«Ситуация нестандартная: сначала появилась Интернет-радиостанция как таковая, а потом уже развивалась идея. Всё началось немного ранее двадцатого октября 2006 года. Тогда было просто интересно использовать какие-то технологии, потому что тогда хотя Интернет и развивался большими темпами, но, тем не менее, не такими, как сейчас. Технологии потокового вещания, то есть онлайн-радио, были тоже достаточно новыми, малоосвоенными и не известными большинству людей. Хотелось всё это попробовать, узнать, испытать на себе. С этого всё и началось: был простой поток, вещавший тяжёлую музыку, в основном рок и направления, непосредственно связанные с роком. Двадцатого октября состоялось открытие самого проекта. Он развивался в те времена в небольшой локальной сети. Тогда это было, если можно так выразиться, основным трендом: пользовались большой популярностью локальные ресурсы до появления распространённого широкополосного Интернета. Стало понятно, что это действительно интересно, что это действительно может стать популярным в будущем, несмотря на то, что музыку уже тогда мог послушать любой желающий: скачать её либо с торрентов, либо с сайтов исполнителей. И мы видим, что онлайн-радио до сих пор популярно. Было ясно на тот момент, что с проектом необходимо что-то делать дальше, необходимо придать ему какой-то стиль. Это и стало началом разработки сегодняшней Интернет-радиостанции», - вспоминает основатель «Сумеречного радио».
Основатель «Сумеречного радио» Андрей Лорд
Таких радиостанций, на которые хотелось равняться при создании и развитии проекта, не было, и вряд ли их можно найти, говорит Андрей. Его цель была иной, чем у большинства музыкальных станций: «Когда уже зародилась мысль о том, что необходимо придавать проекту какую-то определённую форму, конкретное направление, был сделан вывод, что тематических радиостанций довольно много, – я не говорю сейчас именно об онлайн-станциях, а имею в виду большие радиостанции, которые звучат в FM-диапазоне - существуют рок-радиостанции, существуют радиостанции, которые посвящены более тяжёлым направлениям. А у меня родилась идея создания проекта, который объединил бы в себе наибольшее количество жанров. Если взять представителей и поклонников тяжёлой музыки, то вряд ли можно найти человека, который предпочитает слушать музыку конкретного жанра. Тем более, всем известно, что тяжёлая музыка достаточно разнообразна, и внутри большого жанра встречаются какие-то разделения, подвиды, поджанры. Захотелось именно объединить всех этих людей в одну аудиторию и предоставить им возможность наслаждаться музыкой различных направлений, то есть тем, что они слушают в повседневной жизни». Надо отметить, что сам Андрей в музыке хорошо разбирается: «Музыкой я занимался и начинал серьёзно учиться, но потом банально не хватило на это времени. Сейчас я что-то играю, но это исключительно для себя».
Интернет-радиостанцией занимался и по-прежнему занимается один Андрей. На протяжении всего развития проекта было два периода, когда собирался коллектив, то есть проходило два набора команды: «Но по разным причинам коллективная работа не совсем сложилась. На общую работу радиостанции это никак не повлияло, она до сих пор развивается. В коллектив тогда входили люди, которые готовили новости, которые организовывали встречи, мероприятия с музыкальными группами, исполнителями, агентствами. Также это были фотографы, которые посещали мероприятия и готовили материалы для публикации на сайте. Как таковым ведущим был и остаюсь я, потому что были и есть до сих пор некоторые технические ограничения, которые не позволяли и не позволяют пока что к эфиру подключать нескольких людей».
Дизайном и программированием все это время занимается Андрей. Но находились и те, кто ему давал какие-либо советы или оказывал другую помощь: «Конечно же, были люди, которые помогали на первоначальных этапах, потому что идея создания радиостанции пришла в голову не сама по себе, это было подсмотрено, были какие-то наработки. Естественно, были люди, которые подсказали на начальном этапе, что и как можно использовать. Естественно, были друзья, которые поддерживали эту идею, предоставляли какой-то материал. Логотип, который сейчас используется, например, сделал знакомый. У логотипа достаточно интересная история: он был нарисован буквально на коленке на бумаге ещё в годы моего обучения в вузе. После этого логотип не менялся, а был, естественно, переведён в цифру, отретуширован. Это первый и единственный официальный логотип Интернет-радиостанции…».
Варианты логотипов
Андрей замечает следующий интересный момент: «Есть музыкальная группа «TANTAL», с ней мы начали сотрудничать в первую очередь. И именно с этой группы началось наше активное общение с другими музыкальными коллективами в плане партнёрских программ, в плане наполнения эфира контентом. Люди из этой группы ещё до создания Интернет-радиостанции были моими друзьями, и они тоже повлияли на развитие проекта, также помогали и поддерживали всё это время».
Сегодняшнее название Интернет-радиостанции появилось благодаря одной песни группы «Эпидемия», которая называется «Жизнь в сумерках», рассказывает Андрей. «На тот момент я был, если можно так сказать, поклонником данной группы. Непосредственно эта песня вдохновила на название радиостанции, она была сходна с особым состоянием души в тот период, состоянием необычным, эзотерическим, между светом и тенью… Всё это было очень интересно, особенно в те времена, а потом уже с ходом развития проекта оно переросло в достаточно узнаваемый бренд, и менять его я не вижу смысла».
Слушатели «Сумеречного радио» – это все поклонники неформальной сцены, поклонники тяжёлой музыки – рок, альтернатива, металл, от лёгких направлений до современных прогрессивных. А так как Интернет сегодня доступен практически на всём Земном шаре, то можно сказать, что это достаточно большая аудитория, говорит основатель Интернет-радиостанции.
Связь со слушателями «Сумеречного радио» была с самого начала и есть сейчас: «Раньше она реализовывалась посредством чатов – во времена развития Интернета. После этого с введением сервиса «Твой эфир» - сервиса заявок, который позволял не только заказывать музыку, но и передавать приветы, - у радиослушателей была возможность отправлять композиции по электронной почте знакомым, они могли по ссылке подключиться к онлайн-вещанию и прослушать ту композицию, которую для них заказали друзья. Сейчас в связи с переходом проекта на новую платформу вещания данный сервис претерпел некоторые изменения, но в скором времени он примет свой привычный вид».
Сложности, которые возникали, носили скорее технический характер, вспоминает основатель «Сумеречного радио»: «Каких-то организационных трудностей не возникало. Всё шло, если можно так выразиться, само по себе, это всё было легко и просто, как будто препятствий никаких и не может быть».
К внеэфирной деятельности Интернет-радиостанции можно отнести сайт, который выступает второй составляющей проекта. Непосредственно на сайте публикуются анонсы концертов и мероприятий, фотоотчёты. «Раньше были ещё и интервью, - говорит Андрей, - сейчас они прекратились, возможно, в будущем такая деятельность возобновится. И конечно, внеэфирная деятельность – это активное общение непосредственно с группами, какая-то поддержка. Встречаются команды, которые только начинают свою музыкальную деятельность, которые просят подсказать им уже на основе имеющегося опыта у нас какие-то репетиционные базы, издающие лейблы, звукозаписывающие компании. Естественно в помощи мы не отказываем таким коллективам. Раньше устраивались прямые трансляции концертов. Мы сотрудничали с репетиционной базой «Under the Ground». Это дочернее предприятие репетиционной базы «Red Gates». Там был небольшой концертный зал с возможностью онлайн-трансляции. В настоящий момент этого зала нет. Пришлось отказаться от самой идеи прямой трансляции концертов ещё и по тому, что, к сожалению, особой популярностью они не пользовались. И поэтому мы ориентируемся теперь на анонсы живых концертов и приглашения на мероприятия».
Примерно с середины периода развития проекта Интернет-радиостанция активно сотрудничает с концертным агентством «Freedom Metal Festival» [в настоящее время ООО FMF Records], которое привозит и зарубежные команды, и организует концерты, направленные на развитие треш-музыки: «Соответственно те команды, которые входят в этот проект, также являются нашими партнёрами, мы с ними также активно сотрудничаем и в плане предоставления контента, анонсов-новостей концертов, вещания их музыки в эфире».
Переход «Сумеречного радио» в коммерческую сферу вряд ли будет сделан: «У нас, конечно, были идеи монетизировать некоторые сервисы, но практика показала, что они не приносят большого дохода, и также изначально не было таких мыслей. Учитывая неудачные попытки монетизации и возвращаясь к истокам и причинам создания Интернет-радиостанции, в дальнейшем было принято решение никогда и ни при каких условиях не ставить проект на коммерческую основу. На сайте есть только анонсы, но рекламы нет. Присутствуют баннеры наших партнёров - это в основном музыкальные группы, которые сотрудничают с проектом в рамках информационной поддержки. Мы размещаем баннеры музыкальных групп, концертных агентств, возможно, в дальнейшем будем сотрудничать с музыкальными клубами, в которых проводятся мероприятия, и также будем размещать информацию о них. Рекламы стороннего характера на сайте не будет никогда».
А вот идея по переходу в FM-диапазон возникала у основателя «Сумеречного радио» не раз: «Сама тема была изучена практически досконально, но пока что такой возможности, во всей видимости, не предвидится, потому что условия достаточно жёсткие. Но со своей стороны мы пытаемся формализовать своё вещание и свой контент хотя бы для регистрации проекта как средства массовой информации. Начиная с 2015 года, приводим в порядок эфир для того, чтобы он соответствовал нормам, и контент, который мы получаем от партнёров, также активно модерируем, фильтруем, отсеиваем то, что не нужно.
Сейчас с развитием технологий многие стали говорить, что аналоговое вещание как телевидения, так и радио должно уже в скором времени прекратиться. Однако стоит заметить, что Интернет в настоящий момент не настолько развит, чтобы охватить всю возможную аудиторию. Здесь речь идёт о таких клиентах и о такой целевой аудитории, которые находятся в удалённых маленьких городах, а также об автолюбителях, водителях мототранспорта, которые предпочитают слушать музыку в дороге – до них Интернет ещё не сильно дотянулся, потому у FM-диапазона ещё достаточно долгая и перспективная жизнь».
Среди FM-радиостанций Андрей отмечает «Рок FM» на частоте 95.2: «Это, пожалуй, единственная радиостанция, которую я бы слушал с удовольствием постоянно. Про другие, к сожалению, ничего не могу сказать ни положительного, ни отрицательного».
«В последнее время радио для меня стало одним из смыслов, увлечением не только в плане вещания и в плане развлечения. Я радиолюбитель, у меня есть радиолюбительская категория, позволяющая вещать в других диапазонах, которые разрешены любителям Роскомнадзором. Интернет-радиостанция «Сумеречное радио» - это достаточно обширное увлечение, которому посвящается значительная часть жизни. Многие мои знакомые уже говорят, что проект перешёл на профессиональный уровень, несмотря на то, что он существует на любительской основе, тем не менее, те технологии, которые применяются, дали достаточно большой опыт, чтобы можно было считать себя профессионалом в этом деле. Но здесь следует оговориться, что сама Интернет-радиостанция для меня лично всё-таки по большей части является увлечением, а полностью отдать себя проекту не представляется возможным на данный момент. И поэтому большая часть эфира – это музыкальные композиции. В будущем, естественно, планируется дополнить их и новостным контентом, и подкастами. Построение эфира – трудоёмкая задача. В настоящий момент ведутся переговоры с авторами передачи «Модели для сборки», это фантастические и в стиле фентэзи аудиокниги. Их мы тоже планируем запустить в эфир. Раньше мы сотрудничали с авторами программы «Музыканты Бедные», которые брали интервью у различных музыкантов, тоже передавали нам материалы в эфир. В будущем также планируем возобновить нечто подобное, если, конечно, найдём подходящих авторов».
В команду в первую очередь требуются люди, увлеченные самой идеей радиовещания, люди, понимающие то, ради чего они готовы тратить своё время, то есть у потенциальных сотрудников должно быть в первую очередь само желание заниматься радиостанцией: «Увлечение какой-то музыкой, каким-то определённым жанром – это уже следствие, нежели приоритетная задача, - считает Андрей. - Люди не обязательно должны быть профессиональными радиоведущими, это всё приходит с опытом, а его тоже где-то надо набирать. По себе могу сказать, когда начинал заниматься Интернет-радиостанцией, я тоже не был ни профессиональным дизайнером, ни профессиональным программистом – это всё приобретается со временем. Если у человека есть желание двигаться за своей идеей, за своей мечтой, за какими-то целями, ставить эти цели, достигать их, то окружающие люди, которые идут вместе с этим человеком, работают вместе с ним, обязательно ему помогут. И именно тогда сложится замечательный коллектив».
После расширения коллектива Андрей планирует делать прямые эфиры с участием нескольких ведущих: «С 2015-го года мы перевели весь проект на новую с технической точки зрения платформу, которая и позволит реализовать эту задумку. Также была достаточно давняя идея запустить онлайн-телевидение, и данный проект всё ещё находится в состоянии разработки, ведутся тесты, применяются какие-то новые технологические решения. В ближайшем будущем есть над чем работать…»
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru