Как живётся в условиях перенасыщенного медиарынка?
Егор Козорез, Авторадио, Хабаровск: Хорошо живётся! Огромное количество источников информации, огромное количество конкурентов – всё это даёт расти и развиваться. Во всяком случае, нет торможения, есть развитие. Если ты не развиваешься, если ты не ориентируешься в ситуации, то о тебе забудут очень быстро, тогда смысла в работе нет. Если брать те новые технологии, которые появляются, я имею в виду, например, социальные сети, это огромное подспорье для нас, потому что появляются новые информаторы, легче намного выходить на связь непосредственно со слушателями. Если обсуждать новостную часть, нам постоянно информационные поводы подбрасывают очевидцы событий. Элементарно, например, когда крыша где-нибудь рухнула, или в каком-нибудь жилом здании произошёл взрыв газа, нам сообщают часто об этом первыми сами слушатели, уже дальше мы начинаем подключать корреспондентов, начинаем обзванивать различные экстренные службы. То, что сейчас происходит, те новейшие технологии, которые сейчас существуют, - это огромный плюс как для региональной журналистики, так и для федеральной. Плюс перенасыщенного медиарынка состоит в том, что стираются границы между регионами и столицей. Очень часто региональные журналисты и региональные редакторы не хуже московских коллег. Это моё мнение.
- Собираетесь ли расширять штат, или же, наоборот, стремитесь сократить количество сотрудников?
Егор Козорез: С финансовой точки зрения, нам как сетевой радиостанции проще жить на ниве рекламы, потому что у нас есть выверенный плей-лист, и его составляли профессионалы. К счастью, нам несложно расширяться даже в сегодняшней очень непростой экономической ситуации. Я, конечно, не коммерческий директор и не генеральный директор, но с точки зрения главного редактора я могу сказать, что ограничений нет. Нас не ограничивают, нам наоборот говорят: пусть будут новости интереснее. Понимаете, если мы будем делать интересный новостной продукт, то его будет проще продать. С точки зрения новостей давайте рассмотрим пример. Если мы делаем интересные новости, то их слушают. Если их будут слушать, будут высокие рейтинги. Если будут высокие рейтинги, будет проще продавать. На нашей радиостанции рекламная служба больше, чем служба информации. Но это вовсе не значит, что они живут впроголодь. В службе информации у нас всего-навсего шесть человек. Зарплаты у нас хорошие, но мы требуем от людей не сидеть на окладе, мы требуем работы. Соответственно, чем больше человек будет делать, тем он больше мотивирован зарабатывать нормальные деньги. Это нормальная практика, я не думаю, что где-то на других радиостанциях по-другому. У многих возникают проблемы, когда они рассчитывают на государственное финансирование, на какие-то дотации регионального правительства. Игла под названием дотационные деньги не всегда является хорошим подспорьем. Команда радиостанции должна работать: одни должны хорошо делать продукт, другие должны хорошо этот продукт продавать. Если эта цепочка не взаимодействует между собой, тогда о какой команде можно говорить?
- Новые статьи доходов для станции, какие они?
Егор Козорез: Они в принципе всё те же самые. Не думаю, что появились новые. Но я не могу ручаться, что обладаю всей информацией, все-таки коммерческие вопросы не мое поле. Моя задача - делать хорошо новости, а их продажа – это задача совершенно других людей. Мы пытаемся открывать новые радиостанции в холдинге. Насколько я знаю, – хотя я не пытаюсь влезать в коммерческие вопросы – мы не испытываем особых финансовых трудностей. Это не говорит о том, что мы тратим деньги направо и налево, или не экономим, - нет. Просто есть нормальные расходы, которые оправданы в некоторых сферах: покупка ли это хороших диктофонов для службы информации или ремонт в коммерческом отделе. Это бизнес. При нормальной работе команды всё можно сделать, и очень и очень адекватно.
Я был на Радиоимидже в этом году. Там была радиостанция «Красная армия». Коммерческий или программный директор – не помню точно - рассказывал, что они придумали акцию и очень быстро её продали. Регионалы сильно удивлялись: как так? Можно продать! Если радиостанция обладает хорошей репутацией, если у неё есть хорошая коммерческая служба, если люди приходят на работу не для того, чтобы отсидеть свои восемь часов и перерыв на обед в один час, а реально прийти заработать денег и заработать их на любимой радиостанции, и любить ту радиостанцию, на которой ты работаешь, при нормальном отношении руководства, я думаю, что это абсолютно нормальная, адекватная ситуация. Ничего такого нет.
- Сегодня большинство радиостанций находится как в FM-диапазоне, так и в Интернете. Как вы обустраиваетесь в Сети? Как ваша станция себя чувствует в Интернете? Какие результаты этой работы?
Егор Козорез: Естественно у нас есть сайт, естественно мы представлены в основных социальных сетях – это Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте». У нас есть онлайн-вещание. Ничего нового в этом всём нет. Но недавно мы придумали такую штуку. Мы были первыми в Хабаровске, я даже думаю, первыми на Дальнем Востоке. Если говорить об «Авторадио», то сразу что подразумевается? Сразу подразумевается проект «Пробка». В Хабаровске информация о дорогах города становится всё актуальнее и актуальнее. Но конкурентов у нас, то есть тех радиостанций, которые дают информацию о пробках, очень много, и существует очень много сервисов – Яндекс.пробки, Google. Надо как-то держать марку, тем более, все знают, что лучшие «Пробки» на «Авторадио». Поэтому мы запустили сервис – мобильную рацию Zello. Она устанавливается практически в любой смартфон. Это социальная сеть, в ней можно создавать группы, междусобойчики. Есть целый канал. Он называется «Авторадио Хабаровск», где автомобилисты сообщают о пробках. Буквально за месяц, с учётом тестового режима – за полтора месяца, мы собрали более восьмисот подписчиков, сегодня утром было 858 подписчиков. Для Хабаровска, где население официально шестьсот тысяч, а реально где-то тысяч восемьсот, - это очень приличная цифра. Мы сами не ожидали такого успеха. И что интересно, люди не просто сообщают о дорожной ситуации. Например, у кого-то жена проколола колесо, можно кликнуть клич: «Ребята! Такая-то проблема, помогите». Или у кого-то закончился бензин, я своими ушами слышал, как человек пять-шесть откликнулись, помогли человеку заправиться. Это та сфера в Интернете, которая в Хабаровске не занята, и мы её удачно заняли. Сейчас рация Zello очень популярна в Хабаровске.
У нас естественно есть мобильное приложение «Авторадио». Оно федеральное. Но, к сожалению, на данном этапе не показывает пробки Хабаровска.
Мы пытаемся публиковать новости в Интернете, мы даём в онлайн-режиме в твиттере информацию с матчей, которые проводят у нас команды. Но пока Интернет не составляет нам очень большую конкуренцию. Сейчас очень много мнений экспертов есть, которые говорят: «Вот появится Интернет-радио в машинах, например, и всё, ребята, не будет местных радиостанций». Будут! Будут по одной простой причине: люди хотят слушать местные новости, и они хотят слушать местных ведущих. Без этого никуда! С точки зрения Дальнего Востока до Москвы далеко. Между нами семь часовых поясов. Мы стараемся быть в Интернете, но это не главная цель. Главная цель – это делать качественный эфир и быть на уровне московских коллег, нужно соответствовать, как минимум. А предела совершенству нет, можно и лучше работать.
- Какие достижения и успехи, свои личные или радиостанции в целом, можете отметить за последний год работы? Что является предметом гордости?
Егор Козорез: В прошлом году мы взяли «Золотой микрофон» Радиомании за новости. В прошлом году мы стали лучшими в новостях на Дальнем Востоке на Фестивале «Вместе – радио». Мы стараемся больше развиваться. У нас есть преподаватель по технике речи, который занимается с нами, обязательное условие для всех ведущих – посещать эти занятия. Плюс мы пытаемся расширять количество репортажей и прямых включений. Мы пытаемся быть более динамичными. Мы пытаемся наращивать своё присутствие в социальных сетях. Человек, который ведёт у нас новости, является выпускающим редактором своей смены – три-четыре смены у человека может быть в неделю, а остальное время он не отдыхает, он копает информацию, он ходит на пресс-конференции, он обзванивает информаторов, он ходит к ньсмейкерам, он выполняет ту работу, которой обычно занимаются журналисты. Если человек только выпускает новости и не ходит в поля, он становится, простите, звездой. Это я вам как обладатель ТЭФИ-регион на телевидении говорю. Человек должен работать, и человек должен любить свою работу. Мы пытаемся максимально контролировать наших работников в том плане, чтобы они развивались, читали, были в курсе событий. У нас много филологов и работников творческих профессий, а есть и технари, закончившие технические вузы. Все очень хорошо работают. Большинство заслуг радиостанции – это заслуги предыдущего главного редактора Татьяны Воронцовой. Мы всем коллективом ей очень благодарны. Она решила двигаться дальше и уехала в Москву, сейчас работает на федеральном «Авторадио», на телеканале «Дождь», мы по ней очень скучаем. Смена руководителя – всегда встряска для коллектива, но вроде, все довольны, и я всеми доволен. Счастье, когда у тебя адекватные подчинённые, на которых можно положиться, которым можно доверять.
- Как проходит подготовка к Фестивалю? Что ожидаете от него? Какие ощущения?
Егор Козорез: Мы хотим в новостях в очередной раз показать себя. Получилось так, что отправили не самые лучшие выпуски. Мы вырезали из эфира, прислали, а я переслушал и понял, что были репортажи и намного лучше, намного динамичнее, намного живее. К сожалению, не самый наш лучший продукт был отправлен на Фестиваль.
Чего ждём? Поучиться хотим! Самое главное в этом фестивале – это возможность поучиться, во-первых, а во-вторых, пообщаться с коллегами из других регионов, посмотреть, как и что у них происходит, сравнить с тем, что происходит у нас, понять, что лучше. В каждом регионе есть свои плюсы. Ждём ли наград? Мы четыре года подряд становились лучшими на Дальнем Востоке в новостях. Сомневаюсь, что получится повторить успех, потому что не очень довольны тем материалом, которые отправили. Посмотрим, что будет. Да не самое главное – титул! Самое главное – получить удовольствие от обучения.
Беседовала Елена Дюкова