Началом формирования свободного рынка СМИ современной России является опубликование в печати 11 сентября 1991 подписанного Президентом России Указа № 111 «О мерах по защите свободы печати в РСФСР». В нём впервые были сформулированы принципы перехода системы средств массовой информации на рыночные отношения.
После опубликования Указа в России началось формирование свободного рынка печатных СМИ. Стали появляться различные форматы продажи печатной продукции, новые формы собственности в этой сфере. Розничные продажи прессы в то время осуществляли в основном ручники, лоточники и оставшиеся в наследство от «Союзпечати» достаточно разветвлённые киосковые сети. В условиях становления рынка такая структура розничного распространения периодической печати была вполне оправданна и в целом способствовала удовлетворению запросов населения. Постепенно начинал складываться и качественно иной институт подписки, где прежнюю монополию государства в этой сфере нарушили новые подписные агентства, предлагавшие населению более полный набор подписных услуг.
В период с 2001 года по осень 2008 года рынок периодики, преодолевая трудности роста, демонстрировал хорошую динамику развития. Значительными темпами росли инвестиции, капитализация медиакомпаний, их доходы от рекламы и реализации тиражей. На рынке появилось большое количество новых газет и журналов, отражающих самый широкий спектр информационных потребностей граждан. Кризис 2008 – 2009 годов нанёс отрасли удар, но в целом был успешно преодолён.
В настоящее время рынок издания и распространения печатной продукции приобрел черты современной индустрии, он последовательно избавляется от пороков первоначального периода, становится все более цивилизованным, технологичным, отвечающим требованиям времени. На рынке печатных СМИ России – 80 тыс. газет и журналов, которые реализуются в более чем 40 тыс. киосков и павильонов прессы. Печать также продаётся в тысячах гипер- и супермаркетов, в отделениях связи Почты России, около 30 процентов всех тиражей распространяется через подписку. Суммарный оборот рынка в год составляет почти 80 млрд. рублей.
В условиях бурного развития Интернета рынок печатных СМИ демонстрирует широкое внедрение конвергенции и мультимедийности. Многие издатели и дистрибуторы в новых условиях реализуют концепцию «360 градусов», когда контент распространяется по всем возможным каналам и на всех возможных носителях. Цифровые технологии становятся неотъемлемым атрибутом издательской и распространительской деятельности.
В то же время, на рынке печатных СМИ России имеются проблемы, тормозящие его развитие. В их числе – неоправданно высокое налогообложение, высокие таможенные пошлины, крупные отчисления в социальные фонды, отсутствие эффективных мер господдержки отрасли, произвол чиновников в ряде регионов, уничтожающих киоски прессы.
Действенным шагом на пути преодоления этих проблем могло бы стать принятие специального закона о государственной поддержке российских печатных средств массовой информации и системы их распространения. Законодательное закрепление механизмов помощи индустрии печатных СМИ будет способствовать упрочению принципов цивилизованного функционирования свободного российского рынка прессы, повышению эффективности медиабизнеса. Это, в свою очередь, благоприятно скажется на укреплении единого информационного пространства и информационной безопасности России, обеспечении конституционного права граждан страны на получение информации.
При всех имеющихся проблемах, 21-я годовщина свободного рынка печатных СМИ России является важным поводом не только вспомнить историю его становления и бесспорные достижения, но и сосредоточиться на нерешённых задачах.