Существует известный прием: выступая перед большой аудиторией, выбрать конкретного зрителя и к нему персонально обращаться. Такой контакт подпитывает эмоционально и очень облегчает общение. Наше ТВ так и поступает. Когда оно говорит, что работает в интересах своего зрителя, это не такая уж условность. Речь идет о конкретном зрителе, все мы знаем о ком.
Вот, например, передачу транслируют на Сибирь и Дальний Восток в прямом эфире, а для Европейской части России повторяют в записи — исправленной и отредактированной. Всем ясно: ТВ мало беспокоится о том, что ампутированные цензурой куски в тот же день всплывут в интернете. Всем известно: Главный Зритель (ГЗ) в интернете не бывает, он смотрит вещание на Европейскую часть России в офлайне. А если не он, так его приближенные смотрят и после делятся с ним впечатлениями.
От него, ГЗ, телевидение получает прямой отклик — разносы по телефону из его администрации или пресс-службы, ненавязчивые предложения и замечания на кремлевских планерках, ордена и награды, в конце концов.
Конечно, ГЗ не дает телевидению подробных инструкций, его интенции не всегда артикулированы, реакции не всегда предсказуемы, а настроения не всегда верно интерпретируются — и ТВ иногда огребает плюх за недогадливость. Но все же внятное, вплоть до цвета радужки и манеры отмахивать рукой при ходьбе, представление о целевой аудитории сильно облегчает ТВ жизнь. Ориентироваться на одного Зрителя легче, чем на миллионы, не так ли? Реакции миллионов, конечно, тоже имеются в виду, но во вторую очередь.
Впрочем, с нынешним ГЗ телевидению повезло: его зрительские предпочтения ненамного отличаются от предпочтений среднестатистического российского телезрителя.
То есть ТВ более-менее таково, каким ГЗ его хочет видеть. Или оно думает, что таким он его хочет видеть.
ГЗ питает склонность к определенному роду шуток, и ТВ регулярно упражняется в гусарском юморе. Заметно, что в этом бравом регистре в эфир можно протащить вполне крамольные намеки.