- Как живётся в условиях перенасыщенного медиарынка?
Наталья Васильева (Бирюлькина), «Русское радио - Благовещенск»: В связи с глобализацией рынка и огромным количеством всевозможных Интернет-ресурсов, московских радиостанций, зарубежных станций человеку наоборот хочется слушать про свой мир, он всё больше локализуется у себя на месте. У него растут потребности в местном контенте. Люди больше тянутся к своему местному утреннему шоу, к своим новостям, к местным шуткам и каким-то шоу городского масштаба. Мы отлично нашли свою нишу. Естественно люди хотят и московское слушать. В этом плане отлично вписываются ретрансляторы, у которых есть и московское, и местное вещание.
- Собираетесь ли расширять штат, или же, наоборот, стремитесь сократить количество сотрудников? Необходимо ли оптимизировать расходы? Как это сделать?
Наталья Васильева (Бирюлькина), «Русское радио - Благовещенск»: Начальству, конечно же, хочется оптимизировать расходы, а мне как программному директору хочется наоборот расширить штат. От каждого человека идут идеи. Чем больше людей, тем больше свежести, тем больше интересного именно в плане идей. Тем более, люди, которые приходят, в большинстве своём - поначалу лишь слушатели, они не понимают специфику работы, но знают, чего и как хотели бы они, а это всегда дополнительные плюс, это всегда бонус, который как раз-таки и даёт возможность придумать что-нибудь такое-разэдакое, чего на радио ещё не было.
На всех лекциях эксперты всегда говорят, что необходимо обязательно иметь отдельного человека, который бы вёл социальные сети, следил за сайтом. Но начальство, напротив, хочет оптимизировать расходы, приходится балансировать. Именно поэтому мы сами по мере своих сил - где-то за отдельную плату, а где-то ради интереса - ведём странички, назначаем ответственных за это дело. У нас в принципе не так много возможностей. Мы, конечно, открыли социальные сети, но не стали, как многие, распыляться на целую кучу социальных сетей и везде их открывать: и Facebook, и «Одноклассники», и «ВКонтакте». Мы сосредоточились на своей аудитории. Нам, «Русскому радио», в этом плане проще, мы знаем своих слушателей и отправили их в «Одноклассники», где они и так были. Им там легко, им, таким образом, не надо создавать дополнительные аккаунты, а нам, соответственно, не надо распыляться и копировать одну и ту же информацию в разные социальные сети. Мы оперируем только «Одноклассниками» и твиттером.
- Новые статьи доходов для станции, какие они?
Наталья Васильева (Бирюлькина), «Русское радио - Благовещенск»: Мы не открыли новые статьи доходов, мы скорее слегка увеличили прайсы на старые. Дополнительной статьи доходов ещё пока нет. Но дополнительные доходы с «Одноклассников» мы уже имеем: у нас есть игры, которыми оперирует и радио, и социальные сети, у нас есть бонусная статья размещения – мы размещаем информацию рекламодателей в нашей социальной сети как анонсы акций, анонсы информационных программ. Так как в нашей сети достаточно много людей, она охватывает много слушателей, то, соответственно, это даёт дополнительные стимулы для рекламодателей – дать о себе знать ещё и в социальной сети с логотипом, с картинкой, наглядно. Конечно, пока отдельной статьёй дохода это считать нельзя. Никто не будет размещаться только в социальной сети радиостанции. Рекламодатели хотят и эфирную рекламу, и дополнительно в социальных сетях либо на сайте разместить рекламу.
- Сегодня большинство радиостанций находится как в FM-диапазоне, так и в Интернете. Как вы обустраиваетесь в Сети? Как ваша станция себя чувствует в Интернете? Какие результаты этой работы?
Наталья Васильева (Бирюлькина), «Русское радио - Благовещенск»: Как всегда всё упирается исключительно в расходы. Дело в том, что даже минимальная программа с минимальным набором опций всё равно стоит денег. Это и дополнительный канал вещания, который надо проложить. Не так уж и дорого он стоит, но есть такая статья расходов. Это компьютер – на самом деле копейки для радиостанции, но есть такая проблема. Опять же программа, которая круглосуточно вещает в Интернете, тоже стоит денег, пусть и недорого, копейки. Пока всё исключительно упирается в расходы. А второе препятствие – никто не верит. Мы как радиостанция-ретранслятор вещаем локально для своих, поэтому нет смысла слушателей загонять в Интернет, в Интернете они могут послушать московскую радиостанцию. Кроме того, вы, по-моему, переоцениваете значение Интернета на Дальнем Востоке. Я не говорю, что у нас люди дремучие и без Интернета, нет, ни в коем случае! Но пока ещё их общение с Интернетом ограничивается развлечениями и пока ещё не распространяется на прослушивание и просматривание СМИ. Процент людей, которым необходимо прослушивание и просмотр в Интернете СМИ, пока ещё минимален. С этим сталкиваются, кстати, все, и наши конкуренты. Мы, когда запускали телеканал и радиостанцию в Интернет, скорее это делали, чтобы покрутить хвостом перед конкурентами и показать, что мы первые, и для флёра перед клиентами. Мы хотели и онлайн-видеотрансляцию запустить. Когда она была в тестовом режиме, мы поняли, что приток аудитории есть, когда приезжают на интервью московские звёзды, всё остальное время камера простаивает.
- Какие достижения и успехи, свои личные или радиостанции в целом, можете отметить за последний год работы? Что является предметом гордости?
Наталья Васильева (Бирюлькина), «Русское радио - Благовещенск»: Я вообще горжусь своей радиостанцией. Мы маленькие, но очень гордые! Мы молодцы! За прошлый год хочется отметить то, что мы наконец-то получили премию Радиоимидж. Мы отлично поработали. И открыли третью радиостанцию. Наш холдинг расширяется. И даже в маленьких городах предпочитаем открывать радиостанцию, которая не полностью ретранслятор, как это обычно бывает, с тремя процентами местных программ или, что чаще всего, рекламы. Мы же открываем полноценные радиостанции, несмотря на то, что это «Русское радио», у него достаточно большой свой сегмент местного локального эфира. Есть «Русское радио Благовещенск», есть «Русское радио Белогорск», а теперь ещё и «Русское радио Свободный». Весь 2014 год мы посвятили исключительно тому, чтобы раскрутить его, естественно, оптимизируя при этом свои затраты, и дать толчок радиостанции на фоне растущих конкурентов. Люди не привыкли слушать местное радио там. Когда они слушают местный эфир «Русского радио Свободный», им кажется, что они слушают Москву. Они не верят, им кажется, что их обманывают, что это не Свободный, а Москва, что если они сейчас позвонят, то потратят кучу денег. Но мы подняли рейтинг с пяти процентов прослушивания до шестидесяти по нашим опросам. Это наша гордость.
- Как проходит подготовка к Фестивалю? Что ожидаете от него? Какие ощущения?
Наталья Васильева (Бирюлькина), «Русское радио - Благовещенск»: Жутко хочется войти в пятёрку лучших. В этом году мы действительно представляем достойную и интересную программу, которая похожа на журналистское расследование, в которой есть настоящий эксклюзив. Хотелось бы быть в этом году в пятёрке лучших, а может быть, и занять одно из призовых мест, чего нам постоянно не хватает. Фестиваль создан для информационных программ, где серьёзные журналисты собираются. А тут мы – петрушки. Очень волнуемся, очень ждём, когда же, наконец, придут результаты, все на нервах, и все переживают по этому поводу. Каждый день по десять раз заглядываем на портал. Что касается ожиданий от спикеров, от самого фестиваля, хотелось бы, чтобы в этом году было побольше позитива среди собравшихся радиостанций, с каждым годом почему-то всё меньше и меньше позитива. Если ещё в 2009 году мы собирались, чтобы обняться и порадоваться, то постепенно это стало исчезать, несмотря на то, что мы с каждым годом становимся всё ближе и ближе друг к другу. Какие-то пессимистические настроения у каждого СМИ, какие-то странные накопившиеся негативы. И самое чудовищное – в связи с глобализацией радиостанции начинают воспринимать друг друга конкурентами, даже находясь в разных городах и в разных регионах. Хотя какие мы конкуренты? Мы, скорее, партнёры, нам надо обмениваться материалом, радоваться друг другу. Хочется, чтобы спикеры говорили по делу. Очень часто бывает так, что собираются люди, знаменитые, именитые, классные, заслуживающие нашего доверия, но не оправдывающие его, только потому, что они не подготовились. Бывает ощущение, что они тему впервые видят, ощущение, что пришли на интервью. А нам хочется не интервью, нам хочется их полезных секретов.
Беседовала Елена Дюкова