С развитием интернета наше информационное поле незаметно, но существенно меняется. Мы все больше времени проводим в глобальной сети, и в ней появляется все больше данных о каждом из нас: чем мы интересуемся, с кем дружим, какие фильмы смотрим. Эти данные используются для того, чтобы каждый пользователь получал наиболее релевантную для него информацию.
«Пузырь интересов»: шаг вперед или ловушка?
С одной стороны, сама идея о получении только самой интересной инфомации выглядит заманчиво: система автоматической фильтрации делает всю «грязную работу» за вас, а вы получаете из интернета только самое важное и интересное, экономя свое время и силы. С другой стороны, многие все чаще задаются вопросом: не оказываемся ли мы сами заложниками так называемого «пузыря интересов»?
Самый яркий пример действия «пузыря интересов» - ваша лента в соцсети Facebook, алгоритм формирования которой вызывает немало споров. Впрочем, суть ленты Facebook очевидна: соцсеть показывает вам в первую очередь те новости, которые вероятно будут вам наиболее интересны. Во-первых, это те записи, которые получили наибольшее количество лайков и комментариев других пользователей, особенно ваших друзей. Во-вторых, это записи пользователей, которых вы сами часто лайкаете и комментируете. Каждый раз, когда вы переходите по ссылке из вашей ленты в Facebook, вы вносите вклад в формирование вашего собственного «пузыря интересов».
Примерно та же ситуация наблюдается и с веб-поиском. Простой эксперимент подтверждает: если ввести в поисковик Google один и тот же поисковый запрос с компьютеров нескольких разных людей, находящихся в разных точках земного шара, результаты поиска будут совершенно разными. При формировании поисковой выдачи система учитывает множество параметров, таких как местоположение пользователя и история посещения им различных интернет-сайтов. Большинство из нас редко задумывается об этом, но информационное поле каждого пользователя интернета уже сегодня существенно отличается от информационного поля любого другого интернет-пользователя.
Персонализацию информации используют не только Facebook и Google, но и многие другие крупные интернет-ресурсы, в том числе, новостные сайты и интернет-издания. Персонализация – это вполне очевидный тренд развития интернета, которому мы во многом обязаны тем, что проводим в сети все больше времени: мы находим там все больше интересной лично нам информации. С другой стороны, достаточно ли хорошо знают нас созданные интернет-корпорациями фильтры, чтобы решать за нас, что должно быть нам интересно?
Если учесть различные алгоритмы персонализации информации разных интернет-сервисов, получится, что каждый из нас находится в центре так называемого «пузыря интересов». Проблема в том, что вы не можете увидеть всей остальной информации, которая остается за пределами этого «пузыря», то есть, не можете составить более объективное представление о любой ситуации. Кроме того, с течением времени ваше информационное поле может приобретать все более развлекательный характер, ведь именно этот тип информации чаще всего получает наибольший отклик.
Что делать, если вы хотите вырваться из «пузыря интересов»? Универсального рецепта на этот счет не существует, поскольку алгоритмы персонализации различных интернет-ресурсов неизвестны, но считается, что может помочь удаление cookies в браузере, удаление истории веб-поиска в Google и Яндекс, изменение настроек персональных данных в Facebook, использование никнеймов, использование режима инкогнито в браузере.
Социальный поиск: ищем по-новому
Социальные сети хранят огромное количество информации о своих пользователях. По прогнозам аналитиков, социальный поиск станет одним из главных трендов ближайших лет. Уже сегодня соцсети охотно заключают соглашения с такими компаниями, как Google и Яндекс, открывая пользовательский контент для индексации поисковыми системами. Это относится даже к тем социальным сетям, которые традиционно были закрытыми, таким как ВКонтакте и Одноклассники. Например, в ноябре для индексации поисковиками открылись Одноклассники.
От такого сотрудничества выигрывают все стороны: соцсети получают дополнительный трафик и новых пользователей, а поисковики – огромное количество информации, востребованной пользователями поисковых систем. Конечно, находятся и недовольные: многие пользователи возмущены, что информация о них становится общедоступной. Однако все популярные соцсети сегодня предоставляют расширенные настройки приватности: каждый пользователь может самостоятельно выбрать, какую информацию открыть для общего доступа, а какую оставить только для друзей.
Стоит отметить, что внутренний поиск большинства социальных систем сегодня оставляет желать много лучшего. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время в этом вопросе также произойдут значительные изменения к лучшему. А завтрашним трендом станет социальный поиск - интеграция веб-поиска и возможностей и инструментов социальных сетей. Первые шаги в этом направлении можно наблюдать уже сегодня на примере Google.
Поисковая выдача Google на сегодняшний день имеет вполне заметное социальное измерение. Например, любой сайт можно рекомендовать друзьям с помощью кнопки +1. Неоднократно сообщалось, что компания планирует использовать рекомендации пользователей для ранжирования результатов поиска и борьбы с нежелательным контентом.
А с появлением Google+ тенденция будет только усиливаться. В частности, для защиты авторских прав Google предлагает с помощью специальной метки связывать размещенные в интернете статьи с профилем их автора в Google+. А страницы брендов в соцсети с самого момента запуска были тесно связаны с поисковиком Google. В частности, для быстрого поиска бренда в Google+ достаточно ввести в поисковой строке Google запрос вида «+название бренда».
В перспективе социальный поиск Google будет выглядеть примерно так: при поиске чего-либо пользователь будет получать в первую очередь рекомендации своих друзей, релевантные его запросу. Например, планируя путешествие, при поиске информации по какому-либо туристическому направлению в топе поисковой выдачи он увидит записи и фотографии своих друзей из различных соцсетей, связанные с этим направлением, а также рекомендованные друзьями источники информации.
От новых источников информации – к новому уровню релевантности
С быстрым развитием мобильных устройств и распространением мобильного интернета активно развиваются геолокационные сервисы, которые представляют собой новый ценный источник информации о каждом мобильном пользователе. Геолокация также заметно меняет наше информационное поле: информация, которую мы получаем, становится все более релевантной, получая привязку к нашему местоположению.
Пользуясь веб-поиском с мобильного устройства, мы получаем в первую очередь адреса тех магазинов, ресторанов или офисов, которые находятся ближе всего к тому месту, где мы находимся в данный момент. С помощью Foursquare и других геолокационных сервисов мы можем узнавать о спецпредложениях от заведений, находящихся поблизости.
Многие компании уже сегодня активно используют новые источники информации о своих существующих или потенциальных клиентах, для того чтобы предлагать им наиболее релевантную информацию и делать предложения, актуальные здесь и сейчас, таким образом повышая свои продажи.
Следующий шаг – объединение и интеграция различных источников информации и развитие социального CRM. Данные из веб-поиска, социальных сетей и геолокационных сервисов будут автоматически собираться и сопоставляться. Представьте: вы подписаны в Facebook на страницу какого-либо бренда, а также на днях искали определенный товар в Google. Не удивляйтесь, если сегодня или завтра вы получите SMS о том, что на соседней улице находится магазин, где нужный вам товар этого бренда продается с 10% скидкой!
Пока такой сюжет выглядит довольно фантастично, но появление подобных технологий уже не за горами. Не в последнюю очередь их развитию препятствует возмущение самих интернет-пользователей, протестующих против «слежки» со стороны соцсетей и других интернет-сервисов. В последнее время участились судебные процессы с участием интернет-компаний, связанные с нарушениями законов о персональных данных. Если защититься от таких нарушений не всегда возможно, то легальными способами степень доступности своей личной информации для поисковых систем и других пользователей сегодня каждый вполне может выбрать для себя сам.
Источник: rocid.ru