Идея создания проекта SoundStream появилась у её основателей, в числе которых был медиапродюсер Кирилл Левин, достаточно давно. Как часто бывает, идея стартапа родилась из собственных потребностей – хотелось получать необходимую информацию и авторитетное экспертное мнение вовремя, независимо от местонахождения. «С восьмидесятых годов я имею отношение к музыке, когда-то сам играл в группах, занимался аранжировками и постепенно влезал в работу со звуком все глубже и глубже. Идею проекта SoundStream мы с моим другом вынашивали давно, она появилась, когда ещё не существовало мобильных приложений, - вспоминает Кирилл Левин. - Хотелось озвучить то, что не озвучено и поэтому для многих потеряно, ведь есть немалое количество людей, воспринимающих информацию ушами, а не глазами, и есть люди, которым просто-напросто удобнее слушать, а не читать, например, если они находятся за рулём. Конечно, в какой-то момент о таких людях начали заботиться, выпускать те же самые аудиокниги - это всё на наших глазах стало происходить. Но по-прежнему огромная часть контента не доступна в аудиоформате или доступна, но не сразу. Или транслируется только на какой-то радиостанции однократно, причем как раз в то время, когда человек его не слушал, и нигде не архивируется потом. Когда у людей появляется время и возможность прочитать интересную им информацию, она уже устаревает, непрочитанного накапливается слишком много… Чтобы человек успевал воспринимать информацию, ему надо давать какую-то часть контента в аудиоформате. Вроде бы, эту функцию должны выполнять радиостанции. Но многим не нравится таким образом знакомиться с информацией, не нравится либо сама интерпретация, либо те спикеры, которые её озвучивают. Например, я хочу узнать факт не только вовремя, но и в интерпретации того источника, которому я доверяю, от того источника, который я считаю авторитетным. Это всё было кратко сформулировано в знаменитом афоризме Маршалла Маклюэна “The medium is the message”. Сообщение – это не только сам факт, но и его источник, и медиа, и формат. Девяносто процентов того, что сейчас передаётся, - это дезинформация: даже если это не сознательная ложь, то либо это неверно переданный факт, либо факт неграмотно изложенный, либо он окрашен неправильной экспертной оценкой, аналитикой.
Большинство интересных мне экспертов высказывают своё мнение в блогах, на своих страницах в Facebook, в журналах, то есть в письменной форме. Все это и стало мотивом для создания инструмента, позволяющего узнавать необходимую информацию в удобное время, и при этом иметь весь спектр тем, форматов и, соответственно, источников. Мне захотелось дополнить диапазон имеющихся аудиоплатформ такой, где можно было бы представить все возможные форматы, начиная от радиопрограмм, аудиокниг, лекций, уроков и заканчивая коротенькими фактиками в удобоваримых порциях, которые можно потреблять между делом, на ходу, в поездке... У радио нам необходимо поучиться миксу, то есть тому, как можно чередовать и смешивать разные форматы, чтобы людям было нескучно слушать…».
Подобного SoundStream агрегатора нет, считает Кирилл Левин: «Есть подкаст-терминалы для подкастеров – PodFM, Podster, есть более тематические площадки или, наоборот, более универсальные – типа SoundCloud. Есть, конечно, iTunes, куда тоже можно складывать всё, но он не удобный и не интерактивный. Там пользователь выбирает то, что его интересует, подписывается на это, но и к выбору подкастов и к их воспроизведению там надо подходить очень серьёзно и вдумчиво, надо долго скроллить и тапать, рассматривая не очень дружественный интерфейс.
Есть рекомендательные музыкальные плееры, которые предлагают сыграть то, что вас, по их мнению, может заинтересовать. Есть продукт «Центра речевых технологий» – Radio RSS с автоматической озвучкой некоторых сайтов. Наверное, наш ближайший родственник – это американский сервис Umano. Там живые дикторы озвучивают статьи. У нас будет больше контента, чем на каких-либо подкаст-терминалах, так как мы хотим охватить все форматы аудиоконтента, которые только есть, не ограничиваясь только подкастами или ретрансляцией радиопрограмм. Наша сильная сторона – это большой спектр различных форматов. Будем собирать коллекцию, в которой можно будет найти всё, начиная от контента наших корпоративных партнёров – радиостанций и издательств, до совершенно независимых авторов - подкастеров и аудиоблогеров.»
Кирилл Левин
Слов «подкаст» и «подкастеры» применительно к своему проекту Кирилл старается избегать: «Эти слова часто не совсем правильно понимают. Подкаст имеет совершенно чёткий смысл: это когда человек в аудио- или видеоблоге публикует то, что он сам рассказывает, или ту музыку, которую он сам играет или сводит. Для своей единицы контента мы пытаемся найти какой-то другой термин. Аудиозапись далеко не всегда подкаст, иногда это радиопрограмма, иногда радиоспектакль, иногда урок или лекция… Просто озвученная диктором статья – это не подкаст. Подкаст – это отсебятина, в самом прекрасном смысле этого слова. Мы не хотим сужать таким определением представление о нашем контенте. Наш контент гораздо шире, чем подкасты…»
Шире он должен стать не только концептуально, но и географически: «Я уверен, что то, что мы предлагаем в плане UX (User eXperience) и нашей бизнес-идеи, может заинтересовать людей и за пределами нашей страны. Начинали мы с того, что хотели упорядочить всё, что есть в русскоязычном Интернете. Сейчас я уже понимаю, что это можно расширить. Пока контент будет только на русском языке – мы хотим для начала охватить как можно больше русскоязычных источников информации, а потом переходить на другие языки. Я не находил достойные аналоги в иноязычных сегментах цифровых технологий…».
Потенциальных пользователей Кирилл Левин делит на «айтишников» и «обычных людей», замечая, что ориентируется на последних: «В США люди спокойно относятся к тому, что надо зайти, например, на iTunes, долго там рыться, искать подкаст, который интересен, или выбирать что-то, хотя бы отдалённо похожее на то, что требуется, закачивать это на своё устройство и потом слушать. Россияне-айтишники, для которых это норма, тоже отлично пользуются имеющимися сейчас сервисами. Вообще же сервис для айтишников и сервис для всех остальных людей – совершенно разные вещи. Я всё время сталкиваюсь с тем, что когда айтишники делают что-то для айтишников, им удаётся это гораздо лучше, ведь людям технического склада ума гораздо легче понять подобных им. Технических людей обучали, воспитывали быть более дисциплинированными. Когда они видят что-то непонятное, они делают RTFM, то есть читают тот самый мануал, иногда довольно долго, вдумчиво, и потом действуют по инструкции. А обычные люди берут прибор, сначала его включают и смотрят, что происходит. Существует немного людей, кто действительно читает инструкции. По моим наблюдениям, хотя могу ошибаться, в Америке и Европе таких людей больше, люди более дисциплинированные в этом плане. Они сначала читают, что и как работает, потом стараются аккуратно это включить в розетку, чтобы не коротнуло, стараются аккуратно нажать ту самую кнопку. У нас гораздо больше смелости. Российские UX-специалисты довольно давно делают очень дружественные и очень интересные интерфейсы, правда, в большей степени это относится к веб-сервисам, чем к мобильным приложениям. Я не хочу сказать, что в Америке или Европе UX-специалисты плохие. Однако едва ли не первое, с чего начинается работа у нас (я имею в виду хороших разработчиков), - это как сделать систему защиты «от дурака» такой, чтобы при разных, в том числе самых дурацких режимах и сценариях пользования она не ломалась и какую-то пользу человеку приносила. Я считаю, что в России люди сильнее избалованы удачными сервисами, чем где бы то ни было в мире. Свой проект мы делаем не для айтишников, а для обычных людей, и таким образом собираемся выйти на аудиторию, не готовую к сложным интерфейсам и «ответственным режимам».
Прежде всего, нам хочется расширить круг наших пользователей за счёт людей, которые, скачав приложение, сразу же начинают слушать что-то очень близкое их интересам – ведь мы «угадали», а точнее, смоделировали, что это может быть, равно как «угадали» и те источники, которым они доверяют. С одной стороны, мы должны предоставить как можно больший и разнообразный объём контента и лучше его проиндексировать, чтобы можно было из него быстрее, легче и, главное, интуитивнее выбрать - словом, чтобы самому не искать, а чтобы само находилось. Тогда и российская не айтишная аудитория будет пользоваться таким сервисом. Тогда и аудиоблоггеры, подкастеры начнут активнее работать…».
Главная черта проекта, по словам руководителя SoundStream, – его персонализация, персонализированный контент. «Мы делаем систему, которая создаёт профиль каждого пользователя с точки зрения его интересов и приоритетов, и уточняем это на протяжении всей пользовательской активности, - рассказывает Кирилл. - Мы просим пользователя выбрать подходящие ему интересы и вызывающие доверие источники: радиостанции, подкаст-каналы. Если человек регистрируется через социальные сети, мы стараемся получить эту информацию в его профиле из соцсети. Мы её нигде не показываем – система смотрит, есть ли среди тем, тегов и названий каналов, которые имеются в нашей системе, соответствующие или близкие к тому, что человек обозначил как свои интересы в соцсетях. Впрочем, интеграция с соцсетями уже давно и многими практикуется, это must be. Не может быть сейчас продукта, не интегрированного с социальными сетями, так что мы не могли этого не сделать, но это не наше know how. К тому же, при нынешней капризности соцсетей нельзя полагаться только на их щедрость и благорасположение. Итак, если пользователь подсказал нам, что ему нужно, или мы подсмотрели это в его социальной сети, мы подбираем в нашей базе аудиозаписей подходящие именно для этого конкретного человека. Если пользователь «шифруется» и его соцсети с нами не делятся информацией, то тоже не беда – наша система не так проста! Ведь потом человек начинает слушать, и мы смотрим, как он это оценил: он может обозначить что-то лайком, что-то – дислайком, что-то занести в «Избранное» или сохранить на потом, а что-то быстро промотать или пропустить, нажав кнопку «>>» («Следующее» или «Дальше»). Мы начинаем анализировать, что именно человеку понравилось или не понравилось: сама тема или то, как автор-подкастер или радиоведущий интерпретировал эту тему, или источника, из которого эта запись. На какой минуте и в какое время суток человек нажал кнопку «Пропустить». Система уточняет информацию с каждым следующим действием пользователя. Через определённое время мы понимаем, например, что человеку вообще никакой контент про войну не нравится и поэтому ему ничего про войну давать не надо, или же ему не нравится тема про войну именно в интерпретации данного источника, данного автора, и ему можно предлагать контент про войну, но только из уст других экспертов.
Постепенно мы даже введём фильтр приятности голосов, то есть если на одну и ту же тему из более-менее схожих источников, которые входят в число приоритетных для конкретного пользователя, есть несколько записей, будет возможность выбрать, мужским ли голосом она озвучена или женским. Конечно, когда это говорится о новостях, это звучит довольно примитивно. Но это имеет смысл, когда речь идёт об аудиокнигах, уроках, лекциях, анекдотах. То есть система подстраивается и персонализирует контент с каждым пользовательским действием всё больше и больше. Таким образом у человека появляется многомерная свобода. Мы будем подстраивать контент и под его местонахождение, и под время его слушания, и под особенности его поведения. И это будет не кастомизация контента по социально-демографическим признакам, для женщин после тридцати пяти или для офисных служащих, например, а персональное вещание, которое знает, когда у вас, допустим, утренняя пробежка, и что во время неё вам предложить…».
Если человек не знает, что именно он ищет, какого конкретного спикера он хочет услышать, а просто ищет материал по интересной теме, то может возникнуть проблема излишнего контента, лишних аудиозаписей, которые начнут падать и падать в ленту. Пользователь справится с этим только уточнением своего запроса и рафинированием поиска, говорит руководитель проекта SoundStream: «Конечно, нужно соблюдать информационную гигиену. Это относится не только к нашему сервису, но и ко всем без исключения. Если вы видите, что по заданной теме получаете не то, что ожидали первоначально, то необходимо уточнить запрос, посмотреть на рейтинг авторов. От любой поисковой системы пользователь может получить ответ слишком избыточный или не совсем точный уже потому, что ресурсы, которые продвигают не интересные данному пользователю темы, оптимизированы лучше, чем необходимые. Но сегодня система должна обеспечивать пертинентность, то есть не только адекватно отвечать на запрос, но и понимать, что реально человек хочет, даже если он это в своём запросе не выразил. Для этого системе надо знать о пользователе больше. И люди, которые пользуются такого рода сервисами, заинтересованы в том, чтобы их запросы обрабатывались лучше. К тому же, в нашем случае нет опасности нецелевого использования данных пользователя. Итак, с избыточностью контента мы справляемся, во-первых, с помощью социального фильтра: вы получаете то, что публикуют ваши френды или френды ваших френдов, то есть те, кто для вас прямо или косвенно авторитетен; во-вторых, с помощью семантического фильтра, когда либо вы сами произвольно указываете темы, либо мы их моделируем по вашему поведению…»
Отфильтрованный контент формирует персонализированный аудиопоток: «Потом эти фильтры накладываются на модифицированную радиосетку, используя принцип чередования форматов – длинного с коротким, весёлого с серьёзным, развлекательного с образовательным. Конечно, можно ограничить: хочу только образовательный контент, например, или хочу только анекдоты. Тогда именно так и будет. Но если строгих ограничений нет, мы постараемся чередовать записи. Будут также геофильтры и хронологические, то есть что вы любите слушать утром, что днём, а что перед сном…»
Важнейшим инструментом для более тонкой настройки под конкретного пользователя Кирилл Левин видит дробление и индексацию аудиоконтента: «Надеюсь, наш контент будет хорошо индексироваться – мы очень ждём этого от авторов и правообладателей, хотя наши модераторы, конечно, помогут. Что сможем, будем мелко дробить, то есть записи будем резать и индексировать, чтобы легко можно было найти, сгруппировать. Если кого-то интересует какой-то конкретный персонаж или факт, у нас это можно найти, кто бы об этом ни говорил. Моя мечта – это чтобы производители аудиоконтента сами резали его на части и подписывали. Тогда бы пользователи смогли слушать только то, что им интересно, только свои темы и ничего лишнего. Конечно, так делать будут не все, я это понимаю…».
Напомним, начинался проект с идеи создания собственного контента, то есть перевода уже существующего текстового материала в аудиоформат. «Конечно, мы вернёмся к этой идее, тем более, что сейчас становятся всё лучше и лучше сервисы автоматического озвучивания текста, - замечает Кирилл Левин. - Мы тестируем сервисы разных партнёров, уже договорились с Центром речевых технологий об использовании его сервисов text-to-speech для озвучивания и голосового интерфейса. Если человеку-аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух, значит, и общаться с гаджетами ему удобнее голосом. Это и натолкнуло нас на то, что необходимо создавать голосовой интерфейс. Пока он не готов, но в одной из ближайших версий платформы появится. В Азии, например, гораздо популярнее, чем в Европе или Америке, устройства и вообще бытовая техника с голосовым интерфейсом. Постепенно мы будем озвучивать и всё остальное, что захочет пользователь. Например, вам пришло письмо, а в это время звучит наше приложение. Сервис оповестит: пришло письмо, прочитать ли его? Да, всё это давно обыгрывалось писателями-фантастами. Но возможно, мы станем первыми, кто воплотит подобный сценарий - озвучивание всякой входящей информации и звуковое взаимодействие с пользователем. Конечно, мы понимаем, что автоматическое озвучивание текста не удовлетворяет нормального человека. К сожалению, такую озвучку слушать пока не всегда приятно, долго её не послушаешь. Поэтому мы ответили на это созданием такой системы, которая отдалённо напоминает диспетчерскую такси. У нас есть диспетчерская дикторов. Она уже создана, и мы скоро покажем, как она работает. Можно зарегистрироваться как диктор, мы дадим тестовое задание и будем вас иметь в виду как диктора, который может брать предлагаемые нами для озвучивания тексты. Редактор отмечает актуальные сегодня темы, актуальные источники, актуальные статьи по этим темам. Дикторы, являющиеся нашими партнёрами, видят это в системе моментально, где бы они ни находились: во Владивостоке, Москве, Нью-Йорке – где угодно, могут сразу же «подцепить» тему, как таксист берет свой заказ, то есть закрепляют эту задачу за собой, озвучивают и выкладывают в редакторский интерфейс нашей системы. Далее озвученная статья снабжается ссылкой на источник, ссылкой на диктора, который её озвучил, и появляется в звучащем виде настолько быстро, насколько это только возможно…».
Платформа SoundStream открыта для всех, ну или почти для всех: «Мы приглашаем в свою команду всех приличных людей, не нарушающих закон, - улыбается руководитель проекта. – Сейчас людям, производящим звуковой контент, чтобы опубликовать его в ЖЖ, Facebook или Twitter, надо переводить его в текстовый формат. А наша платформа позволяет не делать этого. Если вы молодое дарование и вам нужно паблисити, то вы можете записать и свободно выложить своё аудиопроизведение у нас, если это не нарушает закон. Если это ваша музыка, ваши стихи, ваши песни, то, пожалуйста, складывайте это всё у нас.
SoundStream – это и агрегатор, и хостинг: автор может подключить в нашу систему свой канал, уже существующий на другом хостинге, а может завести новый канал у нас. Это довольно просто сделать: необходимо зайти на backend.soundstream.media, зарегистрироваться как подкастер и выкладывать то, что не противоречит правам других людей. Мы не гарантируем, что ваши аудиопроизведения услышат все, но их услышат люди, интересующиеся определенной – вашей – темой. Мы помогаем с индексацией вашего контента и с его продвижением. У нашей системы есть алгоритмы, позволяющие автоматически включать записи в те или иные темы – вам достаточно только проставить теги, ну и подтвердить, что предложенные системой темы адекватны. И тогда ваш контент будет автоматически же соотноситься с интересами пользователей.
К сожалению, выяснилось, что гигантская проблема сейчас – это непонимание авторами, то есть теми, кто публикует свои каналы на других хостингах (iTunes, PodFM и других), необходимости правильной индексации своих подкастов! Они отправляют их туда, как на склад, помечая неверными тэгами либо вообще никак не помечая, видимо, в надежде на то, что на них подпишутся только из-за уважения к их бренду. Но мы видим, что это не так: например, лояльные слушатели одного очень популярного радио в последнее время перестают подписываться на весь канал этого радио из-за его редакционной всеядности, ведь никто не хочет слушать одиозную пропаганду. Но это на других хостингах. У нас можно рафинировать контент, получая от того же самого радио только то, что нравится, и не получая то, что не нравится. Пока мы тестировали SoundStream, я заметил, настолько далеки от меня стали дискуссии о горьких разочарованиях людей в том или ином прежде культовом радио: я уже почти не слышу ничего отвратительного – все это сделали кнопки «Like», «Dislike» и «Skip» в нашем приложении. И пока на этой радиостанции есть честные умные журналисты, я буду слушать только их, а когда там останутся одни лживые пропагандисты, я просто перестану получать контент от этого радио, даже если оно останется в списке выбранных мною источников. То есть мы еще не успели толком запуститься, а я уже чувствую, как SoundStream снижает уровень стресса, информационной грязи и шума…»
Кирилл Левин часто сравнивает SoundStream и LiveJournal: «Хочу напомнить, как изменялся Живой Журнал. Довольно продолжительное время там был очень узкий круг пользователей, после чего в определённый момент произошёл буквально взрыв: люди поняли, что данную платформу можно использовать в целях популяризации своих творческих достижений и вообще всего, что иным образом опубликовать не получается. Вдруг оказалось можно свободно публиковать написанное и моментально дать увидеть это хотя бы своим друзьям. Мы знаем довольно много хороших писателей и поэтов, которые начинали с ЖЖ, а через некоторое время печатались уже на бумаге. Вскоре это было подхвачено пиарщиками, которые поняли, что Живой Журнал можно использовать как пиар-площадку. Да, никого нельзя заставить прийти туда и прочитать, но если запостить интересный контент, люди сами будут заходить и читать…»
Так что для авторов аудиоконтента самореализация – далеко не единственный мотив публиковать свои произведения на платформе SoundStream: «Если ваш контент интересен в определённой нише, вы станете в ней популярным, вы получите свою аудиторию, славу, уважение, размещение рекламы и деньги за эту рекламу, - констатирует Кирилл Левин. - В тех же ЖЖ и ВКонтакте есть платные посты и PR-группы, но постепенно формируется баланс между интересностью и проплаченностью. Если ваш пост проплачен, но при этом интересен, то у него всё равно огромная аудитория. Я вполне допускаю, что так же будет и у наших пользователей. Даже если есть ваши каналы или отдельные записи содержат спонсорскую или какую-то другую прямую или латентную рекламу, продакт-плейсмент, но при этом вы интересно рассказываете, у вас будет своя аудитория и никто не будет вас ограничивать. Я пока не могу привести точные цифры, сколько именно можно заработать на прямой рекламе, то есть если в вашем контенте будет прямая реклама. И ещё не знаю, сколько точно будут платить рекламодатели за то, что вы сделаете, например, аудиообзор их продукта. Наверное, это будет коррелироваться с посещаемостью, но постепенно некая соответствующая этому стоимость возникнет. Она будет регулироваться не нами, а рынком…».
Доход самому проекту SoundStream будет приносить, прежде всего, реклама, которая появится в самое ближайшее время: «Насчёт монетизации мы более-менее спокойны. Мы постарались сделать интерфейс довольно привычным. Он напоминает многие приложения-плееры: музыкальные, подкастовые, приложения радиостанций. Кроме звукового плеера есть карточки подкастов с картинками и текстами. То есть в нашем приложении не только звук. Есть и ссылки на источник: сайт радиостанции, издательства, блог подкастера. Соответственно, можно много чего показывать, в том числе и видео, давать прямую ссылку на покупку товара, о котором рассказывается в данный момент, или чего бы то ни было. Мы предлагаем новый рекламный формат, когда человек сам ненасильственно может выйти на возможность не только что-то узнать, но и приобрести товар или тур в страну, про которую он только что услышал. Картинка будет интерактивной, по ней можно будет кликнуть и посмотреть что-то подробнее или перейти на сайт. На стандартных радиостанциях есть и обзоры ресторанов, и заметки путешественника. Ведущий, например, может обмолвиться фразой: «Не забудьте, что в городе Париже есть такой-то ресторан, сходите туда», порой даже произносит его адрес или URL. Но у слушателя, как правило, нет возможности записать это! А у нас есть не только возможность прослушать запись несколько раз, занести в избранное и сохранить, но и просто кликнуть по записи и увидеть ссылки, которые есть в аннотации к этой записи – конечно, если автор захочет и не поленится снабдить запись ссылками на то, что он обозревает. Это будут партнёрские программы, за которые не грех деньги получать.
Более того, мы способны предложить беспрецедентные возможности таргетирования рекламы, потому что главное в нашей системе – как раз то, что контент подстраивается под интересы и поведение пользователя. Я надеюсь, что после того как мы предложим свои идеи, рекламодатели поймут, что грубое таргетирование рекламы по социально-демографическим признакам – это уже вчерашний день. Мы сможем таргетировать по той теме, которую человек слушает, по тем источникам, которые для него авторитетны, тем голосам, которые ему приятны, тому времени, когда ему интересно слушать программы на те или иные темы. И наконец, если он в данный момент проезжает по такой-то улице, мы можем моментально таргетировать на него рекламу ресторанов, в которых сейчас действуют специальные условия, скидки на бизнес-ланчи или ещё что-то. Реклама будет не просто таргетирована – она будет очень вовремя и под настроение. Рекламодатели, конечно, очень осторожны. Если им предлагают новый формат, они сто раз подумают и, скорее всего, выберут что-то попривычнее. Мы надеемся, что рекламные агентства более революционны в этом, быстрее поймут принцип работы нашей платформы и помогут встроить нашу площадку в свои рекламные пакеты. Сначала надо посмотреть, как аудитория будет набираться. Мы знаем, что есть немыслимо популярный Spotify, где реклама очень назойлива, если только ты не ставишь платную Premium версию, но люди слушают, терпят рекламу и спокойно к ней относятся. Я сам стараюсь как можно меньше рекламы потреблять, конечно. Надеюсь, что у нас будет хорошая, приятная для прослушивания, не навязчивая, а главное – настолько точно таргетированная реклама, чтобы от неё никому не придёт в голову отказываться. Соответственно, у рекламодателя будут очень честные цифры. Они не будут раздутыми…»
Реклама не единственная модель монетизации проекта. «Естественно будет и freemium-модель, то есть платный контент и платные услуги, на которые можно будет подписываться, - рассказывает Кирилл Левин. - Например, на днях у нас возникла такая идея. Звуковая дорожка на русском языке к фильму, который только что вышел, а вы как раз находитесь за границей. Кинотеатры есть, хорошие кинотеатры, фильм идёт в хорошем качестве, но на иностранном языке. Можно будет найти официальную звуковую дорожку этого фильма, включить её и смотреть фильм на русском языке. Это совершенно свежая идея. Довольно много разного платного контента может быть, за который совершенно не стыдно брать деньги, за который люди с удовольствием будут платить».
Основатели проекта обещают оказывать помощь правообладателям и создателям контента в монетизации собственного труда: «За контент с правообладателями мы будем расплачиваться, то есть у нас будет весь контент легальным. Те, с кем мы заключаем партнёрские соглашения, будут видеть, как часто их контент бывает востребован, сколько раз он был прослушан, были ли там какие-то платные услуги или реклама, сколько людей на неё кликнуло, и сколько заплатило. Всё это будет прозрачно и открыто».
По мере наполнения базы проекта новыми аудиоматериалами проследить, нет ли среди них пиратских и неправомерно используемых, будет сложнее и сложнее. Единственный выход из этой ситуации Кирилл Левин видит в быстром реагировании и удалении подобного контента: «Я, конечно, не думаю, что мы сможем всё промодерировать. В самом начале это возможно, но постепенно объёмы будут расти, и мы не сможем следить за всем, - говорит основатель SoundStream. - Мы просто будем оперативно реагировать на претензии правообладателей. Насколько я понимаю, на сегодняшний день проблема решается именно таким образом: если правообладатель говорит, что кто-то его контент несанкционированно использует, то мы это быстро проверяем и либо блокируем эту единицу контента, либо блокируем весь канал, если там много пиратского материала. Потом, конечно, необходимо разобраться в ситуации. Часто претензии правообладателей бывают необоснованными. Моё частное кредо, не имеющее никакого отношения к идеологии нашего проекта, таково: зарабатывать на чужом контенте и не делиться с автором – аморально, но никто не должен мешать мне слушать то, что я хочу, там, где я хочу, и с теми, с кем хочу, если ни я, ни окружающие не делают из этого бизнеса. И лично у меня никогда не возникало даже внутренних этических проблем с музыкой и звуковым контентом вообще, потому что те, кто обеспокоен вопросами копирайта, не создают контент, который был бы мне хоть сколько-нибудь интересен.
Мы постараемся соблюдать баланс. В свете ужесточения антипиратского законодательства единственная возможность работы – это быстрая реакция на претензию правообладателя и дальнейшее выяснение обстоятельств. Творчество некоторых подкастеров состоит из создания плейлистов, и они делятся ими, ничего, кроме плейлиста, не производя. На нашей платформе у них будет такая возможность. Но если там будет музыка, обладатель прав на которую против ее трансляции, то мы вынуждены будем её блокировать. Воспроизведение песни без согласия правообладателя недопустимо. Но, к счастью, в мире довольно много музыки, которая выпускается не очень крупными лейблами, которым интереснее популяризировать себя и свой контент, чем биться за копирайт. Таких людей очень много, музыка у них хорошая. Я считаю, что все больше и больше подкастеров будут обходиться таким контентом. Закон, конечно, мы будем соблюдать. И всё же мировую тенденцию не перешибёшь, а мировая тенденция налицо. И тут либо доходить до абсурда и стараться защитить своё право на каждую цитату, как текстовую, так и звуковую, либо придется понять, что информация в мире начинает жить по немножко другим законам и в других условиях. Здоровые и творчески активные люди не бьются за копирайт – у них другие приоритеты в жизни. Поэтому нам искренне хочется дать возможность заработать производителям хорошего контента. Естественно мы не хотим им мешать, мы хотим им помочь. Но при этом надо понимать, что информация существует в таком многообразии жизненных форм, что, кроме плагиата, заимствования, копирования и ещё каких-то форм воспроизведения информации, возникают и те, которые пока просто никак не обозначены…».
Взгляд Кирилла Левина на настоящее и будущее аудиоконтента оптимистичен: стоимость единицы аудиоинформации ниже, чем у текстовой, а люди все больше начинают ценить свое время. «Многие до сих пор не верят, что то, что они хотят записать буквами, достаточно сказать. Многие пытаются написать и опубликовать нечто именно в текстовом виде. Очень часто это требует еще и редактуры, то есть стоимость контента становится все выше и выше. Но часто высокая стоимость единицы информации совершенно не оправдана. Я считаю, что существует очень много информации, которой вполне достаточно быть просто произнесённой. Нередко сталкиваюсь с тем, что сам факт того, что можно что-то наговорить, выложить в сеть и стать интересным, вызывает большое удивление!
В Америке, где тот же подкастинг процветает, конечно, люди больше времени проводят в автомобилях, но, главное – больше ценят время вообще. У нас курсы по тайм-менеджменту, личной эффективности и прочему лайфхакингу начали проводиться относительно недавно, этот бум до сих пор продолжается. А в Штатах людей давно научили ценить время и думать о том, как успеть сделать что-то полезное в отведённую им жизнь. У нас народ этому только учится, причём учится этому очень узкая прослойка людей. Совсем небольшая часть людей в России учится тому, что время можно использовать эффективно, что ту информацию, которую ты потребляешь, садясь за компьютер или читая, можешь потреблять гораздо быстрее, в более удобное время, просто прослушивая её. Думаю, что, прежде всего, именно поэтому у аудиоформатов будущее есть. Так считаю не только я. Специалисты по e-Learning’у, издатели аудиокниг – все они оптимистично подходят к публикации информативного аудиоконтента. Приложение SoundStream имеет ряд достоинств, которые сделают его незаменимым для многих людей: для слепых, для тех, кто много времени проводит в общественном транспорте. Кстати, выбравшись из транспорта и оказавшись у стационарного компьютера, они продолжат слушать заинтересовавшую их запись с того самого места, на котором прервались, в web-плеере на сайте soundstream.media.
С легкой руки энтузиастов НЛП и поп-психологов люди уже привыкли классифицировать друг друга на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Никто пока еще не сосчитал аудиалов, но они, скорее всего, есть. В конце концов, все дети любят слушать сказки, все романтические юноши – стихи, а все девушки – комплименты, и это вселяет в нас непоколебимую уверенность в успехе…»
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru