Создаваемое в России «Общественное телевидение» (ОТВ) сможет привлекать спонсоров для производства отдельных проектов. Об этом «Известиям» сообщил исполнительный директор компании Игорь Найговзин.
После того как 1 марта 2013 года «Общественное телевидение» выплатило Внешэкономбанку кредит и проценты за пользование заемными средствами (всего 618,5 млн рублей), у компании осталось 931,5 млн рублей. Эти деньги — бюджет ОТВ на оставшиеся месяцы текущего года.
— На сегодня у нас нет других источников финансирования, кредит был выплачен из тех 1,55 млрд рублей, которые были выделены ОТВ на 2013 год. Деньги пошли также на закупку оборудования, ремонт, аренду, зарплаты, — рассказал Игорь Найговзин.
По его словам, вопрос о размещении на телеканале социальной рекламы («Известия» писали об этом 11 февраля 2013 года) открыт, поэтому на дополнительные деньги от рекламы, размещаемой министерствами и госкомпаниями, «Общественное телевидение» пока рассчитывать не может.
— Мы надеемся на помощь государства и наших зрителей. На себя тоже — потому что нам разрешено спонсорство, оно существует на многих каналах в чистом виде. Но пока ОТВР не запущено, найти спонсоров на проекты сложно. Надеюсь, что, когда мы выйдем в эфир, спонсорство будет нам подспорьем, — считает Найговзин.
Генеральный директор «Общественного телевидения» Анатолий Лысенко неоднократно заявлял, что коммерческой рекламы на канале не будет. Впрочем, конкретно о спонсорской поддержке он таких утверждений никогда не делал. Закон «О рекламе» определяет спонсорскую рекламу как рекламу, «распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре».
Согласно уставу ОТВ, источниками формирования имущества компании являются доходы от целевого капитала, доходы, получаемые от собственности организации, добровольные взносы и пожертвования, а также «другие, не запрещенные законом поступления, в том числе банковские кредиты, гранты». Последний пункт как раз и позволяет использовать спонсорские финансы.
Главный редактор журналов о телевидении «Медиапрофи» и «Телескоп» Евгений Кузин уверен, что на старте у «Общественного телевидения России» со спонсорами будет негусто.
— Спонсоры и рекламодатели покупают аудиторию. Она привлекает своим объемом и известными социально-демографическими характеристиками. Но никто сейчас не готов говорить ни об аудитории телеканала, ни о его контенте. Руководитель ОТВ Анатолий Лысенко постоянно напоминает, что денег на создание канала не хватает, но и спонсорских денег телевидение может не собрать, если не будет особых пожеланий со стороны государства крупнейшим российским компаниям.
Действительно о контенте, которым «Общественное телевидение России» планирует заполнить свой эфир, пока известно чрезвычайно мало. Совершенно точно, что на канале будут транслироваться новостные выпуски, компания проводит кастинги ведущих.
Еще два проекта, которые подрядчик произведет специально для ОТВ, получили господдержку. Два фильма: «Рыцари неба» — о становлении военной авиации России и «По следам павших монументов» — о советской скульптуре и скульпторах, — оказались в списке получателей господдержки в области электронных СМИ в 2013 году.
Представители телеканалов не любят обсуждать тему спонсорства и тем более раскрывать цифры соответствующих доходов. Но, как следует из годовых отчетов «Первого канала», в 2009 году компания заработала на спонсорской рекламе 1,6 млрд рублей, в 2010-м — 2,8 млрд. В 2011 году доход «Первого канала» от спонсорской рекламы составил 1,8 млрд рублей — 6% объема выручки от реализации услуг.
Примерно такую же цифру называет академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский.
— Исходя из экспертных оценок, можно предположить, что до 7–7,5% общего дохода от рекламы на ТВ приходится на «спонсорские передачи», — рассказал эксперт.
По его словам, самые распространенные формы спонсорства на ТВ — это оплата расходов по созданию программ, передач, фильмов, шоу или спортивных трансляций, спонсорские заставки в кадре, представление спонсора ведущим, раздача призов от спонсора. Используется также «сценографическое спонсорство», когда в оформлении студии используется логотип компании.
— Спонсорство сильно воздействует на эмоциональное, а не на рациональное восприятие зрителем телевизионного контента, — отмечает Черняховский. — Спонсорская реклама, органично интегрированная в телепроект, становится его неотъемлемой частью. Положительное отношение к телевизионному продукту зритель практически на бессознательном уровне переносит и на спонсорскую рекламу.