Аудиоверсия передачи
Всемирные завоевания монголов одна из важных тем монгольской истории. С сегодняшнего дня радио ГОЛОС МОНГОЛИИ начинает свой рассказ о завоевании Кореи монголами.Корея была одним из многих государств Азии подвергшихся нашествиям монголов и в конечном счете ими завоеванных. Несмотря на упорное сопротивление, длившееся около 40 лет, монголам удалось в конечном счете прекратить существование Коре как государственной структуры. Сперва отношения монголов с Кореей были скорее дружескими. Поглощенное войной в Цзинь, монгольское командование мало обращало внимания на восточного соседа Китая. И в самом деле в первых десятилетиях XIII в. все усилия монгольских армий были направлены на южное направление. Ведение дел в Маньчжурии (и наверняка в сопредельной с ней Корее) было по существу перепоручено Елюю Люге, бывшему пограничному тысячнику Цзинь, по национальности киданю воспользовавшимся случаем и организовавшим собственную "карманную" империю, носившую громкое название Ляо (т.е. "Стальная").
Будучи вассалом Чингиз-хана, Люге активно проводил в южной Маньчжурии промонгольскую политику. Вничью завершился его многолетний (1214-1217) конфликт с Пусянь Ваньну, правителем возникшего на обломках цзиньского Ляодуна, государства Дун Ся ("Дун Ся го" - "Великое государство Востока"). Затем державу Люге начали потрясать мятежи его соратников. Побежденные на поле битвы мятежники бежали в Корею, оказавшуюся таким образом замешанную в большую политику. Как бы то ни было, Люге воспрользовался так кстати подвернувшимся предлогом для вторжения в Корею - и перешел границу (1216). С этого времени два с половиной года корейцы занимались только тем что выгоняли Люге из страны. Когда же Елюй Люге вторгся в третий раз (1218), дело приняло международные масщтабы. На помощь корейцам прибыли отряды государства Дун Ся и на удивление всем - монголов. И пришел конец Елюю Люге - он был разбит и убит.
Монголы удалились оставив в Корее своего посланника и с ним еще 300 человек, начавших интенсивное изучение корейского языка. Демонстрации мощи войск Чингиз-хана хватило для добровольного признания корейцами своего вассалитета на условиях выплаты ежегодной дани. Правительство государства, однако, не учло бедственное положение экономики. Кроме постоянных нападений японских пиратов на берега Кореи /Корея и Япония издавна "обменивались" пиратскими набегами/, в стране постоянно бушевали крестьянские восстания. Ужасающее состояние государственных финансов не позволяло долгое время содержать большую армию, а небольшие наличные силы, имевшиеся в распоряжении правителя в условиях корейского рельефа местности ничего не могли поделать с повстанцами. Все это в совокупности с варварскими способами ведения аграрного хозяйства и обычными бедствиями типа саранчи, засухи и т.д. подрывало основы финансовой системы, ввергая Корею в состояние перманентного кризиса.
Неудивительно, что сразу после смерти Мухали, наместника Чингиз-хана в Китае (1223) корейцы резко изменили свою политику в отношении монголов. Очередной монгольский посол, чья свита по обыкновению бесчинствовала в проезжаемых селениях, был схвачен на пограничной реке Амноккан и убит (1224). Это означало обьявление войны.
Последующие годы прошли в тревожном ожидании. Ловилось каждое сообщение с Китайской равнины, где продолжалось противоборство монгольских отрядов с раненым колоссом военной машины Цзинь. Новости приходили неутешительные: несмотря на смерть Мухали - главнокомандующего всеми монгольскими армиями в Китае, линия фронта медленно продвигалась на юг. Степняки одолевали.
Легко можно себе представить жизнь корейского двора. Постоянное напряжение, боязнь новых сообщений, доклады гонцов: "Цзинь отрезана от моря!" (1225), "Чингиз-хан вернулся из Средней Азии!" (1224), "Чингиз-хан обрушился на тангутов и сокрушает их !" (1226), "Чингиз-хан умер !" (1227). Это не принесло облегчения. У хана были способные наследники. С 1228 г. волны монголов обрушиваются на отчаянно защищающуюся Цзинь. В 1230 отряд их войска положил конец государству Дун Ся, взяв его столицу Цзюлянчэн. Война подкатилась к порогу.
На курултае (всемонгольском собрании знати) 1230 г. было решено отправить войска по трем направлениям: на запад, добить хорезмшаха Джелаль ад-Дина, вот уже десять лет успешно противостоявшего нашествию; на юг дабы окончательно сломить сопротивление северокитайской империи Цзинь; и на восток. На Корею.