В рамках образовательной конференции «Интернет-медиа: перспективы, возможности, личный опыт» в технопарке новосибирского Академгородка выступил генеральный директор Slon.ru Максим Кашулинский. Корреспондент Сиб.фм расспросил эксперта о потребительских привычках российского читателя, экономике онлайн-изданий и пустоте брендов.
Насколько активно инвесторы идут в интернет?
Смотря куда. В медиапроекты не очень, тем более на стадии стартапа. Все понимают, что это печка для инвестиций: прежде чем получить отдачу, придётся вложить много денег. А тем временем для инвесторов в интернете есть более перспективные ниши — от электронной коммерции до онлайн-игр.
Объём рынка медийной рекламы российского интернета составляет чуть более 100 миллионов долларов в год — если вычесть долю десяти крупнейших ресурсов (mail.ru, Яндекс, РБК и других). На них претендуют 200 сайтов. Значит, в среднем каждый из них получит по полмиллиона — кто-то больше, кто-то меньше. Прямо скажем, не самые большие деньги. В то же время аудитория интернета растёт, и уже сейчас она достаточно велика. По последним данным, им ежедневно пользуется 38 миллионов россиян (имеют подключения около 70), причём каждый четвёртый — в качестве основного источника информации.
ИД Axel Springer Russia объявил о назначении Кашулинского главным редактором русской версии журнала Forbes 30 августа 2004 года
Также определённую уверенность внушают рекламодатели, большая часть которых называет интернет самым эффективным рекламным носителем следующих пяти лет. Мы недавно проводили на эту тему опрос: если телевидение в пятилетней перспективе ещё присутствует, то вот пресса и радио уже нет. Никто не считает их эффективными носителями.
Это значит, что в ближайший десяток лет печатная пресса перестанет приносить прибыль? Кажется, такие гиганты, как «АиФ» или «Комсомольская правда», будут спокойно жить более-менее вечно.
Не думаю. Эти издания действительно очень сильно полагаются на самую консервативную часть читательской аудитории — немолодых людей, практически не пользующихся интернетом ни в каком виде. Но это вопрос смены поколений. Новое поколение практически не будет пользоваться печатными СМИ, которые, безусловно, сохранятся как способ донесения информации, но точно не в таких тиражах и не с такими рекламными бюджетами. За десять лет они совершенно трансформируются.
Sib.fm