Мертвые деревья – не мертвые, а только умирающие. Поскольку дилемма, связанная с финансированием издательской деятельности, становится все более острой, наверное, каждый хотел бы знать, что в этой ситуации собирается делать The Guardian. На этой неделе было обнародовано множество мнений, когда представители газеты отказались от прекращения выпуска печатной версии.
Если верить тому, что прозвучало в этом месяце, The Guardian либо прекратит выпускать печатную версию, либо пустит ее в свободное плавание, либо станет взимать плату в сети, либо должен будет лоббировать доходы от ISP-налога.
В действительности не происходит ничего из вышеперечисленного, однако разнообразие противоречивых домыслов свидетельствует о неопределенности и расхождениях относительно будущего финансирования цифрового новостного издания. Вот что говорят посторонние, и вот что происходит на самом деле…
В среду в малоизвестном блоге под названием More About Advertising ran an unattributed report было сказано: “Впервые замораживание печатного издания и переход на полностью цифровой продукт всерьез обсуждается на наивысшем уровне Guardian News & Media” (GNM). Выгоду попытался извлечь The Telegraph, который с удовольствием предпринял попытку дестабилизации бизнеса GNM, преподнося слухи в качестве новостной статьи. Ошеломленный GNM отреагировал, опубликовав для подписчиков paidContent следующее заявление (цитата), которое было широко обнародовано и разослано сотрудникам по электронной почте:
“Сообщения о том, что The Guardian собирается прекратить выпуск печатных газет, не соответствует действительности. Наши газеты приносят три четверти наших доходов и остаются фундаментом нашей организации на будущие годы”.
GNM приобрел свою нынешнюю типографию в 2005 г. приблизительно за £80 млн, заявив в то время, что она, очевидно, будет последней. Когда в 2010 г. г-на Расбриджера попросили сделать ставку, когда The Guardianперестанет существовать в печатной версии, он сказал: “В тот момент (в 2005 г.) я думал о 20 годах. Сейчас я думаю, что такой срок может быть достаточно заметно сжат.” Другими словами, прогноз перехода на исключительно цифровой формат был перенесен с 2025 г.
Алан Расбриджер, @arusbridger, 17 октября 2012 г.
Переход на исключительно цифровой формат и отказ от печати маловероятен. Поэтому Telegraph явно написал неправду.
Но сказать, что дата была передвинута на более близкий срок, было бы более, чем надуманным. Речь не идет о том, что каждый находится на пути к постпечатной жизни. В последний год GNM взял курс на сокращение своей газеты, когда определил для себя “приоритет цифры”. Однако все определяется временем. Хотя отказ от печати освобождает от значительных расходов, он также лишает большинство издателей немалой части их дохода. Для многих это не имеет большого значения; поэтому на повестке дня стоит вопрос эволюции.
На этой неделе издательский народ, включая работающих в The Guardian, порадовали вестью о том, что London Evening Standard превратил £30-миллионный годовой убыток в прибыль, сделав свое печатное издание в 2009 г. бесплатным. Кое-кто заинтересовался, не последуют ли другие газеты этому примеру…
James Seddon @jamesseddon, 16 октября 2012 г.
И печатное издание Guardian готово к запуску… 3…2…1... guardian.co.uk/media/greensla…
Рецепт Standard понятен: даже после отказа от дохода от тиража можно зарабатывать деньги благодаря тому, что рекламодатели любят расширять аудиторию, и такую возможность дает им газета.
Теперь ожидается, что компаньон Standard, The Independent, повторит эту тактику. The Guardian, печатный тираж которого сокращается до скромной отметки в 200 000, скорее добьется большего успеха от такой тактики, чем "Инди", поскольку даже при этом показателе начальное число постоянных читателей будет больше.
По иронии судьбы, такой ход имитирует увлечение The Guardian бесплатной онлайновой моделью – на автономной платформе в британских городах. Если тираж The Guardian уменьшится до точки, в которой газета становится просто коммерчески нецелесообразной, для экономии денег будет нажата кнопка “только цифра” – или же возможен переход к печатанию сверхбольших бесплатных тиражей по примеру The Standard. Во всяком случае, успех будет зависеть от аппетитов потребителя к “качественной” журналистике среди такой аудитории, как страдающие от недостатка времени молодые пассажиры пригородного транспорта.
Но не надейтесь на такой ход. Представитель GNM рассказал paidContent: “Таких планов вообще нет. Мы продаем первоклассный продукт по приемлемой цене. Мы также работаем по всей стране, а не только в отдельном городе. Трудно сказать, как тут могла бы сработать бесплатная модель”.
Каждый знает, что, хотя The Guardian взимает плату с мобильных и планшетных подписчиков, при этом оказывается реальное содействие бесплатной и “открытой” сетевой журналистике. Достаточно ознакомиться с точкой зрения некоторых наблюдателей, чтобы иметь представление о распространенных взглядах на эту причину:
Jamie Gavin @jaygavin, 16 октября 2012 г.
К сожалению, @RobertAndrews платный доступ к информации НИКОГДА не сработает – вам никогда не удастся загнать зубную пасту обратно в тюбик.
Однако не каждый является абсолютным приверженцем; даже внутри среды The Guardian некоторые неравнодушные люди считают, что настало время более радикальных альтернативных мер по поддержанию здоровья пациента. Бывший медиа-репортер Guardian Джеймс Робинсон заявил в London Evening Standardследующее: “Люди платят за качественный контент независимо от того, что говорит Алан Расбриджер.”
Позднее Робинсон пояснил, что он сказал это в шутку, в том смысле, что люди готовы заплатить за его недавно опубликованную историю о телефонном хакере. Однако в отдельном диалоге в Твиттере на этой неделе Робинсон поинтересовался, не пора ли The Guardian ввести плату за веб-контент, заявив: “Я всегда отстаивал взимание платы, одновременно стараясь придерживаться широких взглядов. Мои взгляды мало кто разделял”. Представитель GNM рассказал paidContent: «Планов таких нет, однако мы всегда говорили, что не являемся фундаменталистами в отношении платного доступа к информации. Мы не видим в этом потребности (или долгосрочной жизнеспособности такой модели) в настоящий момент, но это не значит, что так будет всегда».
“Платный доступ к информации не является идеальным простым решением проблем, стоящих перед нашей отраслью. Даже газеты с огромной читательской аудиторией в пределах платного доступа к информации не получают достаточного дохода для содержания без доходов от печати”.
По последним данным, годовой убыток от основной деятельности Guardian News & Media вырос на 42% с £33,1 млн до £44,2 млн ($69 млн) из-за расходов на вложения в цифровой формат и продолжающееся сокращение штата. Доходы от цифрового издания, значительная часть которых приходится на тематические рубрики, возросли на 16,3% до £45,7 млн.
Исполнительный директор Guardian Media Group Эндрю Миллер сказал мне: “В конце концов, все газеты откажутся от печати. Но мы не ограничиваем этот процесс временными рамками. Это перепозиционирование бизнеса”. Многие приложения были уничтожены.
На их месте немало ресурсов было вложено в новейшую программу GNM по расширению цифровой аудитории в США – за этой стратегией стоит выход на новый уровень и работа с основными рекламодателями на крупнейшем рынке мира.
На этой неделе издатель нанял первого директора по осуществлению цифровой стратегии, на которого возложена задача нелегкого поиска путей обеспечения жизнеспособности в цифровой среде, а не только популярности.
Владелец газеты, The Scott Trust, когда-либо в будущем намеревается продать свою долю в двух активах B2B, Trader Media Group и Top Right Media, что позволит преодолевать непредвиденные препятствия в стремлении к самостоятельному крупномасштабному успеху в цифровом бизнесе.
Поэтому издатель располагает временем в этой игре. Фактически г-н Робинсон считает: “The Scott Trust имеет достаточно денег на десять лет”. В данный момент может показаться, что это не так – в особенности для тех, кому угрожает потеря работы, – но в этом отношении GNM является относительно привилегированным.
В опубликованном в среду заявлении GNM также сказано: “Руководство и исполнительные органы The Guardian и The Scott Trust Ltd внедрили стратегию, которая позволила The Guardian поддерживать доходность и увеличивать свою аудиторию до рекордного уровня”. Отдельное заявление, опубликованное в ответ на статьи о будущем цифры, возвестило о том, что количество онлайновых читателей является показателем достижений, если не успеха в бизнесе.
При выполнении этой стратегии – “приоритета цифры” и сокращения печатного издания – издатель осознает, что она не дает ответов на все вопросы. И надеется, что будут предлагаться модели от любой стороны, которая будет считать, что располагает лучшей идеей.
Disclosure: Guardian News & Media is an investor in paidContent’s publisher, Giga Omni Media.