Главного редактора "Эха Москвы" Алексея Венедиктова пригласили в Пресненскую прокуратуру для дачи показаний по жалобе неназванного гражданина из Тамбова о несоответствии устава радиостанции Трудовому кодексу. А «Коммерсантъ» анализирует происходящее в «Газпром-Медиа»
Фото: delpressa.ru
Главного редактора "Эха Москвы" Алексея Венедиктовапригласили в Пресненскую прокуратуру для дачи показаний по жалобе неназванного гражданина из Тамбова о несоответствии устава радиостанции Трудовому кодексу. Об этом Венедиктов написал в своем Twitter. По его словам, в жалобе говорится, что "Эхо" не так выбирает главного редактора. Венедиктов также добавил, что в прокуратуру пойдет не он, а юрист радиостанции.
Вызов в прокуратуру последовал после того, как основной акционер "Эха Москвы" - "Газпром-Медиа" - решил в досрочном порядке распустить совет директоров радиостанции и созвать новый. Это практически единственный способ для акционера, которому принадлежит 66 процентов акций "Эха Москвы", повлиять на кадровые назначения на радиостанции.
Например, должность главного редактора защищается уставом "Эха Москвы": без изменений устава сменить выбранного на радиостанции главреда невозможно. В то же время, как пишет в номере от 15 февраля "Коммерсантъ", изменения в устав принимаются только в том случае, если за них проголосует 75 процентов акционеров. 34 процента акций "Эха" находятся у журналистского коллектива.
Главный редактор на радиостанции выбирается журналистским коллективом, а потом за него голосует совет директоров. Таким образом, даже контроль за советом директоров не гарантирует "Газпром-Медиа" контроль над назначениями.
Тем не менее, на самом "Эхе Москвы" считают, что давление на радиостанцию со стороны акционера связано с критикой "Эха" высшим руководством страны, в частности, премьер-министром Владимиром Путиным. Это отрицают как в "Газпром-Медиа", так и в пресс-службе премьера. И там, и там говорят, что речь идет лишь о внутрикорпоративных процедурах.
В то же время в СМИ появилась и другая версия, объясняющая происходящее. По данным "Коммерсанта", изменения на "Эхе" могут быть связаны с аппаратной борьбой внутри "Газпром-Медиа" и направлены на отставку гендиректора "Газпром-Медиа" Николая Сенкевича.
Формально перемены в составе совета директоров станции собственник мог произвести достаточно давно, пишет Коммерсантъ. По данным "СПАРК-Интерфакса", 66,66% ЗАО "Эхо Москвы" принадлежат ООО "Аура-медиа", дочерней компании ОАО "Газпром-медиа холдинг". 100% ОАО, в свою очередь, находятся в собственности структур Газпромбанка.
Однако до конца прошлого года акционеры были, по крайней мере, формально удовлетворены имеющимся положением дел. В частности, тем, что коллектив "Эха Москвы" помимо трех своих представителей в СД (господа Венедиктов, Варфоломеев, Березин) мог рассчитывать на поддержку двух независимых директоров (господа Маковский и Ясин).
Это позволяло станции чувствовать себя достаточно автономно от акционеров. Связано это было и с высоким рейтингом станции "Эхо Москвы", и с личным авторитетом ее главного редактора Алексея Венедиктова в политических кругах. "Эхо Москвы" находилось фактически на особом положении и на информационном, и на политическом рынке. Декларируемая независимость была и основным кредо, и главным капиталом.
Сами акционеры имели очень опосредованное влияние на содержание программ станции. В том числе и потому, что устав "Эха Москвы" требует выбирать главного редактора (срок полномочий — три года). Его кандидатуру может предложить либо акционер с долей не менее 3%, либо пять членов журналистского коллектива. Затем за него должны проголосовать не менее 50% штатных сотрудников радиостанции, проработавших свыше трех месяцев. После этого главреда утверждает совет директоров. Все выборы на станции выигрывал Алексей Венедиктов.
Сменить его без согласия коллектива самой радиостанции практически невозможно, утверждает собеседник "Ъ" в "Газпром-медиа". Для этого надо внести изменения в устав. Для этого необходимо большинство в 75% голосов на собрании акционеров. То есть "Газпром-медиа", владеющему 66,66% "Эха Москвы", потребовалась бы поддержка коллектива радиостанции.
Независимую линию позволяли проводить и сугубо экономические показатели. По оценке Adindex, рекламная выручка "Эха Москвы" в 2010 году могла составить 292,22 млн руб. с НДС, что делает радиостанцию четырнадцатой по доходам в стране. Точных данных по 2011 году еще нет. Доля "Эха Москвы" в сегменте московской и сетевой (транслируется из столицы на все города вещания станции) радиорекламы по итогам 2011 года не превышает 2%, оценивает сейлз-хаус "Медиа Плюс". По прогнозу самих вещателей, в 2011 году расходы на московскую и сетевую рекламу выросли максимум на 10%, почти до 5,7 млрд руб. без НДС. Таким образом, рекламная выручка "Эха Москвы" в прошлом году могла составить 113 млн руб. По экспертным оценкам, у "Эха Москвы" соотношение его доли в общих рекламных доходах всех столичных вещателей и доли станции по аудитории составляет 0,2. Это означает, что "Эхо Москвы" недостаточно эффективно монетизирует свою аудиторию: нормальным считается показатель, равный 1.
Однако в случае с "Эхом Москвы" экономические показатели были важным, но не самым существенным фактором.
Очевидно, что последние события стали для господина Венедиктова неожиданностью (Коммерсантъ ссылается на свое интервью главным редактором «Эха»- "Это такая черная метка"). Происходящее вокруг радиостанции явно указывает на то, что акционеры намерены усилить свой контроль над "Эхом Москвы", а возможности менеджмента станции сопротивляться этому после собрания акционеров будут несколько меньшими.
Источники "Ъ" рассуждают о возможной предпродажной подготовке — повышение управляемости "Эха Москвы" могло бы стать важным требованием со стороны потенциального покупателя. Напомним, что 30 января премьер-министр Владимир Путин в статье, опубликованной в газете "Ведомости", призвал "сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая "Газпром", в капитале других хозяйствующих субъектов", предложив "выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги". Разговоры о том, что медийный бизнес — временная инвестиция для "Газпрома", велись изначально, но до сих пор госмонополия не избавилась ни от одного крупного медиаактива, отмечает гендиректор холдинга "Объединенные медиа" Михаил Бергер. "Сейчас этот бизнес достиг такого масштаба, что продавать его уже нет смысла, скорее можно сказать, что медиа — одно из профильных направлений "Газпрома",— считает он. Возможность продажи "Эха Москвы" отдельно также не обсуждается, подтверждают источники, близкие к "Газпром-медиа" и структурам банка "Россия".
Еще одна версия состоит в том, что инициатива "Газпром-медиа" связана с желанием снять с должности не главного редактора Алексея Венедиктова, а гендиректора "Газпром-медиа" Николая Сенкевича, считает источник на медиарынке. "Не исключено, что это часть многоходовой комбинации, цель которой добиться смены руководства самого "Газпром-медиа": ситуация вокруг "Эха" не может не вызвать общественный резонанс накануне выборов, и это будет поставлено в вину топ-менеджерам медиахолдинга",— пояснил он.
Также можно предположить, что совпали сразу несколько факторов: желание "Газпром-медиа" в большей степени контролировать станцию, некоторое раздражение в верхах как позицией "Эха Москвы", так и лично господином Венедиктовым, а также интриги вокруг самого "Газпром-медиа". "Ъ" будет следить за развитием событий.
По материалам:
Александр Трифонов, Павел Белавин, Сергей Соболев, Софья Самохина; Анна Пушкарская - Комммерсантъ