Ток-шоу на радио - вещь с настолько размытыми жанровыми границами, что выработать сколько-нибудь общие правила и законы его создания и проведения мне лично не представляется возможным. На радио надо жить долго! Радийный проект, рассчитанный на месяц или два, обречен на прозябание. Радиоведущий, проработавший в эфире менее одного сезона, не может претендовать на любовь слушателей и повышенное внимание к своей работе.
Это слова ведущего радио «Маяк» Владимира Аверина. В конце января в Ростове-на-Дону на фестивале «Вместе - радио» он обсудит с участниками, как делать успешное ток-шоу независимо от того, новичок вы или мастодонт радиовещания. О чем именно пойдет речь на тренинге, выяснила корреспондент Radioportal.ru Лидия Стивалли.
- Владимир, Ваша тема на фестивале «Вместе-радио» - ток-шоу, я знаю, вы очень давно в радиоиндустрии, как долго вы работаете именно в формате ток-шоу?
- Ну на самом деле я не так давно работаю на радио. Около десяти лет...
- Ну это давно...
- Ну да, для вас, наверное, давно (смеется). Я попал на радио с телевидения. Я работал в Санкт-Петербурге, потом, когда меня перевели в Москву, я попал на «Маяк», вел «Панораму», разные передачи о политике. Опыт ведения ток-шоу - это где-то шесть лет, ведь принцип старого «Маяка» - доверительный разговор со слушателем - остался, так что те передачи тоже можно назвать ток-шоу. А вообще я пришел из совершенно другой сферы
- Из какой?
- Я работал в музее в Санкт-Петербурге.
- Экскурсоводом?
- Ну и экскурсоводом тоже, я был хранителем в музее, писал статьи об искусстве в журналы, работал в очень известной галерее, а потом было телевидение, затем - ВГТРК.
- Вы, кстати, один из немногих, кого после переформатирования «Маяка» оставили в системе ВГТРК. Почему?
- Я могу пококетничать и сказать, что был недобор кадров. Но на самом деле поменялось руководство, поменялся формат станции, но мои слушатели остались со мной. То есть меня слушали активные, подвижные, деловые «мужики», так они со мной и остались, я это чувствую и знаю. Видимо, мое ведение эфира, диалог со слушателем оказались актуальны для обновленной станции, вот и все.
- Но главной целью переформатирования было именно омоложение аудитории. Вы не почувствовали разницы?
- Абсолютно никакой. Моей аудиторией были мужчины в возрасте 25 - 55 лет. Единственное, что прибавилось много женщин, ну это из-за того, что у нас есть такая рубрика как «Час свиданий» или темы «Как правильно питаться», а в целом я не почувствовал разницы.
- То есть это иллюзия, что старый «Маяк» слушали только 60-летние бабушки?
- Совершенно не так.
- На Маяке ведущий должен быть универсальным: то есть говорить с кем угодно и о чем угодно. Были ли моменты, когда приходилось общаться с гостем, который лично Вам не очень симпатичен?
- Да, были, но в основном на старом «Маяке», когда я вел программу о политике. Были люди, которые мне совершенно неприятны. Я просто немного больше разбираюсь в политике, чем среднестатистический гражданин, поэтому у меня были гости, которые мне по убеждениям были не близки. Есть сфера действий человека, а есть - его личность, так вот на личность переходить нельзя, нужно обсуждать то, чем человек занимается, его профессиональную деятельность.
- А конфликты были?
- Конечно. Прямо в эфире в меня кидали микрофоном...
- Как? Он же к столу прикреплен.
- То есть не микрофоном, а наушниками, выходили из эфира, хлопали дверью. Было и такое. Но это было раньше, политика - такая сфера, на новом «Маяке» все гораздо спокойнее.
- Если в какой-то теме Вы разбираетесь не очень хорошо, но для вашего слушателя она крайне важна, вы будете ее обсуждать или откажетесь, побоявшись выглядеть глупо?
- Я буду обсуждать тему, однозначно. Потому что самое ужасное для ведущего - это бояться выглядеть глупо, это непрофессионализм. Для меня очень важен мой слушатель. Если ему это интересно, значит, я буду разговаривать об этом с гостем и с ним. Есть ведущие, которые пыжатся, говорят с апломбом, пытаются вымучить из себя что-то умное, показать собеседнику, что сами хорошо разбираются в теме. Таким образом они не ведут диалог, а демонстрируют себя, а ведь это никому не интересно. Я всегда чувствую слушателя за собой, ведь ведущий - это посредник между гостем и аудиторией, здесь необходимо чутье, в каком русле вести беседу, а самое главное - чтобы самому было невероятно интересно. Была ситуация, когда ко мне приходили гости, о которых я очень немного знал. Например, пришли в эфир «Ранетки», я их не то что не видел, но и не слышал никогда. Но мне было интересно, в результате получилось хорошо.
Это превышение ожиданий. Когда ты ждешь одного, а в эфире получается раскрыть человека, наладить контакт, сделать так, чтобы слушателю было интересно, и ты получаешь колоссальное удовольствие от общения и от результата, это называется превышение ожиданий, и когда ты перескакиваешь эту планку - это здорово, именно ради этих ощущений и стоит работать на радио.
- Нужно ли провоцировать слушателя?
- Я не умею.
- Не лукавьте, я знаю, вы умеете.
- Ну я не провокатор. Не должно быть провокации в эфире, может быть какое-то регулирование процесса. Я знаю такие схемы, когда необходимо создать противоположные мнения: то есть набирать постепенно слушателей с одной позицией, а потом резко включить другую позицию, чтобы был диалог, конфликт интересов. В рамках таких схем можно действовать, но лезть из кожи вон, эпатировать я не умею и не считаю нужным.
- У Вас массовый слушатель, поэтому иногда необходима популяризация. Вы очень начитанный человек, не раздражает, что иногда приходится объяснять простые истины?
- Нет, нисколько. Я не хуже и не лучше моих слушателей. Есть люди, которые намного лучше эрудированны, образованны, разностороннее развиты, чем я, почему я должен с кем-то соревноваться и доказывать, что я лучше? Если я чего-то не понимаю, я не боюсь спросить, слушатель также может задавать вопросы и высказывать свое мнение в эфире. Я чувствую себя с ним на равных.
- А вы тщеславный человек?
- Нет. Но для меня очень важно осознавать, что меня слушают. Наверное, для меня было бы тяжело работать на заводской радиостанции, которую слушают сто человек. Наверное, в этом плане - да, я тщеславный. Я всегда чувствую, какая аудитория в данный момент подключена к беседе. Каким-то шестым чувством я ощущаю количество человек, которые меня слушают.
- А контролировать процесс можете?
- Могу в плане развития беседы, но я это делаю не для рейтингов, а для повышения интереса слушателей и для того, чтобы программа получилась более живой.
- Многие ведущие себя активно пиарят. Почему вы этим не занимаетесь?
- Не в этом счастье. Я не умею пиариться.
- А хотели бы?
- Да мне уже поздно. Это все преходящее. Когда-то, когда я работал на телевидении, я был очень популярен, меня знала каждая собака. Люди узнавали на улицах, но вот тебя нет в эфире неделю, месяц, сначала все пишут «Куда пропал?», а потом постепенно, когда твое лицо перестает мелькать в телевизоре, тебя забывают. Так что гнаться за популярностью я не хочу. К тому же за это надо платить, психологически что-то внутри себя менять, я не готов, да мне уже и поздно.
- А сколько Вам лет?
- Мне 46
- Отлично выглядите.
- Спасибо
- Владимир, Вы прекрасный интервьюер. Назовите три кита хорошего интервью.
- Самое первое - это уважение к собеседнику. Ты должен уважать человека, который приходит к тебе в эфир. Если ты его пригласил, а он пришел, значит, ты должен к нему уважительно относиться. Вы зовете его не для того, чтобы унизить, оскорбить, поспорить и одержать победу. Нужно прекрасно осознавать, что самое главное - это гость, именно он важен слушателю, его мнение, а ты всего лишь задаешь вопросы. Поэтому я считаю неэтичным умничать в эфире и соревноваться с человеком-специалистом, который объективно лучше тебя разбирается в своей сфере и знает все подводные камни.
Второе - это любопытство. Если тебе любопытно, то тогда все получится. А если нет - какие источники ни читай, какие вопросы ни составляй - все равно живой беседы не получится. Я проводил творческое собеседование в Высшей Школе Экономики. И первое, что я спрашивал: что вы видели по дороге на собеседование? Если абитуриенты долго вспоминали или не могли ничего вспомнить, все сразу было понятно. Потому что человеку любопытному интересно все, он замечает детали и из него получится хороший журналист.
И третье - это внутренние вожжи. Необходимо сознавать, что ты публичный человек и не имеешь права на бездумные выходки. И когда тебя несет, нужно уметь вовремя остановиться.
- Кстати, про образование, как вы считаете, необходимо журналистское образование для успеха на радио? Бывают ситуации, когда ты не знаешь как, и получается отлично, а бывает, когда знаешь схему - выходит как у всех.
- Базовое гуманитарное образование еще никому не помешало. У меня не было журналистского образования, поэтому мне пришлось осваивать какие-то азы, уже когда я начал работать. А какие-то необходимые правила, основы, технические составляющие - этому учат на журфаке, поэтому я считаю, что нужно получать гуманитарное образование. А если не знаешь как, а получается хорошо - это творческая самодеятельность...
- Или талант?
- Или талантливая творческая самодеятельность. Делать все талантливо невозможно. Здесь неминуемо будут резкие взлеты и падения. Я считаю, что все должно быть ровно и на хорошем профессиональном уровне. Потому что многие талантливые люди после падений, к сожалению, не поднимаются. А если знаешь основы, то у тебя есть своеобразная подушка безопасности.
- Если бы у Вас была собственная радиостанция, какой бы она была?
- У меня есть любимейшая радиостанция в Лондоне. Я слушаю ее по Интернету: из России не зарегистрироваться, чтобы ее послушать, поэтому я сделал фиктивный английский адрес и теперь имею доступ. Это радиостанция, которая транслирует хорошую классическую музыку. Называется Classic FM. Я хотел бы создать что-то подобное, то есть радиостанцию музыкального формата с классической музыкой, плюс передачи о музыке.
- А российские станции подобного формата не чтите?
- Иногда слушаю, но классическая музыка - она настоящая и живая, о ней нужно также говорить, а на многие московских радиостанциях о ней говорят академическими загробными голосами, как будто ее хоронят, я не понимаю, откуда такое отношение. Музыка должна поднимать настроение.
- Спасибо. До встречи на фестивале «Вместе - радио»!
Беседовала Лидия Стивалли
Radioportal.ru