Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)
В августе этого года в свет грозит выйти новый журнал, в котором не будет журналистов, редакции, корректоров и прочих атрибутов привычных СМИ. На швейцарском рынке появился новый «гений» - Маркус Бучели, бывший сотрудник PricewaterhouseCoopers. Именно он придумал новую модель СМИ, которая будет иметь и электронную, и печатную версию. Я называю его «гением» в кавычках только потому, что не всякая новая идея бывает результативной и делает человека миллиардером или, как минимум, успешным топ-менеджером.
Суть проекта до банального проста. Как пишет Media-Day.ru, статьи для журнала будут выбирать из материалов, опубликованных на веб-сайте Mag20, путем голосования в Facebook, Twitter и Google+. 20 статей, набравшие больше всего голосов, будут отредактированы и напечатаны. В штате журнала всего два сотрудника (руководитель и его помощник), остальные специалисты – на аутсорсинге. Все доходы журнал будет получать от продажи рекламы, а рассчитываться с авторами отобранных материалов будут путем публикации их фотографий и логотипов.
А вот на другой стороне Северного полушария, в США, набирают обороты другие форматы новых медиа, в числе которых газета The Boston Globe. Один из ее руководителей, Джефф Мориарти, недавно был в Москве на конференции «Медиа будущего» и рассказал о большом успехе своей газеты, которая имеет 200 тысяч подписчиков на ежедневную печатную версию, 350 тысяч – на воскресную печатную версию и более 20 тысяч – на онлайн-версию. Этот успех, судя по его интервью ресурсу Theory&Practice, стал возможен потому, что газета учла особенности современного потребителя информации.
Самое примечательное в позиции Д.Мориарти – это градация потребителей информационного продукта его издания. Первая категория - print engaged, т.е. те, кому нравится формат, приближенный к газете. Вторая - online and mobile engaged, так называемые наблюдатели, они предпочитают быть в курсе событий в течение всего дня и очень подкованы в плане устройств и приложений, у них есть некоторая готовность платить за онлайн контент. Наконец, третья категория - casual readers, в большинстве своем используют социальные медиа для потребления контента и не готовы платить за новости. Это настоящие сетевые хомячки, а не читатели в традиционном понимании этого слова, глубина просмотра материалов этой категорией медиапотребителей невысока.
И все эти три категории потребителей новых медиа – это уже не читатели, а «хомячки» разного уровня и масштаба, которые в высоком темпе потребляют информационную жвачку в упрощенном, кратком и удобном изложении. Некий своеобразный «фаст-фуд». И этот потребитель дает неплохие доходы производителю, который уже разрабатывает новую, революционную услугу: заплати и мы избавим тебя от рекламы.
Швейцарский медиа-новатор посягает на новые медиа формата The Boston Globe и предлагает новую модель типа 3.0, сбрасывающую с парохода современности замшелых медиамагнатов нулевых годов.
Для России все эти медиаизыскания представляются чрезвычайно далекими и непонятными. Мы-то еще и технологию медиа 1.0 не все освоили… Т.е. не все СМИ в России обзавелись даже своими сайтами. Я могу себе представить, что будет на медиарынке в 2013 и даже в 2015 году, а вот прогнозировать медиарынок 2020 года уже затруднительно. В одном я уверен: обществу будут нужны профессионалы высокого класса, имя им – журналисты, высокопродуктивные информационные фабрики, имя им – творческие редакции и качественные каналы распространения контента, имя им – цифровые и печатные киоски. А все остальное – от лукавого.