АНО; по решению президента она будет выполнять функции учредителя, редакции и распространителя общественного телевидения России, создаст ее правительство России. — РБК daily). В этом случае гендиректор ОТР должен отчитываться перед высшим коллегиальным органом управления АНО — наблюдательным советом. Причем закон об НКО устанавливает, что сотрудники АНО могут составлять не более трети состава этого органа. Кто же в таком случае составит остальные две трети наблюдательного совета? Медиаменеджеры, работающие на других телеканалах? Но тогда это породит очевидный конфликт интересов. Следовательно, это должны быть люди, не имеющие непосредственных интересов на телеканалах, но одновременно с этим не являющиеся представителями гражданского общества, — иначе возникает вопрос о дублировании функций совета по общественному телевидению. Не исключен неожиданный ответ: в наблюдательном совете могут оказаться те, кому указ запрещает входить в состав совета по общественному телевидению: депутаты, члены ОП РФ, госслужащие и т.д. Короче говоря, здесь еще очень много неясностей, которые должны быть прописаны в уставе АНО, утвердить который президент поручил правительству.
— Он еще не готов?
— На каком этапе находится подготовка устава, не знаю — после 1 марта, когда на совещании у президента Дмитрия Медведева по теме создания ОТ мы представили свою концепцию и свой проект указа, к данной работе нас не подпускают. Ни мне, ни кому другому из более чем 30 членов рабочей группы совета проект указа не показывали, пока документ не был подписан президентом.
— В прессе уже звучали имена возможных претендентов на должность руководителя ОТ. Все-таки есть понимание того, кто может занять это место?
— Да, слухов много. Я даже читал где-то в Интернете, что обсуждается кандидатура Алексея Навального. Но разве он телевизионщик, разве является профессиональным медиаменеджером? В одной газете написали, что рассматривается и моя кандидатура…
— Рассматривается?
— Конечно, нет. Я — правовед, журналист. Хотя занимаюсь проблематикой общественного вещания с 1999 года и даже написал проект соответствующего федерального закона, но я вовсе не медиаменеджер. Это другая профессия. На мой взгляд, гендиректором ОТР должен быть профессионал в области ТВ, человек с безупречной репутацией, независимый и самодостаточный, верящий в идеалы ОТ. Пример? Генрих Юшкявичюс, бывший заместитель гендиректора ЮНЕСКО. Правда, он уже на пенсии, но в качестве эталона я бы выбрал именно его. Кроме того, вопрос о назначении гендиректора преждевременный: сначала правительство должно учредить АНО и утвердить его устав, а уже следом президент сможет назначить гендиректора. От того, когда будет решена первая задача, зависит, кто будет решать вторую.
— Рассматривались разные варианты финансирования — и абонентская плата, и отчисление процента от выручки телеканалов, в эфире которых идет реклама, в пользу ОТР. Откуда появилась идея получения дохода от endowment (фонд целевого капитала, в данном случае имеется в виду фонд, который будет аккумулировать пожертвования частных лиц, компаний и госорганизаций)?
— Она родилась, видимо, одновременно в нескольких умных головах. Во всяком случае, одна из этих голов точно входит в состав рабочей группы нашего совета. Мне кажется, что идея формирования общенародной «кубышки», на проценты от которой будет финансироваться ОТР, вполне разумна. Хотя самый простой способ, не требующий никаких государственных вложений, был бы трансформировать государственное телевидение в ОТ, как это было сделано во многих европейских странах. Мы предлагали сделать ОТ на базе ВГТРК при сохранении бюджетного финансирования и телеканала «Россия 1» в качестве коммерческого. Это самый простой способ: в эфире «России K», «Вести 24» нет рекламы, и они вполне могли бы войти в качестве специализированных в «букет» каналов общественного вещания, а «Россию 2» сделать общественным телеканалом с универсальным программированием. Согласно указу, предполагается следующее: сначала государство выделит некую минимально требуемую сумму на запуск ОТР в виде бюджетных ассигнований и кредитных ресурсов.
— Известно соотношение кредитных и бюджетных средств, и кто будет выдавать кредит?
— Мне это неизвестно. Но уже после официального создания ОТР предполагается начать публичный сбор средств в эту самую общенародную «кубышку» — целевой капитал. Как только взносы — пожертвования и завещания денежных средств, ценных бумаг или недвижимости — дойдут до отметки 3 млн руб., целевой капитал по законодательству считается сформированным. Но эти деньги не даются напрямую телекомпании ОТР, а аккумулируются фондом, создаваемым исключительно для формирования целевого капитала и распределения дохода от него в пользу ОТР. Сами же средства целевого капитала передаются управляющей компании, работающей на рынке ценных бумаг. Эта компания крутит деньги, а проценты — до 10% максимум — идут через фонд на финансирование ОТР. Мне кажется важным, чтобы абсолютно все пожертвования, которые пойдут на поддержку ОТР, проходили через endowment: тогда он выполнит еще и функцию «финансового фильтра».
— С какой целью?
— Это создаст дополнительные гарантии того, что ОТР не будет зависеть от какого-то одного или нескольких «благодетелей» и сможет поступательно развиваться: чем больше целевой капитал, тем выше доход на проценты. Правда, здесь есть некоторая проблема: в законе о целевом капитале дан закрытый перечень целей, для достижения которых «кубышка» может формироваться, и общественного вещания там пока нет.
— Из каких источников будет формироваться endowment — госкомпании, коммерческие компании, просто пожертвования от частных лиц, есть ли какие-то ограничения?
— Из разных источников, в этом смысле ограничений нет. Все это прописано в федеральном законе 2006 года «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Там сложные процедуры, строгий контроль со стороны жертвователей и суровые правила аудита. Поэтому специалистам по «распилу» сюда лучше не соваться.
— Чтобы кто-то хотел жертвовать деньги на развитие ОТ, оно должно быть интересным для аудитории. Какого рода контент там будет и кто будет его создавать?
— Если ОТР начнет копировать большие федеральные каналы или, наоборот, уйдет в нишу, это будет провал. Наша концепция предусматривала присутствие в эфире информационных, аналитических и культурных программ, рассчитанных на разные возрастные категории, — всему должно найтись место. Но главная цель ОТР — развитие гражданского общества. Это телевидение с большой воспитательной функцией, с задачей модернизации общественного сознания. У ОТР нет задачи развлечения от скуки. Это не значит, что на ОТР не будет кинопоказа, однако фильмы и сериалы должны быть другого плана, чем те, которые сейчас идут на ТВ, — развивающие, а не разлагающие. А что получится в итоге, увидим 1 января 2013 года. В этот день я обязательно включу свой телевизор.
Огромной проблемой может стать поиск кадров: телевизионные звезды получают многотысячные в долларах гонорары, а на ОТР ничего подобного долго не будет. Надеюсь, придут опытные энтузиасты, для которых главное не деньги, а миссия и профессия.
— Предварительные договоренности с телезвездами уже есть?
— Об этом лучше спросить тех, кто занят подбором кандидатуры гендиректора ОТР. Но уверен, что такие люди найдутся, как только станет известна фамилия капитана этого корабля. Команда подберется ему под стать.
Екатерина Севрюкова