Владимир Кара-Мурза: Оппозиция готовит к осени альтернативу федеральным каналам и создаваемому Общественному телевидению - собственный интернет-канал, на котором смогут работать известные журналисты, пишет сегодняшняя пресса. По замыслу создателей нового канала, он сконцентрируется на освещении общественно-политических вопросов. При этом у программ будет свободный копирайт, то есть любой федеральный или региональный телеканал сможет поставить в свой эфир любой из материалов. Существовать канал будет за счет граждан, стоимость месячной работы нового средства массовой информации оценивается примерно в 100 миллионов рублей.
"У нас есть в стране миллион человек, которые будут готовы скинуться по 100 рублей в месяц на независимое телевидение", - рассказал в интервью журналистам депутат от "Справедливой России" Дмитрий Гудков. "Деньги можно будет перечислить на специальный "Яндекс.Кошелек". По словам депутата, многие известные журналисты уже заявили о своем желании участвовать в работе нового интернет-телевидения. "Общество перекормили развлекаловом, пропагандой и бессмысленным трешем. И мне кажется, что есть запрос на острую политическую сатиру, остросоциальный контент", – рассказал журналистам известный журналист Андрей Лошак.
Первая программа на новом канале должна выйти уже в сентябре.
О том, возможно ли в России создать независимую альтернативу федеральным телеканалам, мы сегодня беседуем с Дмитрием Гудковым, депутатом государственной думы от фракции "Справедливая Россия", Андреем Лошаком, тележурналистом, членом редколлегии журнала "Эсквайр" и Игорем Яковенко, руководителем сетевого Общественного телевидения, бывшим генеральным секретарем Союза журналистов России.
Каковы задачи создаваемого телеканала?
Дмитрий Гудков: Давайте сначала по порядку. Я не уверен насчет того, что нужно создавать новый какой-то телеканал. Речь идет о создании контента определенного, в котором будут участвовать лучшие журналисты, в котором будут принимать участие простые граждане, в том числе и путем финансирования этого проекта, обсуждения каких-то телевизионных программ, тем, дискуссий, спикеров и так далее. То есть наша задача сделать все, чтобы эти телевизионные продукты создавались лучшими журналистами, чтобы они распространялись не только в интернете, но и чтобы имели свободный копирайт для того, чтобы, допустим, телеканал "Дождь" захочет выпустить нашу программу в эфир – пожалуйста, это бесплатно. То есть самая главная задача сделать, чтобы эти телевизионные продукты зависели не от власти, не от оппозиции. Это, кстати, хочу подчеркнуть, не канал от оппозиции, а это будет канал граждан. Граждане будут его финансировать добровольно, граждане будут определять, по крайней мере, концепцию таких телевизионных продуктов, и граждане будут сами же распространять это в интернете. Наша задача сделать все, чтобы была создана какая-то платформа, на которой бы размещались телевизионные продукты. Потому что мы считаем, что интернет в ближайшее время опередит по территории федеральные телеканалы, и все будет зависеть от контента. То есть если будет действительно хороший продукт, если в нем будут участвовать лучшие журналисты, то он сможет набрать действительно большое количество просмотров на уровне федеральных телеканалов. Сделаем одну программу, соберем деньги – запустим одну программу. Если будет спрос на следующую программу, будем делать следующую программу. Вот основная задача, чтобы телевидение было общественное, чтобы общество финансировало, чтобы определяло, чтобы общество распространяло.
Владимир Кара-Мурза: По каким признакам вы ощущаете запрос на общественное телевидение?
Андрей Лошак: Например, посмотрите на успех проекта "Поэт и гражданин", который является острой политической сатирой. Подобный контент невозможен на федеральных каналах. Проект успешен, причем не только в Москве, ребята ездят по всей стране и собирают полные залы, что говорит о том, что запрос, безусловно, есть. Я не думаю, что подобный проект может серьезно конкурировать с федеральными каналами в области развлечений, но у интернета есть свои сильные стороны – это отсутствие цензуры, это способность гибко реагировать на запросы общества и тут, я думаю, что перспективы у этого проекта есть.
Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, можно ли на тех принципах, о которых сказали наши собеседники, создать успешную альтернативу федеральным телеканалам?
Игорь Яковенко: Во-первых, я хочу сказать, что, безусловно, это очень хорошая инициатива, это инициатива, которая возникла, насколько я понимаю, в голове у Дмитрия Гудкова и его товарищей не сегодня, не в этом месяце. Можно сказать только одно, что это можно поддержать, приветствовать. Вообще – ура! Это правильно, это в хорошем направлении и это абсолютно реально. Если коротко, то так.
Владимир Кара-Мурза: Михаил Зыгарь, главный редактор телеканала "Дождь", видит существенную разницу между общественным телевидением и своим телеканалом.
Михаил Зыгарь: Телеканал "Дождь" не является общественным телевидением, потому что он является частным телеканалом, принадлежит частному собственнику и целью телеканала является зарабатывание денег. Общественное телевидение не может функционировать по таким принципам. Общественное телевидение должно существовать за счет зрителей. Теоретически, наверное, такая схема возможна. При таком раскладе нужно закрыть все государственные телеканалы, создать единый телеканал, который напрямую финансировался бы налогоплательщиками и на нем не будет рекламы. И в этом случае, может быть, если будет подобран идеальный менеджмент, то тогда это телевидение будет независимо от государства, потому что на данный момент именно государство является основным рычагом давления на телевидение в России. И на данный момент это, пожалуй, единственное, что может роднить телеканал "Дождь" и общественное телевидение, потому что телеканал "Дождь" – это, на мой взгляд, единственный телеканал в России, который независим от давления со стороны государства.