Михаил Бергер
Сделка по покупке владельца лицензии на частоту 107,8 FM ООО «Радио Приволжье» завершилась в конце прошлого года. Генеральный директор холдинга «Объединенные медиа» Михаил Бергер подтвердил эту информацию, но раскрыть детали договоренностей отказался. По данным „Ъ“, продавцами выступили структуры, близкие владельцам дзержинской сети бытовой техники «Магнит-Электроникс» Сергею Дубровину и Андрею Шаронову, которым музыкально-информационная радиостанция была передана около полутора лет назад холдингом «Приволжье Медиа Групп», объединяющим медиа-активы акционеров Саровбизнесбанка. Связаться с предпринимателями вчера не удалось. По данным источников, близких к переговорам сторон, «Радио Приволжье» обошлось «Объединенным медиа» в 20–30 млн руб.
Как рассказал Михаил Бергер, вещание Business FM на частоте 107,8 FM начнется в ближайшее время, как только Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (ФКК) согласует смену концепции вещания. Вещание станции будет круглосуточным. Сейчас холдинг занимается формированием региональной редакции. Руководить подразделением будет генеральный директор телекомпании «Волга» и радиостанции «Радио Рандеву» Сергей Лаптев. Комментируя перспективы развития Business FM в Нижнем Новгороде, господин Бергер отметил, что рассчитывает на долю аудитории в 3–4% и долю в 5–10% от общего объема местного рынка радиорекламы.
Радиостанция Business FM начала вещание в марте 2007 года в Москве на частоте 87,5 FM. По данным на конец 2010 года, радиостанция представлена также в Санкт-Петербурге, Уфе, Калининграде, Екатеринбурге и Красноярске. Позиционируется как первое деловое радио в формате all-news (только новости). Входит в холдинг «Объединенные медиа», принадлежащий владельцу Новолипецкого металлургического комбината Владимиру Лисину. |
Нижегородский радиорынок близок к тому, чтобы остаться без местных станций. Из более 20 радиостанций, представленных в регионе, кроме «Радио Приволжье» собственное вещание ведет входящая в «Приволжье Медиа Групп» первая нижегородская FM-станция «Радио Рандеву» (103,4 FM), но и она находится в поиске федерального партнера. По словам Сергея Лаптева, переговоры ведутся с ЗАО «Мультимедиа холдинг» (управляет радиостанциями сенатора от Курской области Виталия Богданова «Наше радио», Rock FM, Best FM, RU.FM, Ultra). «Наше радио» уже вещает в ночном эфире «Радио Рандеву», но пока в тестовом режиме. «Окончательное решение — будет это продажа или договор ретрансляции — акционеры примут ближе к маю», — пояснил господин Лаптев.
Интерес федеральных вещателей к нижегородским станциям, по словам генерального директора ЗАО «Русская Медиагруппа» Сергея Кожевникова, традиционно диктуется тем, что «Нижний Новгород — в числе крупных городов-миллионников, появление в котором всегда полезно». Тем не менее, по мнению эксперта, состоявшаяся сделка не вписывается в современные тенденции: «Федеральные медиагруппы в части приобретения активов в регионах сейчас неактивны. Непонятна бизнес-модель в связи с предстоящей цифровизацией. Кроме того, в регионах зачастую цена приобретаемого актива может не соответствовать его доходности». «Особенностью нижегородского радиорынка всегда было то, что он, как правило, подчинен человеческому фактору, а не рыночным механизмам», — объясняет руководитель Центра радиожурналистики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, директор школы-студии «Радиокласс» Светлана Новаторова. При этом она отмечает, что доля радио на нижегородском медиарынке, как и российском в целом, неумолимо снижается: «В отличие от других СМИ, находящихся в постоянном поиске, радио предлагает один и тот же контент и теряет интерес рекламодателей». Объем нижегородского рынка радиорекламы в минувшем году коммерческий директор сэйлз-хауса «Медиа Плюс» в Нижнем Новгороде Светлана Вахтель, ссылаясь на экспертные расчеты, оценивает в 180 млн руб. — это на 20% выше показателей 2009 года, когда было зафиксировано падение рынка примерно на 55%.
В этих условиях обозначенные «Объединенными медиа» цели эксперты считают чересчур амбициозными. «Формат all-news — очень сложный для продвижения, ориентированный на узкий сегмент аудитории. В свое время доля нижегородских слушателей „Эха Москвы“ не превышала 0,5% аудитории», — отмечает Светлана Новаторова. По оценкам генерального директора «Видео Интернешнл — Нижний Новгород» Сергея Федорова, из-за особенностей формата доля аудитории Business FM в Нижнем Новгороде в этом году вряд ли превысит 1%, но вместе с тем формат даст возможность сэкономить на продвижении, «если стратегия будет четко продумана с учетом специфики целевой аудитории». Помешать достижению целевых показателей по доле рекламного рынка и аудитории Business FM, по словам господина Федорова, может также начало вещания во втором квартале 2011 года радиостанции «Вести FM», частоту для которой на одном из последних конкурсов выиграла ВГТРК.