- Как живётся в условиях перенасыщенного медиарынка?
- Конечно же, нелегко. Условия жёсткой конкуренции. Естественно, есть радиостанции федеральные – их 99 процентов, а мы одна региональная радиостанция. У нас огромный фонд оплаты труда, потому что весь контент производится здесь на месте. Федеральные радиостанции являются только ретрансляторами. Соответственно у них расходы совсем маленькие, а наши расходы очень большие. Те радиостанции, которые работают на федеральном продукте, состоят в холдингах. У кого-то девять радиостанций в холдинге. И вы прекрасно понимаете, что они по отношению к нам могут такой демпинг устроить при продаже рекламного продукта! Но мы держимся на плаву. Более того, мы занимаем лидирующие позиции, входим в тройку лидеров в Томске. Живётся, конечно, нелегко, но каждый день ставим перед собой задачи. Я не хочу сказать, что мы какую-то инсайдерскую информацию тащим. Это всё видно. Мы отслушиваем конкурентные радиостанции, смотрим, какой внутренний продукт они производят, какие внеэфирные мероприятия делают. Конечно, мы очень плотно начинаем заниматься продвижением, тем более, мы берём сейчас SMM-специалиста для того, чтобы было продвижение в социальных сетях. Очень много опыта я получила от ФНР, когда ездила в Швецию и Данию. Мы сейчас какие-то вещи оптимизируем. Пытаемся рефлексировать. Нам живётся очень тяжело только от того, что у нас очень большие расходы на фонд оплаты труда. Он составляет 55 процентов от доходов.
- Собираетесь ли расширять штат или же наоборот стремитесь сократить количество сотрудников?
- Давайте начнём с того, какая у нас сейчас экономическая и политическая ситуация в стране. Не знаю, можно ли этот год назвать кризисным, как 2008-й. Я уже один кризис пережила в рамках этой радиостанции. Штат я не собираюсь сокращать, наоборот, как я сказала выше, мы будем принимать новых специалистов. Потому что если в кризис мы сдадим позиции, нас федеральные станции, которые присутствуют на местном рынке, просто поглотят. Мы берём нового сотрудника, создаём абсолютно новую должность – SMM-специалист. И мы берём ещё одного журналиста, чтобы он делал коммерческий продукт – заказные программы для административного ресурса. На сегодняшний день наш отдел информации работает в полном объёме, всё хорошо, но коммерческими заказами мы не успеваем заниматься в той мере, в которой бы хотели. Одно направление, которое мы себе как региональная радиостанция можем позволить - это заработок на своих журналистских идеях и воплощение их для административного ресурса: в Томске это областная администрация, городская администрация, областная дума и городская дума. Кроме этого есть колоссальное количество департаментов, которым нужно освещать ту или иную свою деятельность, показать, чем они живут и дышат. Просто так освещать в новостях – это не надо ни слушателю, ни нам. Для слушателя необходимо делать вкусный продукт. Поэтому, как минимум, в 2015-м году за первые два квартала я принимаю двух сотрудников.
- Необходимо ли оптимизировать расходы? Если да, то каким образом?
- Да, мы оптимизируем некоторые свои расходы, в том числе при оплате труда. Какие-то ставки сокращаем, но не потому что мы ужимаемся и не потому что кризис. В этом году я сократила вэб-мастера, потому что он нам уже не нужен. Одна компания нам сделала новый сайт, который заточен под то, что нас будет обслуживать именно эта компания по минимальным ставкам, и вэб-мастер просто не требуется на сегодняшний день. Какие-то вещи мы, конечно, оптимизируем исходя из того опыта, который мы получили в Швеции, в Питере, но не всё. В Швеции нам удалось посмотреть, как ребята работают. Оптимизировать затраты хочется, но пока это не первоочередная задача. Первоочередная задача – это наращивать свою мощь в начале 2015-го года и не сдавать позиции ни в коем случае.
- Новые статьи доходов для станции, какие они?
- У нас есть новые статьи доходов. Мы работаем с административным ресурсом. По его заказу о его деятельности, в том или ином направлении, делаем коммерческие заказы. Например, для департамента соцзащиты - проект «Доступная среда», где рассказываем о проблематике инвалидов в Томске, о том, какие программы реабилитации существуют… В Томске при администрации Томской области есть экспертный совет, который рассматривает те или иные предложения, делает выводы, как определённое решение повлияет на общество. Для администрации Томска ведём программу «Экспертный совет».
Территория вещания «Радио Сибирь» - это вся Томская область. Мы делаем программу по заказу областной администрации. Программа называется «Регион ФМ», где рассказываем о каждых городах-районах Томской области, о том, чем они живут. К примеру, есть шесть городов-районов в Томской области. Мы рассказываем об их деятельности и достижениях. Для мэрии Томска делаем следующее: рассказываем о постановлениях мэра, чем они будут полезны городу, различным структурам, простым людям, детям, инвалидам, мамочкам, которые переживают за своих детей в детских садах, о том, какие деревья срубят, какие аварийные дома снесут. О деятельности администрации Томска мы рассказываем очень вкусно, не сухо, с интервью, с вставками, то есть с очень интересным наполнением. Для думы Томска делаем «Городские будни», где также говорим том, что было принято на совещаниях, что планируют реализовать в самое ближайшее время. Работаем с различными департаментами по культуре и делаем совместные проекты, например, такие как совместное проведение Масленицы в Томске.
В Томске колоссальное количество департаментов. У них есть свои бюджеты на те или иные направления. Если к ним прийти и сказать: «Ребята, у нас для вас есть отличный проект. Вы занимаетесь такой-то деятельностью, но никто об этом не знает, а это так нужно городу», то они, конечно же, согласятся. Поэтому здесь нужны здоровские умы, которые будут сопоставлять цели и задачи: нам, коммерческой структуре, необходимо заработать денег и выдать хороший продукт.
Под понятием административный ресурс я понимаю большие компании, корпорации. Например, в Томске есть представительство «Росатома», строится атомный завод. Конечно, для них мы хотим сделать проект о том, что строят, как строят, какие перспективы есть у города, сколько будет рабочих мест, возможно, организуются новые районы города, спальные районы. «Томск-Нефть» 49 лет отмечает в этом году, предъюбилейный год. Конечно, мы копаемся в истории «Томск-Нефти» и будем делать о них проект. Это первое направление.
Второе направление. Мы сделали новый сайт, у «Радио Сибирь» теперь новое лицо, мы сделали ребрендинг. Будем продавать рекламные площадки в рамках нашего сайта. Это ещё один вид заработка для нас.
По итогам командировки в Швеции я поняла, что нам нужно делать больше внеэфирных мероприятий, но обязательно их монетизировать. Если мы вырабатываем весь лимит в рамках эфира и не можем больше его наполнять рекламой, потому что тогда мы потеряем нашего слушателя, то мы можем зарабатывать ещё и на внеэфирных мероприятиях. Миссии нашей компании - здоровый образ жизни и семейные ценности. Поэтому, конечно же, мы будем проводить традиционный праздник Масленицы, искать спонсоров и на этом зарабатывать. Аналогичным образом мы делаем мероприятия по книговороту: люди приносят свои старые книги и обмениваются друг с другом – масштабное мероприятие для Томска. То есть, третье направление, где мы зарабатываем деньги, - это проведение внеэфирных мероприятий, обязательно монетизируемых. Конечно, мы их проводим и в качестве продвижения компании на рынке. Но ни одно мероприятие с целью продвижения компании мы не проведём, если его не продадим и не оправдаем свои расходы.
Эти три направления добавляются в текущем году.
- Сегодня большинство радиостанций находится как в FM-диапазоне, так и в Интернете. Как вы обустраиваетесь в Сети? Как ваша станция себя чувствует в Интернете? Какие результаты этой работы?
- Из рассказанного выше можно сделать простые выводы. Если мы берём SMM-специалиста, то что-то нас не устраивает. Конечно, будущее за Интернетом, никто с этим даже спорить не собирается. Поэтому мы присутствуем в Сети, у нас есть свой сайт. Мы его наполняем различной информацией. Естественно на сайте должны появляться новые песни, чарты, всё интересное, что происходит на радиостанции, своеобразное радио-оффлайн для тех людей, которые не смогли послушать прямой эфир.
Есть группа в социальной сети «ВКонтакте». В ней около шести тысяч человек. Конечно, нам нужно больше. Я думаю, что часть наших слушателей есть и в «Одноклассниках». Задача для SMM-специалиста состоит в формировании групп в «Одноклассниках» и Facebook. В Facebook, конечно, доминируют наши рекламодатели, а вот во «ВКонтакте» - слушатели. Также мы присутствуем в Инстаграмме и в Твиттере. Нужен отдельный человек, который будет заниматься продвижением, то есть это человек, живущий в Сети, он должен понимать, как использовать все возможности и «ВКонтакте», и Facebook. Сейчас ещё делаем канал на Youtube. Навыки по созданию вирусных роликов, которые мы получили в Питере, естественно собираемся применять.
На сегодняшний день нашу работу в Интернете я бы оценила на три с плюсом, даже не на четыре. Я возлагаю большие надежды на SMM-специалиста, который будет радиостанцию продвигать в Сети, потому что за Интернетом будущее, и если присутствовать только на частотах и не присутствовать в Интернете или присутствовать в Интернете, но не продвигать себя, то можно просто погибнуть. Это уже показывает Европа. Она впереди нас. Каждая уважающая себя газета присутствует на канале Youtube и выкладывает туда ролики и о газете, и с каких-то мероприятий. Наша страна к этому придёт, но лучше мы это начнём делать сейчас, не смотря на кризис.
- Какие достижения и успехи, свои личные или радиостанции в целом, можете отметить? Что является предметом гордости?
- Я порядка полутора лет на руководящей должности на данной радиостанции, пришла к этому с самых низов. И на сегодняшний момент я считаю, что наша самая большая гордость – это коллектив, который мы собрали. Контентом занимаются не так уж и много человек. Все удивляются, как с этим справляется такое количество человек. Все эти люди если не гении, – хотя, может быть, они действительно гении – то мозги у них точно присутствуют, и работают они именно в том направлении, которое нужно в данный момент радиостанции.
Что касается конкурсов. Мы побеждаем в конкурсах, мы является лауреатами премии «Акула пера». В 2014-м году в республике Тыва заняли три места: мы привезли оттуда первое место, второе и третье. На сегодняшний момент мы участвуем в двух конкурсах, которые уже попали в шорт-лист. Гордостью считаю то, что, во-первых, мы не перестаём участвовать в конкурсах, и, во-вторых, что радует, мы не перестаём там побеждать, то есть тот продукт, который мы производим, рейтинговый.
Я радуюсь тому, что мы не сбавляем своих позиций в рамках рынка Томска. Нас слушают. Это показывает наш внутренний аудит, рейтинг радиостанции и наши рекламодатели – они к нам идут. Если раньше нам нужно было убеждать клиентов в том, что мы молодцы, несмотря на то, что есть федералы, что мы не хуже, то сейчас рекламодателям мы не рассказываем, что собой представляет «Радио Сибирь». Все знают, что в Томске есть «Радио Сибирь», что это местная радиостанция, что она не в оппозиции, что она не за действующую власть, она поддерживает нейтралитет.
Меня радует, что есть Фонд независимого радиовещания, который предлагает нам время от времени обучение когда-то за свой счёт, когда-то за наш счёт. Радует, что радио у нас в России, простите за выражение, не загибается, люди всё равно стараются, дают какие-то возможности нам, руководителям радиостанций. То, что движение в развитии радиостанции идёт - заметно. Также общаюсь со своими коллегами с радиостанций «Мария FM», «Юнитон». Видно, что никто не останавливается. После Швеции у нас был рывок, стало понятно, что есть, куда двигаться. Пока в России есть пробки, радио точно будет жить. Меня радует, что и сотрудники не сдаются. При таком директоре, как у нас, Константине Александровиче Зарембо, наверное, остановиться невозможно.
- Как проходила подготовка к Фестивалю? Что ожидаете от него? Какие ощущения?
- Такие вещи, как подготовка к Фестивалю, проходят всегда стандартно. Мы не готовим специально какие-то конкурсные работы. Мы работаем в течение всего года. От конкурса до конкурса мы не живём. Мы готовим материал, который интересен. Смотрим отклики на сайте и понимаем, конкурентоспособен он или нет. Мы всегда стараемся делать хорошие материалы, чтобы их ещё можно было использовать и в конкурсных работах.
Как проходила подготовка? Мы собирали свои головы, умы и обсуждали, на какое направление мы могли бы отправить что-то. Присутствовали на этом обсуждении, конечно, все руководители, присутствовал шеф-редактор, присутствовал шеф-редактор отдела информации, присутствовал главный редактор, присутствовал директор, творческий директор. Шеф-редактор отдела новостей, например, предлагал нам варианты, мы отслушивали и говорили, что вот это больше попадает в тематику. Мы знаем, что другие региональные радиостанции тоже не сдают свои позиции, все работают, все хотят быть лучшими. Специально к Фестивалю «Вместе – радио» или какому-то другому мы ничего не делаем, мы работаем каждый день.
В этом году на Фестиваль «Вместе – радио» я отправляю дополнительно сотрудников, которые не имеют отношения к программным продуктам вообще, - двух девчонок, которые занимаются написание текстов, это так называемый креатив, и одного продажника. Делаю это в качестве поощрения. На Фестивале я сама присутствовала дважды. Это такой кругозор! Для меня, даже как для руководителя, были полезны вещи, которые нам читали девушки с «Первого» канала. Становится понятно, как всё устроено изнутри, становится понятно, как у себя определённые вещи можно применить. Расширения кругозора будет очень полезным для сотрудников. Им необходимо понимать, как устроено радио, то, что оно не замыкается на продажах. Если человек будет знать продукт, который делает, и как его можно сделать вкуснее, он сможет его хорошо продать.
В этот раз сама я не еду на Фестиваль «Вместе – радио». Жду от него, как всегда, информации, которую мы смогли бы впитать – важно, чтобы эта информация была не сухая, а подкреплена какими-то фактами, примерами. Очень нравятся лекции, которые читает Золотарёв. У него всегда есть живые примеры, яркие картинки, указания на недочёты, которые имеются на той или иной радиостанции. Для меня критика даже лучше, чем похвала, потому что в критике можно понять, что делается не так. Конечно, я не говорю, что нужно жёстко критиковать. Критику, высказанную в адрес нашей радиостанции, всегда принимаю к сведению, обсуждаю со своими ребятами. Очень надеюсь, что с Фестиваля сотрудники вернутся с положительными эмоциями, задором, потому что информационная составляющая на Фестивале «Вместе – радио» всегда на уровне.
Беседовала Елена Дюкова