1 августа вступил в силу антипиратский закон, а уже 20 августа сайт «Турбофильм» был вынужден закрыть доступ к нелегальным копиям популярных сериалов канала HBO — «Игра престолов», «Подпольная империя», «Служба новостей» и других. Права на продукцию HBO в России принадлежат компании «Амедиа», недавно открывшей портал «Амедиатека» — на нем по платной подписке можно смотреть эти сериалы совершенно легально.
В июле 2013 года, накануне вступления закона в силу, «Лента.ру» опубликовала серию интервью с активистами пиратского движения. Выступить с противоположной позиции редакция предложила президенту «Амедиа» Александру Акопову, который критиковал пиратство задолго до принятия закона. Акопов рассказал, почему раскритикованный отраслью закон кажется ему даже излишне мягким, как пиратские сайты вредят развитию русского кино и когда интернет-пиратство исчезнет полностью.
Почему одной из первых ваших жертв в рамках антипиратского закона стал даже не торрент-трекер, а «Турбофильм» — сайт с такой маленькой аудиторией?
На самом деле у нас нет достоверных данных, кто большой, а кто маленький в этой сфере. Выбор целей связан с двумя вещами. Поскольку по закону мы можем предъявлять претензии только к контенту, который принадлежит нам, мы идем по площадкам, где он лежит. Каждый правообладатель — по своей. Получается, что на массовый ресурс в любом случае подадут жалобу. Зато «Турбофильм» нарушает такое важное — в том числе и пиратское — правило: он берет деньги за свою работу.
Его пользователи тем не менее не в претензии — это люди, готовые платить за переводы и субтитры.
Мы понимаем, что всем нравится функционал «Турбофильма». Но, во-первых, легальные сайты только начали развиваться, в отличие от пиратов. 90 процентов наших ресурсов уходит на закупку контента, а меньше всего остается как раз на совершенствование сервиса. Я надеюсь, в течение года доведем уровень сервиса до лучших мировых образцов. Во-вторых, мы неоднократно заявляли, что готовы работать с теми площадками, которые раньше выкладывали нелегальный контент. Мы понимаем, что это происходило не столько по злой воле, сколько потому, что легальный контент не был доступен. У нас самих ушло три года, чтобы договориться с HBO и всеми остальными площадками. Мы понимаем, что ни «Турбофильм», ни более крупные площадки этого сделать не могли бы, потому что нас хоть как-то знают, мы все-таки из этого бизнеса. Тем не менее целый ряд площадок, таких как ivi или Tvigle, возник с нуля в интернет-поле и смог каким-то образом подойти к правообладателям, в том числе и к американским. То есть все-таки возможность сразу работать в легальной поляне всегда была.
Я надеюсь, что начавшееся движение в сторону легализации контента остановить уже будет нельзя. Думаю, что у нелегальных площадок шансы встроиться в этот процесс остаются, но действовать они должны очень быстро.
Тот же «Турбофильм» уже действует, но в обратную сторону — они перешлина защищенный VPN.
Но вы же понимаете, что и эта возможность тоже будет перекрыта.
Вы предлагали «Турбофильму» какую-то возможность сотрудничества?
Неоднократно и всем.
Но всем в общем или им конкретно?
Всем в общем, потому что к каждому конкретно мы обратиться не можем, их много. Первыми, кто отреагировал, были «ВКонтакте» — когда-то это была самая большая площадка с нелегальным контентом в стране. Они большие, серьезные ребята, они в один момент решили, что переключаются на другую модель, и ничего от этого не потеряли. У меня нет сомнений в том, что они договорятся со всеми, с кем захотят, и «ВКонтакте» останется одним из главных окошек в мир видео и телевидения. В этом смысле пользователь никак не пострадает.
Вы договорились с «ВКонтакте», что они предоставляют пользователям переход на ваш сайт с подпиской. Я почему-то не думаю, что рядовой пользователь «ВК» пойдет платить за фильмы и сериалы — он пойдет на торрент-трекеры и скачает их.
Вы все никак не можете себе представить ситуацию, что торрент-трекеров нет.
Да, потому что я думаю, что в интернете очень сложно перекрыть распространение информации. Вы говорили, что интернет-пиратство будет так же задавлено, как пиратство обыкновенное, но информация распространяется куда быстрее, чем пиратские суда, и пользователи всегда находят лазейки.
Дело в том, что точек, из которых она может распространяться, все-таки ограниченное количество. Сайтов не может быть миллион. Их счетное количество. Все нелегальные методы, которые существовали на протяжении всей истории человечества, в конце концов выходили в правовое поле. У меня нет сомнения в том, что в интернете — не только в России, но и в глобальном масштабе — обязательно будет порядок. Потому что реальный мир сильнее, чем интернет — интернет сейчас очень молод, но он будет жить в итоге по законам реального мира.
Если уж мы говорим о законах реального мира — люди всегда находили доступ к запретной информации. Это мы можем судить по истории Советского Союза и литературе самиздата.
Замечательно. Давайте пойдем по этому пути. Но в конце этого пути очень простая ситуация: не будет русского кино. У американской индустрии, которая контролирует сейчас телевизионный и киношный рынок, есть механизмы, как возвращать вложенные деньги: они у себя в достаточной степени контролируют интернет, а также контролируют кинопрокат и продают контент на телевизионные каналы по всему миру. У нас, к сожалению, особо нет возможности продавать за рубеж. У нас нет возможности возвращать деньги из интернета, потому что вы собираетесь отдать его пиратам. И наконец, последнее: у нас неуклонно снижается смотрение телевизора.
Телевидение сегодня является единственным источником денег для производства русского кино. Через 10-15 лет телевидение как источник аудиовизуального продукта на русском языке исчезнет. Останется только интернет. Все русское кино — это будет очередной челябинский метеорит, снятый на видеорегистратор. У кино останется только один способ финансирования — государство. Поэтому мы стараемся заранее принять меры, чтобы этого не произошло. К сожалению, мы не можем наладить рынок только у себя или кому-то объяснить, чтобы они из патриотических соображений не крали только русское кино. Поэтому нам приходится налаживать весь рынок сразу и налаживать его таким образом, чтобы к концу жизни телевидения и кинотеатров не возникло дыры лет в тридцать, когда страна вообще останется без кино, телевидения и сериалов.
Ваш сайт «Амедиатека» предлагает подписку — 230 рублей в месяц. Если вдруг все пользователи пойдут и купят эту подписку, это спасет русское кино? Все-таки затраты на кино несопоставимы с количеством денег, которое вы можете получить с сайта.
Сегодня российское телевидение зарабатывает в год 4,5 миллиарда долларов на рекламе. Кино, сериалы могут поддерживаться через рекламу, а могут поддерживаться через деньги, которые платит непосредственно зритель. Как в кинотеатре — человек пришел, заплатил деньги, и если достаточно много человек заплатило деньги, кино продолжает сниматься. Мы можем на сайте даже предложить модель типа freemium — ты либо платишь 230 рублей, либо на эти же 230 рублей смотришь рекламу.
Проблема кино и телевидения, на мой взгляд, все-таки не в пиратстве, если борьбой с пиратством вы не можете заработать денег на съемки.
Да, проблемы кино и телевидения точно не только в пиратстве. Проблема телевидения, в частности, в том, что у нас нет платного телевидения. HBO смог стать тем каналом, которым он стал, благодаря тому, что он платный, и благодаря тому, что он не рассчитан на массовую аудиторию. Ни на одном из существующих массовых бесплатных каналов таких сериалов появиться не может — с острыми темами, откровенными разговорами. Такой контент можно только продавать, ты не отобьешь его рекламой.
Канал HBO снимает «Игру престолов» — самыйпиратский сериал в мире. Остальные их сериалы тоже активно скачивают по всему миру. И тем не менее канал жив и прекрасно себя чувствует.
Канал HBO имеет 30 миллионов подписчиков, и он зарабатывает в год три миллиарда долларов, на которые и снимает свои сериалы.
Вопреки пиратству.
Как только у нас будет 30 миллионов подписчиков в России, мы смиримся с тем, что есть еще пять миллионов пиратов. Это не случайная пропорция, это то, что приводил Джефф Бьюкс (президент Time Warner, медиахолдинга, в который входит HBO — прим. «Ленты.ру»). Мы сегодня выживаем только благодаря телевидению, но оно в таком виде будет жить недолго.
Но ведь HBO тоже смотрит в будущее.
Да, поэтому два года назад они запустили онлайн-сервис HBO Go (платный видеопортал с продукцией канала — прим. «Ленты.ру»). Они прекрасно понимают, что в ближайшие 10-15 лет их аудитория полным составом с традиционного телесмотрения переедет в интернет.
Но в России этот сервис недоступен, а на сайте «Амедиатека» пока нет возможности смотреть сериалы с оригинальным звуком — то есть пользователям, которые хотят смотреть сериалы в оригинале, ничего не остается, кроме как нелегально их качать.
Это будет сделано в ближайший месяц. Но по быстроте выкладывания мы, конечно же, эффективнее пиратов, потому что мы все серии получаем заранее и выходим день в день с Соединенными Штатами. Оригинальный саундтрек у нас по контракту возможен, мы сейчас работаем над технической реализацией. Кроме того, я надеюсь, что в течение года у нас появится возможность скачивания и интеграция с соцсетями — то, что никто из пиратов не сделает, потому что это дорого и объемно. У нас будет при этом гарантия качества, у нас будет HD и звук 5.1.
Нам никто не верил, а мы говорили еще три года назад, что будет легальный сайт с американскими сериалами — сейчас это уже работает, через два месяца будет работать еще лучше, а через год вы забудете, что были такие люди — пираты. Мы понимаем, что сейчас нам нужно догонять по качеству сервиса, а потом уже пираты не смогут с нами конкурировать.
С большими компаниями, которые все это производят, снимают, непросто разговаривать, на переговоры уходит много времени. У нашей страны, к сожалению, репутация серьезной пиратской державы. Поэтому на то, чтобы договориться о еще одном послаблении, требуется время и очень серьезные аргументы. Но по сравнению с вечностью тот же год, в течение которого мы собираемся все это наладить, — ерунда.
Со стороны американских компаний это не очень логично. Если они хотят бороться с пиратством в России, они должны активнее распространять здесь легальный контент.
Та точка зрения, что с пиратами надо бороться хорошим и легальным предложением, победила совсем недавно. До этого у них была совсем другая идея — что надо сначала всех пиратов закрыть, а потом делать удобные сервисы. Выясняется, что надо делать эти вещи параллельно.
Создатели «Игры престолов» говорят о пиратстве, как о комплименте сериалу — грубо говоря, благодаря пиратам больше людей смотрят сериал, чем могли бы. И с фильмами та же ситуация — благодаря торрентам просмотры фильма увеличиваются в несколько раз. Так что важнее — количество денег, которые заработает правообладатель, или количество просмотров?
В нормально функционирующей медиаиндустрии количество денег — следствие количества зрителей. Это единственный надежный способ обеспечить обратную связь со зрителем. Ситуации, когда количество денег не связано с количеством зрителей, например, безвозмездное финансирование, спонсорское или государственное, пиратство — вред и для индустрии, и для общества.
Создатели «Игры престолов» никогда пиратство не поддерживали, ни один ответственный представитель индустрии всерьез этого не сделает. Это все говорилось в контексте и в шутку — можем подробно разобрать цитаты.
Мне кажется, вы не совсем точно отвечаете на вопрос. Я имела в виду, что за счет торрентов сериал или фильм смотрят куда больше человек, чем в кинотеатрах и на DVD. Получается, что перекрывая свободное распространение фильма, его создатели сознательно идут на уменьшение аудитории.
Да, платные каналы сознательно идут на уменьшение случайной аудитории. Потому, что ни 60 долларов в месяц — столько стоит контент Амедиа Премиум в США, ни 8 долларов в месяц — столько это стоит у нас — не являются препятствием для настоящего любителя этого контента. Но в США 5 миллионов скачиваний при 30 миллионов подписчиков платных каналов — это мелкое хулиганство. А у нас 30 миллионов посетителей пиратских сайтов на ноль подписчиков — это конец индустрии.
Вы ведь довольно ярый сторонник принятого в России антипиратского закона?
Ярый не ярый, но я счастлив, что такой закон принят.
Именно в той редакции, которая вызвала множество претензий со стороны в том числе и легального интернет-сообщества?
Это правда, он вызвал нарекания. Но в итоге ни один из мрачных прогнозов о конце интернета не сбылся. Закон работает уже почти два месяца — за это время ни одного случая использования этого закона, чтобы кому-то отомстить или нагадить, не было. Наоборот, были иски, которые не были приняты или не были удовлетворены. В механизм действия этого закона встроено огромное количество препятствий для тех , кто попытается воспользоваться им в неправедных целях. Мы как раз немного недовольны этим законом, потому что он ставит слишком много препятствий для нас. Эти препятствия прежде всего вредят русскому кино. Зачем вообще нужен досудебный механизм блокировки, которым недовольно интернет-сообщество? Потому что самый большой ущерб пиратство наносит русскому прокатному кино. Когда русский фильм вышел в прокат, у него есть одна, максимум две недели, чтобы отбить все деньги. Если в день выхода в прокат он появляется в интернете, у продюсеров нет времени, чтобы ждать месяц, который может занять рассмотрение этого дела в суде. Доступ к фильму надо закрыть сегодня, потому что фильм идет в прокате.
Мы прекрасно знаем, что есть фильмы, которые собрали в прокате миллион долларов, но у них было пять миллионов скачиваний. Это деньги, которых не досчитались наши с вами коллеги. У нас популярна идея, что американцы всегда отобьются. Но неприлично решать проблемы за счет других. Да, они там отбиваются — и что, надо теперь у них воровать?
Люди идут в кинотеатры не потому, что у них нет другой возможности посмотреть фильм, а потому что им нравится формат — качество, большой экран. Сборы американских фильмов в России большие, хотя люди имеют такую же возможность, как и с русскими фильмами, их немедленно скачать.
Фильм «Аватар» стоит 300 миллионов долларов. Это не просто 300 миллионов долларов, это еще десять лет работы, это десятки людей, которые добились такого визуального качества, что вы идете смотреть его на большом экране, в 3D. Вы слышали когда-нибудь о русском фильме стоимостью в 300 миллионов долларов? А 30? Для того чтобы конкурировать с серьезными голливудскими новинками, надо иметь собственные финансовые мускулы.
Американская киноиндустрия снимает 50 фильмов высокого класса в год. По количеству недель в году. Как вы собираетесь с ними конкурировать? Можно просто заранее сложить лапки и до конца жизни смотреть только американское кино. Вас не пугает совершенно, что через двадцать лет у нас вырастет поколение, которое будет изучать историю Второй мировой войны по художественному фильму «Перл-Харбор»? Я не хочу вас пугать, но это серьезный разговор, гораздо шире, чем просто «платим 15 копеек, не платим 15 копеек».
Да, и все-таки мне кажется, что нельзя обвинять только пиратов в печальном состоянии русского кино.
Да, русское кино в печальном состоянии по ряду причин, но самая страшная из них — все-таки пиратство. Другая причина, по большому счету, одна — нехватка кадров. Но это пока еще решаемо. Наши ребята заканчивают киношколы в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а потом возвращаются сюда. Время от времени фильмы молодых кинематографистов берут призы на международных фестивалях.
Проблема еще и в том, что ваше легальное предложение пока не перебивает для меня предложения нелегального интернета. На сайте «Амедиатеки» я могу найти сериалы HBO, а сериалы CBS мне придется искать где-то еще. Торренты и «Турбофильм» мне все это предлагают в одном месте.
Это поле не будет выглядеть так, как воровская малина. То место, где можно все взять бесплатно и в любую секунду, — это склад ворованного.
Нет, это и есть интернет.
Нет, пока мы говорим о той части интернета, которая склад ворованного. Если ворованное взять и развезти по хозяевам, то к каждому хозяину придется зайти отдельно и спросить: «Нельзя ли попользоваться вашим добром?» Наша подписка и так дешевле, чем любое подобное предложение в США — и это серьезная уступка, на которую пошли правообладатели. Потом, мы не гонимся только за интересами околохудожественной столичной молодежи. Интерес в регионах к нашему продукту, кстати, пока гораздо больше, чем в столицах.
Про всю российскую аудиторию часто говорят, что она не хочет платить за контент, это мы видим и на примере СМИ, которые не выживают пока за счет краудфандинга и подписки. Это возможно переломить, на ваш взгляд?
Сколько живу в стране, столько слышу эти разговоры. Когда-то говорили, что у нас никогда не будет жевательной резинки, потом говорили, что никогда не будет хороших автомобилей, потом говорили, что у нас никогда не будет сотовой связи или интернета. Теперь все это есть и скептики посрамлены. Все это мы покупаем, а вот именно кино по интернету мы почему-то покупать не будем. Колбасу тоже можно украсть. Я могу рассказать вам десяток способов, как унести из универсама колбасу. Но вы же этого не делаете не только потому, что боитесь, что вас поймают. Я хочу, чтобы детей в школе учили, что интеллектуальная собственность еще важнее, чем колбаса. Это то, на чем держится страна. Это мозги страны, и это должно стоить денег.
Это очень сложно устроить, когда у вас есть магазин, где продается колбаса, а около него стоят 150 лоточников, которые эту колбасу выдают бесплатно.
Это очень хороший пример. Мы знаем, что когда страна была в переходном периоде, все покупали на вокзале, на грязном ящике у бабушки. Потом появились ларьки, потом рядом с ними вырос «Ашан». До сих пор колбасу можно купить на грязном ящике на станции электрички. Но вы же идете в супермаркет. Почему?
Ну вот когда у вас будет супермаркет, тогда посмотрим.