Достоинства и недостатки роботов-журналистов
Мы уже рассказывали о платформе Wordsmith, которую использует информационно-новостное агентство Associated Press. Этот продукт компании Automated Insights при исследовании показал результаты, которые во многом превзошли возможности традиционной журналистики. Помимо того, что агентство на 900% увеличило количество регулярно обозреваемых в плане дохода компаний, удалось улучшить и качество.
Из 12 критериев оценки программное решение обошло журналистов по семи пунктам, и лишь один из них негативный:
Если человек склонен к субъективности, то робот этого лишен, он не способен руководствоваться эмоциями. При должном обслуживании программы ИИ никогда не повторяет совершенную однажды ошибку. К тому же, благодаря более совершенному анализу, искусственный интеллект может лучше сопоставлять факты и совпадения, находя новости, которые человек-журналист пропустит.
Но есть свои преимущества и у текстов, написанных людьми. Согласно исследованию, это:
По мнению экспертов, роботы никогда не научатся качественно брать и оформлять интервью. Они не способны определять развивающие тему вопросы, различать сарказм. ИИ качественнее всего показывает себя в написании тех материалов, для которых требуется лишь сопоставление фактов с последующим их анализом.
К примеру:
Написание материалов у роботов-журналистов занимает секунды, а качество их аналитических публикаций выше среднего. Неудивительно, что многие крупные издания уже предпочитают привлекать к таким материалам искусственный интеллект.
Самые популярные роботы-журналисты
Главный конкурент платформы Wordsmith — разработка компании Narrative Science под названием Quill, прославившаяся своей публикацией в Los Angeles Times еще в 2014 году. С тех пор программой создаются нереальные для человека объемы текстов, а ее алгоритм совершенствуется.
Другой звездный робот-журналист — Heliograf, который «трудится» на издательство The Washington Post. Во время выборов в 2016 году он подготовил больше 500 публикаций. Что примечательно, руководство компании не планирует монополизировать своего робота, а рассматривает варианты сдачи устройства в аренду конкурентным изданиям, таким как Chicago Tribune и Los Angeles Time.
С выборными гонками связана известность еще одного робота-журналиста под названием Syllabs. В 2015 году эта система искусственного интеллекта совместно с газетой Le Monde за 4 часа подготовила 150 тыс. текстов о результатах региональных выборов во Франции. Первый прототип этой программы был создан еще в 2011-м, а в 2015 году Syllabs уже был полностью готов к работе. Он может производить текст на французском, английском и испанском языках, более того, добавление нового языка осуществляется довольно легко.
Лидером в скорости производства текстов стал китайский робот, разработанный специалистами Пекинского университета. Он написал заметку в 300 слов для газеты Southern Metropolis Daily всего за 1 секунду.
Но не все так идеально в работе роботов-журналистов, они тоже порой совершают ошибки. К примеру, в 2015 году алгоритм подготовил обзор финансового состояния компании Netflix. Использовав официальный отчет за второй квартал, искусственный интеллект написал, что акции компании упали на 71%, не оправдав ожидания инвесторов. На самом же деле акции Netflix выросли почти в 2 раза, просто было произведено дробление. Робот-журналист не был способен учесть данный факт, тогда как человек разобрался бы в ситуации.
Роботы-журналисты: мнение экспертов
«Однажды придет день, когда машина выиграет Пулитцеровскую премию», — Крис Хаммонд (Narrative Science).
«Роботы-журналисты уже “доросли” до того, чтобы считаться полноценной частью новостного СМИ-комьюнити. Хотите вы или нет, но наша отрасль стоит в авангарде этого феномена», — Лоренс Дирикс (Universite Libre de Bruxelles).
«Благодаря автоматизации, мы ежеквартально готовим актуальные отчеты о доходах для 4 тыс. компаний, тогда как раньше их количество было порядка 400», — Джастин Майерс (Associated Press).
Подводя итоги, отметим, что направление роботизированной журналистики крайне перспективно, оно активно развивается. К 2016 году было 11 компаний, разрабатывающих системы ИИ для СМИ, их количество стремительно растет. Исследовательское агентство Gartner прогнозирует, что к 2018-му пятая часть всего бизнес-контента будет генерироваться алгоритмами.
Тем не менее, не следует опасаться полноценного «захвата» журналистики роботами. Направления, требующие креативности и нестандартного мышления, все так же будут нуждаться в человеческом участии.