Министр внутренних дел Рашид Нургалиев этим летом задумался над тем, кто в нашей стране что слушает, читает и смотрит. Обеспокоенный однобокостью музыкальных пристрастий молодежи, он предложил промониторить ситуацию и, если потребуется, напомнить всем любимые некогда романсы и вальсы, чтобы не упустить молодое поколение. Отечественные радиовещатели, судя по всему, пока не сильно прониклись этой идеей. Грядет цифровизация, надвигаются выборы, поджимает интернет. Радио не до вальсов. О том, с чем радиорынок пришел к новому сезону, – читайте в обзоре «Радиопортала».
Для начала немного цифр
В новом сезоне «Первый канал» решил отсечь почти треть зрителей – тех, которым за 60. С 1 января он будет продавать рекламу возрастной аудитории 14-59. Аудитория СТС, наоборот стареет. Шестилетние юнцы плохо монетизируются, решили в компании, и взяли курс на тех, кому от 14 до 44 лет. По данным гендиректора «Видео Интернешнл» Сергея Васильева, именно эта возрастная категория привлекает 95% рекламных бюджетов на ТВ.
Большинство радиостанций едят этот же кусок пирога.
Юлия Николаева,
Руководитель отдела исследований радио компании TNS Россия
Радио почти в равной степени привлекает слушателей различных возрастов и социальных статусов. Это дает возможности достижения самых различных целевых групп. Безусловно, группа «25-45» очень популярна у рекламодателей. Она составляет около 42% от взрослой (18+) аудитории радио в Москве, а около половины этих слушателей, по разным критериям, могут быть отнесены к достаточно обеспеченным. Но к радио также часто обращаются для коммуникации и с совсем молодыми людьми, и со слушателями старшего возраста, все зависит от задач рекламодателя. В отличие от ТВ, радио позволяет достичь более узких целевых групп и сделать рекламу максимально таргетированной.
О том, что радио – нишевое СМИ, говорят давно, постоянно и убедительно. Но на практике полсотни московских станций выбирают «молодых, умных, с активной жизненной позицией, с хорошим доходом». Кто-то из них слушает «Европу Плюс», кто-то «Сити» или «Бизнес FM», кто-то «Радио Шоколад» или «Романтику». Кажется, таргетинг заключается в том, что «так или иначе, кто-то какое-то радио будет слушать». В регионах логика часто еще интересней: «кто-то так или иначе на каком-то радио рекламу разместит».
Телевидение сделало радио подарок: добровольно освободило стариков и детей. Но исследовать эти возрастные категории так до сих пор и не начали. Малышей радует только «Газпром». Старшее поколение блуждает от «Эха Москвы» и «Радио России» к «Шансону» и «Авторадио» (плюс к ним «Маяк», «Вести FM», РСН, «Ретро FM», «Радио Дача» и «Милицейская волна» - такова в порядке убывания первая десятка среди аудитории 50+ по данным «Комкона»). И везде они днем, в провальное с коммерческой точки зрения для радиостанций время, могут с удовольствием послушать «таргетированную рекламу» медицинских препаратов. Или юридическую консультацию, где номера телефонов фирмы звучат чаще, чем реальные правовые советы. Так радио достигает «узких целевых групп».
Дружба крепкая
РЕН ТВ с новым начальством, судя по всему, тоже ждут перемены. О концептуальных изменениях уже заявлено: брутальных тигров убрали, теперь это «позитивный, без цинизма и паники» телеканал. Новый слоган: «Ты с друзьями».
Некоторое время вместо тигров на РЕН ТВ рычал Сергей Доренко. Все лето по пятницам он пугал зрителей «Русскими сказками». Программа выходила на ТВ с 1 июля. А в августе доренковские «сказки» даже перенесли в телевизионный прайм – с 18.00 на 20.00 (в это время на «Первом канале» идет «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, а на «России» программа «Вести»).
РСН в итоге перепала только записная версия «Русских сказок», которая выходила по пятницам, в 21.00, сразу после эфира на РЕН. Хотя изначально Доренко анонсировал программу как проект РСН: итоговая, аналитическая, в прямом эфире, в вечерний драйв-тайм (пятница, 18.00-19.00).
«Телеверсию станут показывать где-то параллельно с РСН. Я забыл спросить, где именно?» - написал ведущий в посте на Facebook.
Однако есть основания подозревать Доренко в лукавстве. Как оказалось, телеверсия – это не просто трансляция из студии «Русской службы новостей». Для РЕН ТВ команда Доренко готовила полноценный телевизионный эфир: оборудованная телестудия, репортажи с места событий, видеоряд. С первого же ТВ-выпуска стало ясно, что это «Русская служба новостей» ведет радиотрансляцию проекта РЕН ТВ.
Такой расклад, судя по всему, Доренко не устроил. Он закрыл «Русские сказки», потому что понял, что телевидение окончательно разлюбил – радио ему больше по душе. Объяснился ведущий опять же через Facebook. Говорит, хочет работать для интеллектуальной, ироничной, модной и классной аудитории (то есть для слушателей РСН), а «любители сиси-писи-экстрасенс-тв» – не по его части.
Так что РЕН ТВ с друзьями, Доренко при РСН, РСН при Юрии Ковальчуке: летом из «Русской медиагруппы» радиостанция перешла в «Национальную медиагруппу».
Соответственно, РМГ продолжит развивать привычный пул музыкальных развлекательных радиостанций, а Ковальчук (известный в СМИ как «личный друг Путина» – цит. по Ленте.ру) наращивать медиаресурсы перед выборами (в НМГ уже входят «Петербург – Пятый канал», РЕН ТВ, 25% акций Первого канала, «Известия»; банку «Россия» принадлежит 25% акций «СТС-Медиа» и компания «Видео Интернешнл»).
Вместе с «Русской службой новостей» НМГ получает полмиллиона слушателей ежедневной аудитории. С 2008 года, когда Сергей Доренко стал главным редактором, РСН вышла в лидеры разговорного радиосегмента, она приближается к первой десятке в общем рейтинге московских станций, занимает третье место среди радиостанций в рейтинге цитируемости 2010 года).
Российско-американские добрые песни
Активно ищет дружбу перед выборами и бизнесмен Александр Лебедев. В поисках друзей он вместе с главредом «Новой газеты» Дмитрием Муратовым написал письмо Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме. Они попросили у президентов разрешения изменить формат радиостанции «Добрые песни» с музыкального на информационный. На частоте 94,4 FM бизнесмен хочет запустить «Новое общественное радио». «Добрые песни», судя по всему, закончились еще в феврале – с тех пор сайт станции не обновлялся. Сейчас на волне будущего «Общественного радио» вещает исключительно музыка (без ID), с первого взгляда далекая от общественно-политической тематики, но, на самом деле, очень даже остросоциальная: «У меня запой от одиночества, по ночам я слышу голоса»; «Я бы коньяку напился, водочки; ты, наверно, пьёшь денатурат»; «За нас, за вас, за нефтегаз поднимаю я бокалы»; «Севера, севера, севера, только шаг до полярного круга, это юности нашей пора» и т.д.
Александр Лебедев на радио "Свобода". Фото с сайта www.svobodanews.ru
Александр Лебедев хочет запустить вместо этих добрых песен совместное российско-американское вещание. В том числе планируется транслировать эфиры радио «Свобода» (видимо, как представителя американской стороны) и программы недавно закрытой Русской службы Би-Би-Си (вероятно, как пример российского вещания). Президенты пока не дали официального ответа на эту просьбу.
В рамках Интернета
В свою очередь Русская служба Би-Би-Си, кажется, неплохо чувствует себя после ухода из эфира – в интернете. Так же как и «Немецкая волна», которая тоже ушла в сеть с 1 июля. Зарубежные компании делают ставку на мультимедийные проекты и развитие в социальных сетях. Им там явно уютней, чем на коротких и средних волнах.
Продолжает развитие веб-ресурса и «Эхо Москвы». Радиостанция запустила новую версию сайта. Решили резать по живому: тестовый вариант открыли для общего доступа, чтобы все пользователи могли высказаться по поводу нововведений. «Эхо» продолжает развивать свое комьюнити. «Клуб привилегированных слушателей», как отметил Алексей Венедиктов, превратился в «недосоциальную сеть».
На новом сайте появились личные страницы пользователей и их рейтинг (в зависимости от «вклада в эфир»). Активные пользователи разделились на «краснорамочников» (с расширенным списком возможностей) и «синерамочников».
Андрей Ходорченков,
и.о. главного редактора сайта радиостанции «Эхо Москвы»
Личные страницы появляются у всех, кто имеет регистрацию на сайте. Здесь пользователь может оставлять информацию о себе, свою фотографию, и помимо этого - свои рекомендации. Зарегистрированные пользователи могут оставлять рекомендации - поддерживать как редакционный контент (передачи, персоны, эфиры, посты в блогах), так и интерактивный контент (комментарии и вопросы от других пользователей), а также личные страницы других пользователей. Страницы выстраиваются в два рейтинга - количественный (кол-во просмотров) и качественный (кол-во рекомендаций).
«Синерамочники» и «красные» пишут комментарии и вопросы без премодерации, «серые» - ждут одобрения модератора сайта. Премодерация для пользователей с минимальной регистрацией на сайте была всегда. Поэтому в этом плане нет особых изменений.
Мы постарались максимально упростить и сделать интуитивно понятной систему регистрации на сайте.
Принцип работы нового сайта чем-то напоминает проект «Сноб». Но «Эхо Москвы» как предельно демократичное СМИ, разумеется, не берет деньги за регистрацию и право участвовать в создании контента.
От рока до денатурата
Новая музыкальная станция RU.FM (промо-эфир стартовал 15 ноября 2010), эфир которой должны были полностью формировать слушатели и пользователи сайта, видимо, от подобной самодеятельности отказалась. На радиостанции обновились руководство, концепция и контент. Под девизом «Молодые и дерзкие!» станция вещает русскоязычную «жизнерадостную и хулиганскую» музыку. Земфира, Каста, Noize MC, Вася Обломов миксуются в плей-листе с малоизвестными исполнителями, тексты которых недалеко ушли от «северов, северов» и «денатурата» (особенно высока их концентрация в «хит-параде необъяснимой музыки» и рубрике «Выбор программного директора»). Их разбавляют рубрики типа «Советы целителя Махалова»:
«Тебя беспокоит перхоть? Народ советует заняться малым бизнесом. Про перхоть и не вспомнишь. Будь здоров!»
С самого начала вещания станция висела в конце рейтингов. По данным за декабрь-февраль, ее слушали 30 тысяч человек. К лету аудитория выросла в два раза – до 64 тысяч слушателей. Но RU.FM по-прежнему находится в рейтинге между радио «Свобода» и ЮФМ, которые вещают на УКВ. До FM-станций радио пока не дошло.
А в Интернете появился еще один музыкальный рок-проект. Российские рок-музыканты запустили собственный экспериментальный ресурс «Субстанция». Ее создатели и идейные вдохновители – Шура и Лева Би-2 и член Общественной палаты Вадим Самойлов. Они хотят представить качественную музыку инди из непопсовых стилей, мировые новинки инди-рока. Сейчас в тестовом режиме работает только одна страница сайта с 24-часовым потоковым вещанием. Впоследствии, по словам авторов, это будет видео-радиостанция – новая форма на российском медиарынке. Подробностей пока раскрывать не стали.
Идея создать некоммерческий проект, посвященный качественной рок-музыке, впервые была озвучена на встрече музыкантов с Дмитрием Медведевым, когда зашел разговор о том, что в России почти нет независимых СМИ, которые бы заботились не только о рекламных продажах, но и о повышении культурного уровня аудитории. По словам авторов проекта, «Субстанция» не нацелена на получение прибыли – все заработанные деньги будут вкладываться в развитие проекта.
Классический конфликт в джазовой обработке
Вообще, первые лица, сами того не желая, стали довольно активно участвовать в жизни радиоиндустрии. И речь сейчас даже не о хите в исполнении Владимира Путина на «Радио 7». Стало модно апеллировать к высшему руководству. Этим летом в тренде оказалась семья Уваровых, Елена и Арнольд, владельцы радиостанций «Джаз» и «Классик». У них возникли проблемы с «Останкино» и они, как водится, написали открытое письмо на имя президента и премьера. Уваровы пожаловались на катастрофически устаревшее оборудование и несговорчивых сотрудников РТРС, которые не дают это оборудование заменить. А попутно упомянули о монопольных условиях договора аренды, который «Останкино» заключает с радиостанциями. Елена и Арнольд Уваровы попросили президента и премьера принять меры в отношении руководства РТРС и лично гендиректора Андрея Романченко. Казалось бы, при чем здесь президент и премьер? Елена Уварова объяснила выбор так: «Просто гендиректора (то есть Андрея Романченко. – прим. «Радиопортала») назначает президент!» Правда, в итоге ситуацию разбирали не Путин с Медведевым, а всего лишь Роскомнадзор. Сторонам рекомендовали помириться. На том и порешили. Все-таки радио – позитивное СМИ (как выяснили ученые), конфликты ему ни к чему.
Положительное воздействие на мозг
Кстати, в рядах «позитивных» радиостанций Москвы снова прибавление: «Такси FM» (переформатированное «Медиа Холдом» Игоря Крутого Xfm) освоилось в эфире и уже запустило собственные программы: про историю московских улиц, например. Новое СМИ рассчитано на слушателя, который «имеет хороший вкус, требователен к качеству, ищет уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне, занимает активную жизненную позицию». Так говорится в официальном пресс-релизе.
Радиостанция Xfm широкого признания не получила, перед закрытием она занимала в рейтинге четвертую позицию снизу, ее слушали меньше ста тысяч человек. Впрочем, аудитория станции никогда не доходила и до двухсот тысяч.
«Только время покажет», насколько удачно переформатировали Xfm и есть ли для радиостанции ниша на рынке. Так считают эксперты.
Сергей Ямщиков,
Вице-президент холдинга «Навигатор – Дорожное радио»
Только время покажет, насколько успешным будет «Такси FM». Если заявляемая и фактическая аудитории «Такси FM» совпадут, тогда станция потенциально может стать конкурентом для целого ряда музыкальных станций, возможно и для Дорожного радио. Но, пока - это некий фьючерс.
ВКПМ в этом году тоже представил новый продукт: «Радио Романтика». Вещание в тестовом режиме завершилось, запустили сайт (сайт «Радио Алла» стал личным сайтом Аллы Пугачевой), начали имиджевую рекламу. На «Радио Романтика» тоже появились рубрики. В частности, рубрика «Погода».
Опираться на звездные личности холдинг больше не намерен, так как зависеть от капризов знаменитостей - непрактично.
Однако пока аудитория «Романтики» уступает «Радио Алла» даже в худшие его времена. Перед закрытием, в ноябре 2010 - январе 2011, «Аллу» слушали 320 тысяч человек (данные TNS). До этого показатель Daily Reach достигал полмиллиона слушателей, радиостанция стабильно держалась в первой двадцатке.
Ежедневная аудитория «Радио Романтика», по данным за май-июль, немногим превышает сто тысяч. При этом рейтинговые показатели постоянно снижаются: когда было запущено вещание в тестовом режиме, в феврале-апреле, радиостанцию ежедневно слушали 153 тысячи человек.
И напоследок немного ЦИФРЫ
Следующий год – дедлайн по цифровизации. Что уже сделано: для перехода на цифру выбрали технологию DRM (Digital Radio Mondiale), разработали новое законодательство (поправки к закону о СМИ вступят в силу уже в ноябре этого года), определили три обязательных для распространения по всей стране радиостанции – «Вести FM», «Радио России» и «Маяк». Но до сих пор так и не ясно, как именно будет распространяться сигнал: из состава первого мультиплекса радиостанции вывели и заменили их региональным телеканалом. Еще более непонятна ситуация с цифровыми приемниками: кто их будет производить? На какие деньги их будут покупать?
И вот представители радиоиндустрии наконец-то официально заявили, что взволнованы этой темой. Большие радионачальники собирают конференцию, хотят за один день наверстать все упущенное, решить все проблемы, познать все непознанное. Говорят, такое действо произойдет в России впервые.
На финале фестиваля «Вместе – радио» в этом году обсуждали вопросы лицензирования при цифровом вещании; в рамках того же фестиваля еще в 2009 году региональные радиоменеджеры обсуждали вопросы цифровизации с членом комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Ильей Пономаревым (интервью «Радиопортала» можно прочитать здесь).
Вкратце выводы всех разговоров на эти темы таковы: при переходе на цифру ретрансляторы пойдут под нож, а создатели контента окажутся на коне. Сейчас крупные московские сетевики сотрудничают с региональными партнерами из-за дефицита частот. При переходе на цифру вещатель сам может доставить сигнал в любую точку страны. Для этого ему не потребуется отдельная частота в каждом регионе: технология предполагает усиление основного сигнала, который распространяется за счет количества специальных дополнительных передатчиков-ретрансляторов, с правовой точки зрения предполагается сквозная лицензия на вещание всюду.
Специалисты утверждают, что технология DRM направлена на развитие локального контента: количество радиостанций в диапазоне по сравнению с FM-вещанием существенно увеличивается, больше становится зона охвата, качество сигнала улучшается. У местных радиостанций появляется возможность привлекать аудиторию, при этом происходит более гибкий таргетинг (опять он!), что позволяет повышать стоимость рекламной минуты, а значит, увеличивать прибыль.
В то же время выход региона на широкий рынок вряд ли возможен – где найдется радиостанция, бюджет которой потянет сотни и тысячи передатчиков-усилителей?
С другой стороны, как региональные станции будут изучать аудитории (учитывая, что ни исследования, ни рейтинговые подсчеты для регионального рынка почти не проводятся) и производить контент, если сейчас на региональном (и не только) радио занимаются преимущественно продажами и продвижением, а не созданием эфира (который ограничивается в основном «афишами» и несколькими выпусками новостей)?
Илья Кычанов,
Программный директор радио «Адам» (г. Ижевск)
Во-первых, надо перестать бояться и избавиться уже от мысли, что федеральные станции круче, чем местные. Это время прошло, у нас одинаковые возможности. Да, есть разница бюджетов. Но в плане креатива и создания контента, я думаю, мы абсолютно в равных условиях. Можно делать уникальные вещи на уровне местной радиостанции. Просто нужно всерьез задуматься над тем, кто ваш слушатель. И тогда местный контент будет на порядок интересней того, что делают москвичи.
Во-вторых, нужно экспериментировать, выходить за рамки того, что делают соседи. Конечно, знать, что делают конкуренты, но всегда быть нацеленным на своего слушателя. Это всегда окупается.
Конечно, выживают те, кто живет в холдинге. Мы живем в век, когда бизнес укрупняется. Но это не мешает в рамках маленького города широко мыслить.
Екатерина Прокудина