В последнее время в ряде регионов России активизирована работа по объединению муниципальных и региональных изданий в единые издательские дома, холдинги. Делается это под флагом создания единого информационного пространства, модернизации печатных изданий, оптимизации расходов региональных бюджетов. Дело дошло до ликвидации в отдельных регионах России редакций районных и городских газет, как юридических лиц.
В последнее время в ряде регионов России активизирована работа по объединению муниципальных и региональных изданий в единые издательские дома, холдинги. Делается это под флагом создания единого информационного пространства, модернизации печатных изданий, оптимизации расходов региональных бюджетов. Дело дошло до ликвидации в отдельных регионах России редакций районных и городских газет, как юридических лиц.
Вряд ли Союз журналистов России стал бы комментировать данную ситуацию, если бы преобразования носили исключительно экономический характер. Мы считаем, что поспешные реформы, не подкрепленные обсуждением в профессиональной сообществе их плюсов и минусов, способны привести к быстрой деградации этого по-прежнему значительного сегмента СМИ России.
Централизация редакционных процессов, внедрение единого дизайна, объединение бюджетных потоков только, на первый взгляд, способны улучшить ситуацию. Унифицированные газеты с одинаковой версткой, исключительно «одобренным в центре» содержанием, неизбежно будут терять свое влияние в муниципалитетах и востребованность аудитории.
Превращение самостоятельных в экономическом плане редакций в подразделения единой структуры ударит по творческой и экономической мотивации сотрудников изданий. Оптимизация расходов холдингов вряд ли возможна без сокращения штатов редакций, и, в первую очередь, журналистов.
Кто может поручиться, что возглавит подобный холдинг компетентный управленец, а не человек, ставящий сиюминутные цели и ищущий личную выгоду?
Чрезмерная централизация местной прессы в отдельных регионах России уже показала свою неэффективность. Как итог – издания отторгались читателями, что заставляло учредителей увеличивать бюджетные расходы на их выпуск и распространение.
Сегодня региональная и муниципальная пресса России вынуждена решать множество сложнейших проблем. Это проблемы подбора кадров и укрепления экономической самостоятельности, сохранения привычки аудитории к чтению и распространения изданий.
Вместо того, чтобы помогать редакциям в решении этих и других проблем, развивая региональные программы по укреплению экономической устойчивости и повышению качества контента, мы загоняем всех в одно, крайне, неустойчивое «стойло». Сокращая, тем самым, информационный потенциал регионов, и ударяя, в первую очередь, по муниципальным образованиям и их жителям.