Идею будущей Интернет-радиостанции Synth Radio Сергей Лызин вместе со своим другом Олегом Тихомировым «совершенно спонтанно придумал» в 2007-м году. Сергей в конце девяностых увлекся электронным стилем музыки - синти-поп. Этим и объясняется выбор основной музыкальной составляющей радиостанции Synth Radio: «Когда прогресс дошёл до того, что Интернет-радио стало можно сделать самому, непрофессионалу, то есть кому угодно вообще, мы решили тоже попробовать, что это такое, онлайновая станция. На тот момент наша музыкальная ниша, во всяком случае, в России, была свободна, подобных радиостанций тогда не было. Сейчас они появились, около пяти радиостанций есть только в нашей стране. А раньше были только американская, немецкая, норвежская – известные мне - станции нашей музыкальной направленности. И поскольку в России ниша была свободна, мы довольно быстро нашли свою аудиторию», - рассказывает главный редактор проекта.
«Началось всё с того, что я наткнулся на какую-то американскую Интернет-радиостанцию, близкую по тематике к нашей. На первых шагах наш сайт даже был очень похож на сайт той радиостанции. А вообще внешний вид нашего проекта менялся много раз. Олег занимался тогда технической частью, полностью сайтом и самим вещанием, - вспоминает главный редактор Интернет-радиостанции Synth Radio, - а я на тот момент просто-напросто подбирал композиции и ставил их в плей-лист. Два человека проект начали, и по сегодняшний момент вдвоём им и занимаются. Большую часть работы я даже взял на себя через какое-то время: научился делать сайты, поддерживаю работоспособность нашего, занимаюсь вещанием. Да, в общем-то, сайтом я только один и занимаюсь сейчас. Некоторые люди так же, как и я, делающие Интернет-радиостанции, говорят, что для полноценной работы онлайнового проекта необходим большой коллектив, пять человек, десять... А я считаю, что с онлайновой радиостанцией вполне могут справиться один-два человека на любом этапе развития проекта. Но это моё личное мнение…».
Опыт команда приобретала по ходу дела: «Мы с радио не связаны были ни образованием, ни основным родом деятельности. Да это и не нужно. Для онлайновой радиостанции, прежде всего, необходимо уметь программировать. Олег - технарь, программист, системный администратор, знает разные языки программирования. Это, естественно, очень помогало нам на первом этапе. Потом и я научился этому. То есть изначально, чтобы создать Интернет-радиостанцию, нужны очень хорошие знания компьютера. И, конечно, чтобы радиостанция стала не просто нормальной, а успешной, мало того, что человеку нравится какой-то стиль музыки, человек обязан в нём разбираться, человек должен быть объективным. Какая-то композиция лично может не нравиться, тогда как всем остальным - наоборот. Нужно совсем в себе не зарываться - иначе можно испортить радиостанцию. Наш личный профессионализм вырос на этой станции. На FM-частотах, конечно, по-другому должно быть: специалисты изначально нужны не только в техническом плане - с нуля ничего не сделаешь, и в плане вещания требуются серьёзные, профессиональные диджеи, музыкальные продюсеры, звукорежиссёры. Для онлайнового радио всего-навсего необходимо обладать какими-то основными знаниями об Интернет-технологиях, иметь музыкальный вкус, получать постоянно новую информацию из форумов, чтобы держать радиостанцию по последнему слову техники и веяний…».
Сергей Лызин и Олег Тихомиров создавали первоначально и продолжают делать именно музыкальную радиостанцию: «Сейчас в эфире звучит музыка, и ничего, кроме музыки, - замечает основатель онлайнового проекта. - Кстати, тогда, в самом начале всё было не очень качественно сделано, и в эфире присутствовало немалое количество нудных песен, бывало, играла одна хорошая песня, а потом три нудные, соответственно, и народ у нас не задерживался. Изначально мы что-то копировали, подражали кому-то, но потом всё равно пришлось идти своей дорогой. Я считаю, что сейчас если рассматривать музыкальную составляющую вещания нашей Интернет-радиостанции, то аналогов, наверное, нет. Мы стараемся включать в плей-листы не только синти-поп, но и какие-то ответвления от него: не может подряд идти десять синти-поповых песен, это кому угодно может надоесть. Например, у нас играет несколько синти-поповых песен, а потом близкая по жанру, но всё-таки иная. Программы у нас были разные. На первоначальном этапе они представляли собой музыкальные сеты без участия ди-джея, просто подборки треков. Потом несколько лет подряд у нас выходила программа «Локомотив», вёл её Павел Канаш из Белоруссии. И тут уже было много его голоса, то есть передача была вообще профессионально сделана, запись происходила в студии. Я, конечно же, и сегодня не отказался бы от утренних и дневных шоу в эфире нашей Интернет-радиостанции, таких, которые всегда идут на топовых FM-радиостанциях, с удовольствием бы их добавил. Я довольно часто слушаю радиостанцию «Максимум», мне нравится их дневное шоу. Но для того, чтобы на любом радио работали профессионалы, нужны средства, сотрудникам тогда необходимо выплачивать заработную плату. Ежедневные утренние шоу, например, надо делать постоянно, каждый день, без выходных, и на это необходимо много денег, потому что если человеку нужно тратить много своего времени и своих сил, значит, и платить ему нужно очень и очень много. У нас монетизации нет, наше дело никак не окупается, проект держится на чистом энтузиазме, поэтому тратить каждый день по несколько часов и делать программы сложно. И вообще монетизация онлайнового радио сейчас на таком уровне… Её нет совсем, и не может быть пока что, я считаю. Мне кажется, Интернет-станции сейчас не в состоянии зарабатывать какие-то более-менее приемлемые деньги. Пока это из разряда фантастики, пока что так. Именно поэтому Synth Radio - это хобби. Если бы радиостанция приносила деньги, можно было бы её назвать работой. Наша станция - это очень интересное хобби, которым я с удовольствием занимаюсь. Когда слушаю радиостанцию и понимаю, что сейчас звучит моя работа, то, что я только что делал, становится, конечно, очень приятно. И, конечно, очень приятно, что радиостанцию слушают другие люди. Если бы Synth Radio никто, кроме меня, не слушал, хобби это было бы уже давно заброшено. Но люди слушают его, хорошо отзываются, они более-менее активны. Радио вообще - это приятное времяпрепровождение, его можно слушать и параллельно заниматься другими делами».
Сергей Лызин
В самом начале, в 2007-2008-м годах на Интернет-радиостанции Synth Radio проходили прямые трансляции концертов из клубов. «У нас есть очень хороший союзник - Russian Synth Community - организатор концертов, сотрудники этой компании - наши близкие друзья, - отмечает Сергей Лызин. - Опыт трансляции живых концертов есть. Но количество слушателей после этих трансляций не прибавилось, и рекламодатели от этого не появились. Трансляцией живых концертов, конечно, можно заниматься. Но опыт показал, что к расширению аудитории она не приводит. Такая же ситуация была и с передачами в эфире. Насколько бы качественно программа ни была сделана, слушателей больше не появлялось. Думаю, сегодня всё, что можно сделать, чтобы усовершенствовать своё радио, это как-то разнообразить эфир: джинглы записывать, делать интересные подборки. Остальные действия будут занимать очень много времени и даже, может быть, начнут отнимать какие-то средства, но ничего ощутимого приносить не будут. На Интернет-радиостанциях можно делать абсолютно то же самое, что и на эфирных. Но кому нужно в это во всё вкладывать деньги, причём немалые деньги? Эфир можно разнообразить такими штуками, только особого смысла я в них не вижу. Мы уже плавали в этом море, и ничего хорошего в нём я не заметил. Ретрансляции эфира на каких-то региональных FM-радиостанцих, как это начали практиковать некоторые Интернет-радиостанции, мы не проводили. Думаю, что особого прироста аудитории не будет, хотя сама идея очень интересна…».
Заметное увеличение количества слушателей произошло, по словам главного редактора Интернет-радиостанции Synth Radio, после «грамотного выстраивания ротации»: «И сайты, и социальные сети - это всё второстепенное. Самое главное, для чего человеку нужно радио, - эфир, человеку нужно включить радио и слушать его. Если в целом контент будет не интересен слушателю, то он и не будет слушать его подолгу. Всё сводится к тому, чтобы стараться наполнять эфир интересным контентом и правильно вести эфир - правильная ротация, правильная расстановка треков. Я последнюю пару-тройку месяцев этим занимался, и мне кажется, что очень успешно, потому что изменился ротационный лист, который был на выходе, и народу приросло после этого, кстати…».
Аудитория Synth Radio, как и у всех онлайновых радиостанций, совершенно разная, слушатели живут в разных уголках планеты, но лидерство, безусловно, держит наша страна: «Несмотря на то, что наше Интернет-радио можно послушать хоть с острова Мадагаскар, у нас русскоязычный блог, русскоязычные группы в социальных сетях, и мы ориентировались изначально на русскоязычную публику. Основная наша аудитория сейчас российская, хотя нас слушают люди и из Европы, и из США, и из бывших стран постсоветского пространства. Один из способов связи наших слушателей с нами - это e-mail. Если у нашего провайдера бывают какие-то сбои, и радиостанция не работает по этой причине, нам сразу же начинают писать на почту. А основное общение, наверное, происходит в социальной сети ВКонтакте. Гостевой книги на сайте нет, поэтому группа во ВКонтакте выполняет функцию гостевой книги. Люди пишут в обсуждениях в группе, пишут мне в личку…».
На взгляд главного редактора Интернет-радио Synth Radio Сергея Лызина, бессмысленно размещать рекламу в эфире онлайновых станций: «На сайте мы постоянно выставляем баннеры наших друзей из Russian Synth Community, которые рекламируют предстоящие мероприятия. В радиоэфире реклама будет иметь совсем низкий КПД. Как мы ни стараемся продвинуть радиостанцию, чтобы её слушали тысячи человек, мало что получается по-настоящему сделать: очень сложно сегодня продвигать себя. Кто-то из представителей онлайновых радиостанций говорит, что у них есть чуть ли не под десять-двадцать тысяч слушателей. Я в это не верю. Люди, конечно, скрывают истинную статистику, но посмотреть её всё-таки можно. И вот я захожу на какой-нибудь сайт какой-нибудь Интернет-радиостанции и вижу, что его слушают сейчас пятнадцать или тридцать человек, например, о каких тогда десятках тысяч слушателей говорят основатели этих Интернет-радиостанций? Возможно, на сайте имеет какой-то смысл размещать рекламу. Во всяком случае, вредным это не будет ни для кого. А вот особого смысла пускать рекламу на онлайновых радиостанциях, наверное, нет. Тот же Russian Synth Community к нам даже с таким вопросом не обращается, всё понимает. Смысла в рекламе на Интернет-радиостанциях нет ни для рекламодателей, ни для самой радиостанции. Может быть, я говорю только за себя. Есть крупные онлайновые радиостанции, но, тем не менее, если их сравнивать с аудиторией FM-диапазона, разница будет просто нереальной. Никто не будет серьёзные деньги за онлайн-рекламу отдавать, я уверен в этом, а если кто-то это начнёт делать, значит это его ошибка…».
Основная сложность, с которой команда Интернет-радиостанции Synth Radio сталкивались на протяжении всего существования онлайнового проекта, это то, что станцией необходимо постоянно заниматься. «Не получится так: сделал сайт, настроил вещание и забыл о станции, - говорит Сергей Лызин. - Нужно постоянно обновлять те же плей-листы, нужно постоянно делать какие-нибудь новые скрипты для автоматизации процесса, постоянно добавлять новые джинглы. Если пустить дело на самотёк, то ничего не получится, народ быстро уйдёт, и самому уже будет не в удовольствие заниматься проектом. Единственный смысл вообще заниматься онлайновой радиостанцией сейчас как раз и заключается в собственном удовольствии. Необходимо не только запустить радиостанцию, необходимо уделять время её развитию, необходимо ещё ковыряться на форумах, читать разную информацию, находить ответы на вопросы, разбираться в программе, в скриптах...»
Недавно кое-что из задуманного Сергеем было воплощено им в жизнь. «Летом выдалось свободное время, я плотно занимался и сайтом, и, самое главное, вещанием, эфиром - очень многое было добавлено, - рассказывает главный редактор Интернет-радиостанции Synth Radio. - Планы на будущее сейчас сводятся к тому, чтобы следить за тем, что уже создано, может быть, налаживать контакты, заниматься саморекламой. Но следующий шаг в глобальном смысле - это всё-таки выход в FM-диапазон, если встретится продюсер, или каким-то образом найдутся необходимые деньги, на которые можно будет содержать FM-радиостанцию, я с удовольствием это сделаю. Не представляю себе, каким сейчас может быть следующий шаг в онлайне. Вариантов, конечно, много, но то, что резко бы повысило просмотры сайта или прослушивание радиостанции, резко повысило бы интерес в целом к нам, я не могу придумать. Наверное, все онлайновые станции доходят до определённого уровня, когда следующим будет FM-частота. Мне кажется, что мы сейчас примерно на таком уровне и существуем. В идеале пока есть FM-диапазон, необходимо стремиться именно туда. Человек, например, сел за руль, включил радио, начал листать радиостанции: это не нравится, то не нравится и наконец-то нашёл канал по вкусу. Чтобы слушать Интернет-радио, надо знать его адрес, надо конкретно его выбрать, а не путешествовать по FM-частотам. Если хочешь слушать онлайновое радио в машине, надо иметь трансмиттер. Это одна из причин, объясняющих, почему сегодня у Интернет-станций такая низкая посещаемость. Слушать с телефона можно преимущественно только в больших городах, да и то не везде…».
Но, не смотря на желание работать на FM-частотах, Сергей не видит его вершиной развития радио в будущем: «Я думаю, сейчас FM-диапазон находится в каком-то пограничном состоянии. Лет пять назад я бы точно сказал, что FM-частоты необходимы, и никак иначе быть не может. FM-диапазон - это большие вложения, и соответственно большая прибыль. FM-частоты - это вообще другой взгляд на радио. Но сегодня, я считаю, что необходимость в переходе в FM-частоты начинает отпадать. Может быть, лет через десять 4G будет уже везде, на необитаемых островах уже будет высокоскоростной Интернет. Когда это случится, наверное, во все возможные гаджеты встроят какие-нибудь интернет-приёмники. Тогда FM и отомрёт. Но, с другой стороны, появится огромнейшая конкуренция между этими интернет-радиостанциями. Мне кажется, будущее радиостанций - любых, как онлайновых, так и эфирных - очень интересное и непредсказуемое. Невозможно с развитием технологий достоверно сказать, что будет в радиомире даже через пять и десять лет…».
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru