С трудом можно представить себе тот объем информационных сообщений, посвященных приближающейся Олимпиаде, что выходит сегодня в стране и мире. А каких масштабов он достигнет в дни проведения игр! Вклад краевых медиа в эту олимпийскую картину – всего лишь песчинка в океане, но зато они, как ни одно другое СМИ, следят за подготовкой к этому событию ежедневно, собственными глазами наблюдая ее лицевые и изнаночные стороны. Волею судьбы, а точнее решением МОК, кубанские медиа оказались в эпицентре событий: размеренная жизнь курортного города изменилась в 2007 году, когда Сочи был провозглашен столицей зимних олимпийских игр. Как радиостанциям и другим СМИ удается сохранять «равновесие» в этом потоке информации? Об этом они рассказали Радиопорталу.
© Sochi2014.com
Для спортивной журналистики Краснодарского края, который славится в России своими школами легкой атлетики, акробатики и гребли, зимние виды спорта в новинку, особенно ледовые. Первому хоккейному клубу края «Кубань» всего год исполнился. Однако это не мешает краснодарцу Максиму Осаднику, когда-то возглавлявшему пресс-службу краевых волейбольных клубов, ориентироваться в олимпийской «специфике». Сейчас Максим – основатель и главный редактор интернет-портала «Кубанский спорт. RU». Прошедшей осенью Олимпийский комитет России и хост-агенство «РИА Новости» объявили конкурс «Твоя спортивная звезда» для провинциальных СМИ, по результатам которого победители получили пропуск на Игры в Сочи. Их оказалось всего двадцать из различных регионов страны, 4 из них – из Краснодарского края, среди них – Максим Осадник. В «РИА Новости» участие региональных СМИ в освещении Олимпиады назвали историческим моментом, подчеркнув, как строго регулирует МОК количество выдаваемых каждой стране журналистских квот.
«Сейчас все большее значение приобретают фото и видео, а не только заметки, и ключевой момент – объединить все составляющие в единый мультимедийный продукт как можно быстрее и качественнее. Крутые парни хотят узнавать новости в режиме реального времени, а не поданными на завтрак или даже день спустя». Винсент Амальви, глава спортивного департамента агентства «Франс Пресс» |
Практически параллельно газета стала выходить и в своем интернет-варианте, позже превратившись исключительно в портал. «Кубанский спорт.RU» и еженедельник «Независимая Спортивная Газета» – единственные коммерческие общеспортивные СМИ Краснодарского края, не считая печатного издания «Спорт Сочи», курируемого городским Департаментом физической культуры и спорта.
«Это слишком малые показатели для той части России, где постоянно проходят соревнования и матчи», – комментирует Максим. В редакции говорят, что по количеству цитируемости их портал опережает другие интернет-ресурсы в освещении спортивной жизни Кубани, а выход от десяти до двадцати новостей в сутки обеспечивает приличные рейтинги.
Рубрика «Сочи-2014» на портале «Кубанский спорт. RU» была запущена сразу. Сегодня, когда все олимпийские объекты уже построены и о них все рассказано, раздел пополняется сообщениями о тестовых соревнованиях.
«Работать в новой атмосфере, на Играх, непросто, нужно набираться опыта на тестовых соревнованиях перед Олимпиадой»*. Винсент Амальви, глава спортивного департамента агентства «Франс Пресс» |
«За год до Олимпиады работы уже через край», – делится Максим, ведь все крупнейшие мероприятия по зимним дисциплинам в 2013 году, Кубки Мира и Европы, пройдут в Красной Поляне. Сейчас редакция «Кубанского спорта. RU» продумывает стратегию на год, оставшийся до игр. В проекте – создание таблицы медального зачета, календаря соревнований, рубрики «экспертное мнение».
Максим Осадник, главный редактор портала «Кубанский спорт.RU»:
Материал, который мы публикуем в преддверии Олимпиады – это не просто голые цифры и результаты или содержание получаемых пресс-релизов. Мы не даем аналитики, у нас исключительно новостной портал. Но в то же время редакционная политика у нас такая – давать оценку спортивному событию, объектам и трассам участниками соревнований. Как говорится, из первых уст. Поэтому выстраивается объективная картина происходящего. Так, недавно у нас вышел материал о том, что думают спортсмены, российские и иностранные, о сочинском климате. Как вы знаете, именно с ним наш Оргкомитет связывает риски, так как это нельзя проконтролировать. Погода, как-никак... Так в Сочи сейчас 15 градусов. На Красной Поляне холоднее, конечно.
Заручившись информационной поддержкой федеральных структур, ответственных за подготовку к Олимпиаде, со стороны местных властей Максим не видит отклика. Несмотря на то, что Краснодарский край имеет статус некоммерческого партнера зимних игр. После оглашения результатов МОК, в день подписания соглашения с оргкомитетом «Сочи-2014», глава края заявил, что местные власти будут «работать на пропаганду не только самой Белой Олимпиады, но и спорта в целом». На вопрос, «в почете» ли спортивные СМИ в регионе в связи с приближающимися Играми, Максим ответил.
Максим Осадник, главный редактор портала «Кубанский спорт.RU»:
В нашем регионе спортивная пресса, на мой взгляд, как на отшибе. Например, на недавний «Бал прессы» в честь Дня печати, который прошел в Краснодаре, администрация края нас не пригласила, как, впрочем, и наших коллег из других спортивных изданий. А ведь в дни Олимпиады именно на нас ложится самая большая ответственность.
На официальном сайте РФ по госзаказам можно проследить, что по информационному обеспечению граждан Министерство спорта Краснодарского края пользуется услугами лишь общественно-политических газет и одного телеканала, а не специализированных спортивных СМИ. Участвуют в госзакупках и выигрывают одни и те же – «Кубанские новости», «Вольная Кубань», «Кубань Сегодня», «Комсомольская правда – Кубань», «Краснодарские известия», телерадиокомпания «НТК».
Мы попытались связаться с главным редактором «Вольной Кубани», но он долго не отвечал на наши звонки и электронные сообщения. В итоге, когда мы, наконец, до него дозвонились, он ушел от разговора с нами, сославшись на плохую слышимость по телефону. Радио «Казак FM», принадлежащий холдингу «НТК», отказался прокомментировать свое участие в освещении Олимпиады. Ни с кем, выше ранга секретаря телерадиокомпании «НТК», несмотря на настойчивость, нам так и не удалось пообщаться.
На днях в редакцию «Кубанского спорта.RU» пришел официальный прайс-лист Оргкомитета Игр на размещение в гостинице. До июля необходимо оплатить половину стоимости от брони. Средняя цена – 200 долларов в сутки на человека (почему не рублей или евро?! Прим. автора). Сейчас коллектив портала решает, как он сможет достать эти деньги.
«На Играх-2008 в Пекине мы выдавали по 300-400 репортажей в день. Часть их была о спортивных событиях, но 60% – обо всем остальном. О политике, финансах, проблемах. И в первую очередь о личностях, ведь Олимпиада — хорошая возможность найти интересные истории именно о них»*. Пол Редфорд, экс-глава спортивного департамента агентства Рейтер. |
Поддержал кубанских журналистов в подготовке к освещению олимпийских Игр бывший глава спортивного департамента агентства «Рейтер», который приехал в Сочи в ноябре 2012 года. Редфорд, за плечами которого освещение 16 Олимпиад, выступил с мастер-классом перед местными СМИ на Всероссийском форуме для журналистов. Организаторами мероприятия были медиахолдинг РИА Новости, агентство спортивных новостей «Р-Спорт», Единый информационный центр при поддержке Олимпийского комитета России и Оргкомитета «Сочи-2014».
Рассказывать «обо всем остальном» — это и есть подход работы развлекательных краевых радиостанций. Причем, об Олимпиаде говорят не только во время новостных включений, но и при ведении линейного эфира.
Дмитрий Михеев, генеральный директор сочинского представительства Европейской Медиа Группы:
Я думаю, что более половины от общего числа информационных сообщений, что мы выдаем сегодня в эфир, прямо или косвенно связаны с предстоящими зимними играми.
радиостанции «Макс-FМ»:
Отношение сочинцев к Олимпиаде неоднозначно, ведь жизнь и облик города очень изменились. С одной стороны, появилось чувство усталости от бесконечной стройки, пробок, отключения света, визитов инспекций, изменения транспортной инфраструктуры. Обо всем этом мы тоже рассказываем... С другой, несомненно, есть чувство гордости, что Олимпиада пройдет в Сочи, в Краснодарском крае, в России. Мы с нашим слушателем ждем этого момента с нетерпением и, буквально, считаем дни. Совместно с ресурсом «Макс-Портал» (который так же входит в медиахолдинг Макс Медиа Групп) мы ведем обратный отсчет до начала Зимних Олимпийских Игр.
Сочинское радио с собственным программированием «Макс-FМ» начало свою работу все в том же историческом для города 2007 году. Вещание стартовало с акции в поддержку Олимпиады, когда со дня на день МОК должен был огласить свое решение.
«олимпийский закон» ФЗ-310. Как известно, олимпийская и паралимпийская символика была провозглашена интеллектуальной собственностью ее правообладателя в лице МОК. Таким образом, закон регламентирует использование символики в коммерческой деятельности, и в том числе в СМИ, если это делается в маркетинговых целях. Вот только не посчитают ли в комитете несоблюдением закона задуманную радиостанцией фотосессию сотрудников для корпоративного календаря? Его оформление хотят выдержать в духе олимпийской эстетики.
проект «Слово дня». Он был разработан городской администрацией «в целях мотивации жителей Сочи к изучению официального языка зимних игр 2014». Аудиокурс, подготовленный преподавателями сочинского РУДН, разбит на тематические части: фразы и слова, которые и выдаются ежедневно в эфир. Лексику слушатели также могут скачивать с сайта управления образования.
Евгений Епрынцев, креативный продюсер радиостанции «Макс-FМ»:
Этот, наверное, самый массовый языковой курс в мире выходит на нашем радио уже второй год. Первое выражение, которое прозвучало в эфире, было «Welcome to Sochi» – «Добро пожаловать в Сочи». Так мы готовимся к встрече иностранных делегаций.
На вопрос, была ли создана на какой-нибудь радиостанции отдельная программа «под Игры», ответ получили от «Авторадио-Сочи».
Валерия Исакова, редактор и ведущая эфира «Авторадио-Сочи»:
С одной стороны, думаю, нет смысла отдельную программу создавать. Поток информации, который обрушивается на головы сочинцев, и так нескончаем. При этом, с профессиональной точки зрения, нам невозможно «перещеголять» нашего федерального партнера ни сейчас, ни в дни проведения Игр. У столичного офиса возможностей намного больше, поэтому логичнее просто работать скоординировано.
С другой стороны, мы, конечно, могли бы создать программу, посвященную, например, вехам олимпийского движения. Нам никто не запретит сделать такой проект. Но здесь встает проблема кадровых ресурсов. Поэтому у нас выходят в эфир только информационные сообщения о подготовке к Играм. К их выпуску мы тоже подходим хладнокровно, без излишней эйфории, отталкиваясь от информационных поводов. Размусоливать тему тоже не хочется. О строительстве, например, мы рассказываем на основании регулярных отчетов компаний, которые занимаются объектами. А специально ездить к ним и узнавать по несколько раз в неделю, не проложили ли они еще три метра дороги, думаю, будет не совсем правильно. При таком потоке информации необходимо расставлять приоритеты.
«Мы хотим, чтобы у всех журналистов была возможность осуществлять свою деятельность, чтобы у них был свободный доступ в интернет, возможность передать свои материалы, свободно излагать свою точку зрения»*. Джанни Мерло, президент Международной ассоциации спортивной прессы (AIPS) |
В основном радиостанции региона стараются придерживаться единой линии.
Елена Ивченко, выпускающий редактор радиостанции «Макс-FМ»:
Лозунг и концепция «Макс-FМ» – повышать уровень и качество жизни под аккомпанемент радиостанции. Мы стараемся соблюсти баланс в освещении событий, не провоцируем и не поощряем антиолимпийские настроения и высказывания.
А вот блоги, интернет-дневники и порталы, в том числе различных сочинских объединений ставят под сомнение идеи Олимпизма, регулярно рассказывая о случаях нарушения гражданских прав, чиновничьем произволе и экоциде. Многие журналисты принципиально пишут слово «Олимпиада» с маленькой буквы, подчеркивая таким образом, что подготовка к ней идет вразрез с ее созидательной миссией. Портал Word-Sochi ведет так называемую «черную книгу» Олимпиады, выкладывая регулярные сообщения, фото- и видеоматериалы о складах олимпийских отходов в окрестностях и уничтожении заповедников.
Что происходит в телеэфире? Новую еженедельную программу «под игры» выпускает только «Дом ТВ» (ТНТ), также принадлежащий, как и «Макс-FМ», крупнейшему медиахолдингу Юга России «Макс Медиа Групп». Программа «Город 2014» посвящена исключительно подготовке и проведению Олимпийских и Паралимпийских игр. В редакции говорят, что проект был задуман как остросоциальный, и любой житель во всеуслышание может задать вопрос о том, «что происходит за высокими строительными заборами».
Сочинский офис «Европы Плюс» поделился новостью о том, что Европейская Медиа Группа выиграла частоты на запуск «Спорт FM» в курортном микрорайоне Сочи Лазаревском. В преддверии Олимпиады «Европа Плюс» делает упор в своей работе на проведение акций и розыгрышей.
Дмитрий Михеев, генеральный директор cочинского представительства Европейской Медиа Группы:
В декабре, вот уже второй год подряд, мы разыгрывали SKI-тур на Красную поляну. Интерактивная игра, в основе которой лежат вопросы о лыжах и сноубордах, проводилась при поддержке горнолыжного сочинского курорта «Роза Хутор», где проходят олимпийские трассы.
Кстати, Единый информационный центр Олимпийских игр разместился с «Европой Плюс» по соседству, на улице Первомайской, «через стенку», как нам пояснили в редакции. Поэтому то, что ждет Сочи в ближайшее время, «Европе Плюс» удается услышать одной из первых.
*Комментарии иностранных журналистов были даны на Втором Всероссийском форуме-семинаре спортивных журналистов, организованном медиахолдингом «РИА Новости» и агентством спортивных новостей «Р-Спорт» при поддержке Олимпийского комитета России (ОКР), Оргкомитета «Сочи 2014» и Единого информационного центра (05.11.12).
Полина Фатеева