Sostav.ru при содействии широкого пула индустриальных экспертов традиционно подводит итоги уходящего 2012 года. Сегодня мы представляем победителя в номинации «Событие года», и им, по мнению редакции и экспертного сообщества, стал запрет на рекламу алкоголя в России.
В этом году методика подведения «Итогов года» претерпела существенные изменения. Во-первых, мы намеренно абстрагировались от событий и людей, не связанных с коммуникационной отраслью. Во-вторых, изменилась механика отбора: редакция составила шорт-листы номинантов, а лучшее и важнейшее доверила выбирать экспертному совету, в который вошли более семидесяти специалистов, представляющих креативные и медийные агентства, крупнейших рекламодателей и площадки.
Главным событием года эксперты назвали запрет на рекламу алкогольной продукции во всех медиа (ТВ, радио, наружная реклама, интернет, а с 1 января 2013 года – печатная пресса). При этом эксперты в большинстве своем негативно отнеслись к самой законодательной инициативе.
Напомним, закон о запрете рекламы алкоголя в традиционных медиа (кроме прессы) был подписан в 2011 году и вступил в силу в июле 2012. Однако к этому времени депутатами Госдумы в авральном порядке был разработан, рассмотрен и принят законопроект, запрещающий размещать рекламу алкогольных брендов также и на интернет-площадках. Этот же пакет поправок запрещал рекламу алкоголя в печатной прессе, однако, в виду сильной зависимости прессы от данной категории рекламодателей и имеющихся обязательствах издательских домов перед ними, вступление в силу поправок по прессе было отложено на полгода.
«Эпохальное для всей рекламной индустрии событие с многочисленными последствиями, - считаетАлексей Серпокрыл, генеральный директор Andor. - Минусов у запрета всегда больше, но в качестве плюса стоит заметить, что в условиях небывало жесткой конкуренции за потребителя алкогольные бренды существенно увеличивают рекламные бюджеты на нестандартные формы BTL - продвижения в местах продаж».
«Эта история меняет медийный рынок - как печатный, так и диджитальный, - уверен Владислав Крейнин, директор по маркетингу «Рамблер-Афиши». - Алкоголь занимал долю до 30-40% в структуре рекламной выручки многих медийных компаний, в первую очередь связанных с развлечениями, глянцем. С этим запретом они проснулись в новой реальности - адаптация к ней будет непростой. Да и бренд-менеджерам алкогольных компаний не позавидуешь - у них больше нет никаких инструментов для широкого медийного охвата».
Запрет на рекламу алкоголя стал самым важным событием в коммуникационной отрасли, намного опередив и олимпийско-футбольное лето, фестивальный фурор «Парковок», крупнейшие сделки на рынке, а также прочие законодательные ограничения. Все номинанты «События года» представлены ниже.
В ближайшие дни Sostav.ru ознакомит читателей с победителями номинаций «Персона года», «Кампания года», «PR и вирусы», «Слоган года», «Упаковка» и «Фирменный стиль».