С чего начался кризис 2008 года для российского радиовещания?
Естественно, с падения объема продаж. Потому что радио ориентировано на розничную торговлю. И после того, как упали объемы рекламы, – а объемы рекламы упали как раз потому, что упали продажи товаров, – доходы радиостанций от рекламы стали сокращаться. Многие сократили издержки. Прежде всего, как всегда, сокращают маркетинговые издержки, уменьшились траты на персонал, и это сказалось на радиорынке.
Все стали экономить. На собственной рекламе, радио же тоже себя рекламирует. Освобождались от людей, которые не были незаменимы и которых можно набрать снова после кризиса. Но при этом все старались сохранить качественную часть.
Какое радио больше пострадало: информационное или музыкальное?
На музыкальных радиостанциях сократились траты на исследования, маркетинговые акции, которые продвигают станцию. В целом, та же картина и на информационных станциях.
Сейчас уже можно сказать, что кризис закончился?
Сейчас объем рынка уже восстановился. Не совсем, но приближается к тому, что было до кризиса. Но это пока все не устойчиво.
Конечно, крупные рекламодатели, которые раньше обеспечивали радиостанциям дополнительный доход, еще не все вернулись. Но за это время, тем не менее, произошло увеличение количества радиостанций на рынке. Их прибавилось за счет того, что было много конкурсов и тендеров, выданы новые лицензии. Количество игроков увеличилось и, тем самым, вот этот прирост после кризиса делится на большее количество участников.
То есть, это плюс кризиса?
Нет. Если бы не было кризиса, рынок бы рос еще интенсивнее. Смотрите, что получилось. Был какой-то объем рынка до кризиса, за время кризиса рынок сократился, продажи упали, потом восстановились, но за это время увеличилось количество радиостанций. Значит, те деньги, которые делились раньше на 25 участников, сейчас делятся на 35. Естественно, на каждого теперь меньше приходится.
Рынок увеличился за счет прироста региональных или столичных радиостанций?
Все рынки увеличились. Были запущены новые проекты. Были разыграны частоты, и появились новые участники. Например, «Серебряный дождь» получил много частот, и сейчас выходит на региональные рынки.
А какие проблемы выявились во время кризиса?
Самая главная проблема, с которой мы сейчас сталкиваемся, это – кадровый голод. Но это касается не только радиовещания, это касается всех отраслей промышленности, науки. В результате того, что государство бросило образование: сначала институты, потом школы, теперь – детские сады…Как в ЖКХ трубы прогнили на 80%, так и образование все сгнило. Люди получают справки.
Типичная ситуация: к тебе приходят на работу устраиваться и говорят, что есть два высших образования. Бывает и три, и стажировка за границей. Правда, человек ничего не знает абсолютно.
И эта проблема не имеет решений?
Нет. Потому что раньше, имея фундамент, мы могли хотя бы человека переучить. А сейчас – нет. Ноль на пять не умножишь: опять ноль получится.
Такая проблема остро стоит только в нашей стране?
Трудно сказать. Тестирование я не проводил, а в России я людей нанимаю по всей стране. И везде – одна и та же картина, во всех крупных городах. Нужно менять систему, в целом.
Возвращаясь к теме кризиса медиарынка. Какие плюсы кризиса для радиовещания вы можете выделить?
В кризис обычно люди еще раз задают себе ключевые вопросы: насколько обоснованны издержки производства, и если в кризис от них можно было отказаться, надо ли к ним снова возвращаться? В сложных условиях люди начинают придумывать новые решения, креативить.
За это время очень сильно изменились социальные медиа. Сейчас происходит интеграция того же радиовещательного контента с социальными медиа. То есть, в принципе, люди и раньше звонили на радиостанции и оставляли заявки и мнения. Конечно, на информационных радио этого больше было, а на музыкальных – меньше, но, тем не менее, люди принимали участие в тестировании музыкальных материалов, как-то влияли. Но сейчас, за счет социальных медиа, люди развивают эти навыки, активно участвуют в информационном процессе, обмене информацией.
На радиостанциях тоже должны эти навыки использовать и внедрять, тем более, если есть возможность. Если раньше ты телефонный номер набирал, дозвониться не мог – были ограничены возможности, то сейчас техника позволяет многое: ленты, twitter, facebook – их гораздо больше. И вот это должны радиостанции использовать. У нас есть возможность мгновенно получать реакцию на то, что происходит в эфире. Этих каналов должно быть много для слушателей, чтобы они могли связаться с радиостанцией.
Это – главное сейчас?
Да. В Европе радиостанции уже проводят эксперименты такой свободной коммуникации. Сначала час отдавали времени, потом два…
На что отдавали?
На то, чтобы люди сами подбирали музыку, которая идет в эфире. Она им предлагает, а они уже выбирают. Потом они расширили время – часть дня стали отдавать, и так далее. И другие примеры есть, как люди сами участвуют в создании эфира.
Это раньше люди пользовались сервисом, Пандора, например, когда ты заходишь в Интернет на интернет-станцию, выбираешь исполнителя, который тебе нравится, а она тебе уже плей-лист составляет. А потом ты назад информацию посылаешь, что вот это тебе нравится, это тебе не нравится, и в результате у тебя возникает свой плей-лист. Индивидуальный. Индивидуальная радиостанция: ты слушаешь, что она предлагает тебе исходя из того, что тебе нравится, и еще добавляет музыку.
Это – музыкальные радиостанции. А информационные?
Это я пример привел. Это самая простейшая модель. Информация – то же самое. Ты влияешь на то, что тебе подается. Это очень интересно. Те же подкасты – очень актуальны.
Эти технологии актуальны не только для радио, но и для всех медиа?
Конечно. Для телевидения, для газет, для всего, чего угодно. Так сейчас перестраиваются все медиа. Посмотрите, "Газета Daily" выходит для iPad, издательство «Коммерсант» движется в этом направлении. То есть, читатель не ждет, когда будет доставка, а просто планшет включает, и тут же у него появляется свежий номер. Я подписан на десятки американских журналов. И в тот же день, когда они выходят, буквально час в час, я их получаю.
Далее. По IP-адресам вы можете смотреть, откуда получаете ответ или комментарий. Можете посмотреть, кто откликнулся на ваш материал, кто подписчик.
В столицах они быстро приживутся. А в регионах?
Почему нет? В крупных городах проникновение тоже уже хорошее. Это связанно с доступом к широкополосному Интернету. В крупных городах это уже есть. Хоть как, хоть через телефоны, где-то уже оптоволокно проложено, и телефонного Интернета, этого потока тоже хватает. Для маленьких городов это сложно, а в больших – вполне реально.
А через гаджеты еще удобнее, чем через телефоны?
Да. Знаете, например, вот такое приложение – Tunein. Открывается карта мира, можно любой город взять, какой хотите?
Бангкок.
Бангкок. Грузим любую станцию…Тут можно даже записывать, нажимаешь Rec, и пошла запись. Так можно настраивать и записывать эфиры.
Хотите проанализировать локальные радиостанции? Нажали, записали.
Вот ФНР работает с регионами, я бы сказал: давайте запишем во всех городах, из которых люди приедут, выпуск новостей в 12 часов, а потом прокрутим и проголосуем, какой лучше. Сразу наглядный разбор полетов. Практика самая настоящая.
Вы недавно вернулись из Барселоны. Какие тенденции развития радиорынка там есть сейчас?
Сейчас главная проблема, обсуждаемая там на семинарах, из-за которой я и ехал туда, фактически была сформулирована в отчете по рекламному рынку Америки: «Падение радиорынка еще не началась, как у печатных СМИ, пока в автомобилях стоят старые приемники FM частот». Все определится тем, что в автомобили поместят их производители. Потому что радио, прежде всего, средство автомобильное. Дома мы можем выбирать: книги, Интернет, телевизор, а в машине выбора-то особого нет. А вот если появится вот такое устройство, гаджет, который все радиостанции мира объединит? У слушателей будет огромный выбор.
Конкуренция бешеная начнется?
Да, я про это и говорю. Поэтому другую стратегию нужно выбирать. И все определит то, что будет в машинах стоять. Пока такой рывок сдерживает Интернет, который должен везде и все хорошо принимать. Но это – будущий гвоздь программы.