Совпадения творят историю. Однажды, совершенно случайно тогда ещё студентка журфака МГУ Татьяна Щербакова, стажируясь в Испании, попала на барселонскую радиостанцию «Никосия», радиостанцию, сделанную силами душевнобольных людей. Выяснилось, кстати, что первая радиостанция душевнобольных в мире была создана ещё в начале девяностых годов в Аргентине – «La Colifata». Тема захлестнула девушку с головой, и она даже решила написать диплом по испаноязычным радиостанциям душевнобольных. Но и на этом Татьяна не остановилась. Мысль о создании подобной радиостанции в России её не покидала – ведь такого радио в нашей стране тогда ещё не было. В один прекрасный день она написала письмо в больницу №1 имени Алексеева. Письмо попало в руки заведующего медико-реабилитационным отделением Аркадия Липовича Шмиловича. Он по совместительству оказался главой Региональной общественной организации «Клуб психиатров», которая искала и хотела поддержать проект, направленный на анти-стигматизацию психически нездоровых людей, то есть на разрушение стереотипов в отношении душевнобольных. Организация занимается, в том числе, международным фестивалем творчества людей с различными нарушениями психического здоровья «Нить Ариадны», выпуском одноименной газеты, несколькими программами по психогигиене, психопрофилактике…
Аркадий Шмилович согласился помочь в реализации идеи. «Клуб психиатров» дружит с благотворительным фондом поддержки «Добрый век», который выделил деньги для коллектива «Зазеркалья». Вскоре из-за переезда в другую страну эстафету по развитию Интернет-радиостанции Татьяна Щербакова передала своей подруге Дарье Лебедевой, тоже студентке на тот момент факультета журналистики МГУ. К слову, Даша в этом году закончила университет и написала дипломную работу по Интернет-радиостанции «Зазеркалье», защита прошла на «отлично».
Дарья Лебедева
Дарья Лебедева стала главным редактором станции: «Таня написала мне, предложила заняться проектом. Я согласилась. Меня заинтересовала тема. Вообще тогда я думала, что все будут сидеть в смирительных рубашках, орать друг на друга, никто никого не будет слушать. Все наши ребята об этом знают, я им рассказывала, с каким настроением сюда шла, они всегда смеются над моей историей. После того, как провела первое занятие, поняла, что всё не так, как мне представлялось. Люди были совершенно разные: и те, кто тяжело болеет, и те, кто выходит из болезни, и те, кто прямо сейчас лежит в отделении… Но главное – не было отсутствия ума, безумия, как говорят, какого-то дурацкого бреда. Все оказались интеллигентными, умными, искренне желающими участвовать в проекте. Ведь кружки, которые здесь есть, замыкаются в больничных стенах. Аркадий Липович воодушевил всех: «Мы будем вещать и изменим отношение к душевнобольным людям во всём мире». Ребята сразу начали спрашивать: «А когда нас услышат в Мексике?» - там же тоже есть аналогичная радиостанция, или «А когда у нас будет своя FM-волна?» Конечно, до этого далеко. Мы стартовали в январе 2014-го года. С этого времени можно вести отсчёт радиостанции…»
Через два месяца после начала работы к команде «Зазеркалья» присоединилась одногруппница Даши, Соня Еркушова. Она также начала заниматься монтажом программ и проводить занятия. Кстати, у Сони, как и у большинства, изначально тоже были в голове определённые стереотипы в отношении психически нездоровых людей: «Меня пригласила Даша Лебедева, с которой в тот момент мы заканчивали четвёртый курс факультета журналистики МГУ. Тогда я практически ничего не знала о людях с особенностями психического развития. Вернее, знала не больше тех, кто никогда не сталкивался с психиатрией. На первое занятие я пришла с классическими стереотипами о психически нездоровых людях: думала, что большинство из них агрессивные, невнимательные, несдержанные и, главное, очень странные, живущие в своем мире. Наши авторы поразили меня с первого занятия. За то время, что мы работаем вместе, они доказали мне, что люди с психическими заболеваниями могут быть гораздо нормальнее тех, у кого диагноза нет. Наши авторы талантливы, сосредоточены на своей работе, вдумчивы и очень общительны. Я давно не встречала людей, которые бы с таким вниманием относились к процессу обучения и заданиям, которые мы с Дашей давали им, когда объясняли, как делается радио. Мне кажется, я даже сейчас не могу с точностью ответить на вопрос, почему я пришла в «Зазеркалье». Во-первых, мне было любопытно: любопытно узнать что-то новое о людях с определенными особенностями, с которыми я прежде не сталкивалась. Во-вторых, я хотела поддержать социальную направленность проекта: рассказать здоровым людям о тех, кому поставили диагноз, связанный с психиатрией. Уже в начале своей работы в команде «Зазеркалья» я понимала, что главное, что мы должны делать, - как можно больше рассказывать о пациентах психиатрических клиник. Это нужно, чтобы убедить всех в том, что психически нездоровые люди заслуживают уважения, а не презрения. В-третьих, мне была интересна эта работа с профессиональной точки зрения: все-таки не зря я заканчивала радиокафедру факультета журналистики. Я всегда любила придумывать, записывать, монтировать, находить нужные звуки и мелодии, которые способны оживлять произведения. В-четвёртых, если честно, мне было очень интересно, смогу ли я справиться с такой непростой работой: сейчас понимаю, что это желание было несколько эгоистичным, ведь мы работаем с пациентами, требующими внимания и понимания…»
На самом первом занятии Даша рассказывала, что такое эфирные часы, как они строятся, что такое радиопрограммирование: «Я выбрала основную теорию. Конечно, тогда поняла, что нам ещё далеко до эфирного программирования. Дима Андреев сделал самую первую запись для «Зазеркалья». Он ужасно тогда волновался, ужасно заикался, у него был какой-то мальчишеский голос. Монтировала я, наверное, часа три. Когда мы сейчас переслушиваем эту запись, всегда смеёмся и сильно радуемся тому, что сегодня всё уже не так. Полгода где-то мы просто учились, было непросто научить ребят делать программы в радийном жанре, потому что все они были неподготовленными. Все наши ребята привыкли писать большие тексты для газеты «Нить Ариадны», которая здесь издаётся, то есть совершенно не радийные тексты. А ведь человек сейчас может внимательно что-то слушать примерно три минуты, если материал длится дольше, то обязательно нужно завлекать слушателя, какие-то штуки придумать, разбивать передачу на разные сегменты, чтобы было динамично. Всё это нужно было объяснять. В начале работы было элементарно сложно записывать, потому что никто из нашей команды раньше никогда не был у микрофона. Николай Вороновский рассказывал, например, что ему в первое время казалось, что он говорит в пустоту, не человеку, не себе, а именно в пустоту, в бездушную железную штуку. Из-за этого ему было тяжело и волнительно. И в начале у нас были только мой диктофон и мой микрофон. И больше ничего. Мне приходилось держать микрофон на вытянутой руке. Рука ужасно затекала, потому что тексты были длительностью по полчаса…»
«Никто не говорит, что было легко. Вся наша команда много работала, - рассказывает Соня Еркушова. - Мы изучали основы радиопрограммирования, учились писать для радио и не стесняться микрофона. Мы повторяли одни и те же ошибки по несколько раз, прежде чем добивались определенного результата. Мы учились, учились, снова учились и применяли новые знания на практике».
Сайт Интернет-радиостанции «Зазеркалье» открылся пятого ноября 2014-го года. Его полностью сделал Виталий Благов, по совместительству звукорежиссёр проекта. Он обеспечивает вещание в прямом эфире: «Виталик тоже очень увлечён работой, он, как Соня и я, занимается монтажом. К ноябрю мы поняли, что результаты нашей работы уже можно показывать людям. К открытию сайта у нас появился новый микрофон, очень хороший, с подставкой. Его нам купил фонд «Добрый век». Мы начали выкладывать подкасты. Было решено выкладывать по одному подкасту в день. Сначала выкладывали только звук, а потом решили, что не будем строго придерживаться задуманного: как пойдёт – так и будем двигаться вперёд. Через какое-то время мы стали выкладывать и текстовые работы. Нам начали присылать свои работы наши слушатели. Также мы начали публиковать картины. Собираемся упорядочить вещание. И хотим сделать, к примеру, «Живописные четверги», то есть по четвергам будем выкладывать картины авторов с какими-нибудь психическими заболеваниями. И, кстати, во ВКонтакте можно найти группы, куда душевнобольные люди выкладывают свои картины. Таким образом я нашла двух потрясающих художников, и они разрешили выложить на нашем сайте свои работы. Это всё можно делать, в таких направлениях можно развивать наш проект. Только этим надо целенаправленно заниматься. А для этого нужно тратить большое количество времени. Надеюсь, что осенью у меня получится успевать заниматься всем этим. Ещё в будущем планируем сделать ди-джейские, музыкальные часы. Мы позвали преподавателя, который работал на нескольких радиостанциях, чтобы он научил нас линейному эфиру», - говорит главный редактор радиостанции.
В конце марта 2015-го началось живое вещание. Оно проходят по субботам в три часа дня. «Сейчас вы можете услышать нас в прямом эфире, и это я считаю достижением, как и то, что материалы, которые готовит команда радиостанции «Зазеркалье», не уступают по качеству контента радиостанциям, где работают профессионалы, - говорит Соня Еркушова.
«Пока что у нас будут подкасты и живое вещание по субботам, - рассказывает Дарья Лебедева. - К зиме, возможно, появятся прямые эфиры ещё в какой-то день недели. По субботам нас слушает небольшое число людей, потому что в выходной день у всех свои дела, мало кто сидит за компьютером в это время. В основном все слушают эфир позже в повторе. Да и вообще наша аудитория пока небольшая. Сайт существует около десяти месяцев, поэтому, я думаю, что для маргинальной радиостанции сегодняшнее количество наших слушателей - очень неплохие показатели. За аудиторией мы сейчас не гонимся, хотя стараемся продвигать радиостанцию. Конечно, нам необходимо расширяться. Авторы получают маленькие гонорары за работу, мы тоже получаем маленькое вознаграждение. Все деньги поступают от благотворительного фонда «Добрый век».
Команда «Зазеркалья» планирует начать вещание в отделениях больницы: «Это очень важный момент. Мне часто приходят сообщения, в которых люди пишут о том, что наша радиостанция им помогает реабилитироваться, они начинают верить в себя, кто-то пишет о том, что после того, как узнал о подобных диагнозах у других людей, стало легче жить, - рассказывает главный редактор радиостанции. - Нам кажется, что необходимо делиться положительными эмоциями реабилитационных моментов нашего радио. Мы собираемся записывать программы на диски и ставить их в отделениях больницы. Скорее всего, это будет происходить именно в записи, потому что технически сложно провести Интернет по всей больнице».
Ася Кравец
Наверное, главное отличие «Зазеркалья» от многих радиостанций, кроме специальных, тематических рубрик и передач, - это умное и вместе с тем проникновенное содержание эфира. Здесь нет глупого хихиканья ведущих и пошлых несмешных шуток. Тут нет бесконечных политических дебатов. Каждый автор делится со слушателями кусочком себя, частью своего внутреннего мира, рассказывает то, что его волнует, интересует. В эфире «Зазеркалья» можно услышать рассказы о поэтах, музыкантах, кино, литературе, архитектуре… и даже стихи, отрывки из прозы, эссе некоторых участников и слушателей проекта.
Ася Кревец, например, уже давно пишет стихи. Когда-то она публиковалась в «Литературной газете», в журнале «Колокол», в газете «Ежедневные новости. Подмосковье». Конечно же, и в эфире радиостанции можно услышать её стихи. «Я серьёзно занимаюсь поэзией, больше любовной, - уточняет Ася. - Какое-то время писала небольшие философские эссе. Рубрика называлась «Размышления на досуге». Эссе писались быстро. Когда приходило вдохновение, я просто записывала мысли. Это происходило так же, как и со стихотворениями. Стихийно. Над эссе не надо было работать. Недавно выложили одно из моих последних. Также я начала писать работы в научно-популярном ключе, ближе к моей специальности (филология). Не могу сказать, насколько мои тексты интересны большому количеству людей. Надеюсь, что они познавательны. Это не совсем научный текст, но всё-таки наукообразный. Я пытаюсь брать разные темы, затрагивать различные аспекты. Когда в эфире «Зазеркалья» мы говорили о лете, я коснулась японской поэзии: с летом в культуре этой страны связаны особые приметы, специфические образы у них привязаны ко всем временам года. Когда мы говорили о безумии, я взяла Пушкина, несмотря на то, что это не самая распространённая тема, существует немного таких работ. Когда в эфире радиостанции мы обсуждали дружбу, я написала текст о самом слове «друг», начиная с параславянского, какие оно имело значения, включала в свой рассказ истории из других языков. Я пыталась немного передать и теоретическую базу, касалась языковых семей, языковых групп. Мне самой интересно, насколько слушатели воспринимают мои рубрики. Надеюсь, что со временем найдутся люди, которым будут любопытны мои работы. Хотелось бы, чтобы люди развивались разносторонне, чтобы были люди, с которыми можно было бы поговорить на одном языке. Всегда же интересно общаться с человеком, который так же, как и ты, чем-то сильно увлечён. Тогда появляется ощущение, что дышишь с ним одним воздухом. Конечно, мы все дышим одним воздухом, - улыбается Ася Кревец. – А с таким человеком улавливаешь одни и те же специфические ароматы…»
В эфире «Зазеркалья» свои стихи читает и Маша Бесфамильная. «Её работы довольно эксцентричные и необычные. И они привязаны обычно к теме психиатрии», - замечает Соня Еркушова. Хотя у Маши много и других стихотворений на разные темы, никак не связанных с психиатрией. Маша Бесфамильная участвует в основном в прямых эфирах, которые проходят по субботам, а некоторое время назад у неё была рубрика «Шедевры в звуке»: «Это передача о картинах. Я рассказывала о своих впечатлениях, а не пересказывала сюжет, то есть описывала историю, которая возникала у меня в голове, когда я рассматривала ту или иную картину, делилась мыслями, как воспринимала в целом картину, её историю. К примеру, у художника Джона Милле есть картина «Офелия». Глядя на неё, я вдохновляюсь, у меня появляются какие-то мысли, суждения, делюсь своими чувствами. Я сама иногда рисую. Но это бывает редко. Рисование – это не самое моё главное увлечение. Я больше пишу стихи». Соня уточняет: «Маша старается сделать так, чтобы у человека, который не видит картину, сложилось такое же впечатление о картине, как и у неё. Это не описание картины, которая стоит рядом. Это описание картины, которой нет перед человеком».
Соня Еркушова
У Николая Вороновского есть постоянная рубрика «Душа и плоть Москвы». Тематика выбрана не случайно. «Я закончил Московский архитектурный институт, кафедру реставрации, - рассказывает Николай. – В то время ещё преподавал и был моим официальным руководителем Сергей Сергеевич Подъяпольский, очень известный в мире реставратор. Тогда же преподавала Лидия Алексеевна Шитова, тоже замечательный реставратор. Хотя любовь к Москве у меня возникла ещё раньше, в детстве. Тогда я зачитывался Гиляровским, ходил по Москве. В восемьдесят девятом году я снимал на плёнку. Осталось очень много снимков, сделанных в районе Сретенки. Около четырёхсот кадров есть, которые я, наконец, оцифровал через почти четверть века. На них можно увидеть ту Москву, Москву, какой уже нет. Интерес у меня возродился где-то три года назад, после того, как я посетил Петербург. С подругой мы очень активно в течение пяти дней ходили по всему городу, специально минуя все музеи, всё путеводительное мы обходили стороной. Нам было интересно именно понять город, его среду. Тогда в Петербурге я увидел, чем бы могла быть Москва, если бы она сохранилась хотя бы, как Петербург, какой жемчужиной она была бы. У меня вспыхнула новая волна интереса. Я начал снова покупать книги о Москве. В своей передаче я делюсь тем, что люблю, - старой Москвой…»
Николай ещё ведёт рубрику, которая называется «Фрагменты из неизданной книги»: «Читаю кусочки из написанного мною труда, который, я теперь это понимаю, нуждается в большом исправлении, доработке. Написана книга была больше десяти лет назад. Я рассказываю о своём внутреннем мире, о своих переживаниях ещё с детских, подростковых лет, юного возраста». Эти отрывки обычно напоминают философские размышления на какую-либо тему.
«Я обожаю монтировать передачи Николая о Москве, отрывки из его книги, стихотворения, - говорит Дарья Лебедева. - Его работы самые большие из всех – и это всегда большой простор для творчества. Очень важно правильно их оформить, правильно подобрать звуки. Мне нравится находить старую музыку, музыку начала двадцатого века для программы «Душа и плоть Москвы» Николая Вороновского».
«В будущем хотелось бы делать более обширные передачи о музыке, - делится своими планами Николай. - Уже записана программа о пианистке Марии Юдиной – передача пока в архиве, потому что она длится более сорока пяти минут. Конечно, хотелось бы такие передачи делать. Пока нам не очень-то удаётся сообразить, как размещать такие программы, как успевать монтировать их – большая работа должна производиться при монтаже длинных передач, сейчас на это не хватает ресурсов. В рамках наших рубрик я стараюсь делать небольшие, хотя бы на пять минут, программы. Уже рассказывал про Скрябина, математика Георга Кантора, поэта Жерара де Нерваля. Тему про поэта Жерара де Нерваля мне хочется продолжить и углубить, расширить - конкретная психиатрия и то, как она отражается в творчестве, переживания некоторых известных людей. Надо найти границы, формат. Я, с одной стороны, не могу говорить как врач, а с другой стороны, я же много по этой теме читал, и большой материал мною накоплен, хотелось бы им делиться. Может быть, стоило сделать какую-то рубрику, где, например, можно было бы объяснять какие-то психиатрические понятия простым языком, описывать, что реально переживает человек в определённых состояниях, потому что у большинства людей очень поверхностное представление о психиатрии и о возможном диапазоне переживаний, симптомов, синдромов. А главное-то состоит не в них, а в их связи с личностью человека. Думаю, что наши идеи постепенно реализуются. Когда потребуется актуализовать какую-то тему, мы её актуализуем».
Виталий Благов
Всеми программами и рубриками, связанными с психологией, в «Зазеркалье» заведует Дмитрий Андреев: «Я на радиостанции с момента её основания. И с самого начала я взялся вести рубрику «Психология». Эта тема интересовала меня и раньше. Думаю, что интерес к психологии усилился болезнью, потому что появилось большое желание разобраться в процессах, которые происходят внутри меня, а по мере выздоровления появилось желание помочь выздороветь кому-то ещё. Возможно, то, что я делаю, кому-то поможет. По крайней мере, профессиональные врачи-психиатры считают, что у человека, который пережил состояние сумасшествия сам, больше шансов понять пациента, чем у обычного врача, потому что каким бы хорошим врач ни был, изучал он психиатрию в институте по лекциям либо по книгам, мы же болезнь пропустили через себя».
В этом году Дима поступил на факультет психологии. «Он начинает учиться на психолога и станет человеком, который не просто всё пропустил через себя, а профессиональным психологом, человеком, который и теорию тоже пропустил через себя. Двойной психолог», - говорит Соня. «Психолог, которая занималась со мной, предлагала поступить в университет ещё в прошлом году, чтобы лучше понять себя. Теперь я пришёл к выводу, что хочу и работать в этом направлении», - уточняет Дмитрий Андреев.
«Дима записал уже довольно много передач, - замечает Соня Еркушова. - Он говорил и о гегелевской философии, и о течении времени в жизни человека – объяснял, насколько важно понимать своё время, насколько важно осознавать, сколько у тебя есть времени. Дима рассказывал, как можно своё время немножко растянуть, чтобы что-то успеть сделать, как его количество можно немного уменьшить, чтобы быстро пробежать период, если что-то плохое случилось».
Последние работы Димы – это три цикла программ о стратегии жизни, о том, как следует строить свою жизнь, как её необходимо планировать. «Я не собираюсь никого учить. Но возможно, мои советы кому-то помогут, - говорит Дмитрий Андреев. - Сейчас я начал новый цикл о том, как психолог может помочь скорректировать какие-то детские психологические установки, которыми мы программируем свою жизнь с ранних лет, и в итоге из-за этого жизнь может сложиться не так, как надо».
Корреспондентской работой часто занимается Надя: «Мне нравится опрашивать людей, задавать им разные вопросы. И мне нравится слушать то, что люди отвечают, мне интересны их эмоции. Я вообще люблю общение. И мне хочется и нравится быть полезной». Надя часто проводит опросы среди пациентов в больнице. Помимо опросов и интервью, Надя записывает стихотворения, сказки и эссе. «Также мы сделали с ней один и пока единственный на «Зазеркалье» спектакль», - замечает Даша Лебедева. В полях частенько работает и Михаил Ларсов. Его сфера деятельности и интересов, как и у всей команды «Зазеркалья», тоже весьма обширные. Он берёт интервью у врачей, музыкантов, поэтов, рассказывает об андеграундном кино, музыке. «Миша присоединился к нам летом прошлого года. Он единственный наш автор, который большинство своих работ делает сам, то есть если он берёт интервью, он его сам и монтирует, - рассказывает Даша Лебедева. - Миша - потрясающе талантливый парень, невероятно талантливый. Как сказал мой преподаватель, который послушал его программы, пообщался с ним, у Миши нет потолка, то есть он может развиваться дальше и дальше. И сейчас его работы уже очень профессиональные. Конечно, как у всех профессиональных людей, у него тоже случаются иногда ошибки. Кстати, Миша сам чаще всего подбирает музыкальное сопровождение к своим материалам».
Михаил Ларсов
«Я получил профильное для своей деятельности образование. Окончил Институт журналистики и литературного творчества по специализации – радиовещание, класс Николая Осипова, - уточняет Миша. - Какое-то время я работал на профессиональном столичном радио, но из-за разыгравшейся болезни и из-за неблагоприятного её течения загремел на два с половиной месяца в больницу. После этого я долгое время безуспешно пытался найти работу в журналистике. Также пытался найти работу по специальности своего первого образования – юриспруденция. Я же умудрился ещё закончить Высшую школу экономики. К коллективу радиостанции присоединился, когда он уже начал более-менее складываться, хотя тогда ещё ничего не публиковалось. Я стараюсь использовать на радиостанции «Зазеркалье» весь свой ранее приобретённый опыт. Есть и корреспондентские работы – делаю всевозможные репортажи, то есть меня посылают на какие-то важные события в области психиатрии, например, международные и немеждународные выставки, какие-то мероприятия, связанные с досугом больных в Москве. Иногда делаю отдельные сюжеты, рубрики по темам, которые обсуждаются в прямом эфире. Самое первое, что я сделал для «Зазеркалья», - написал стихотворение, хотя оно никуда и не пошло, зато сняло определённый барьер. Потом я сделал передачу на музыкально-психиатрическую тему и о людях, помногу раз лежавших в психиатрических больницах. Со временем возникла передача «Бесприютная душа» о людях, которые имели огромный потенциал, но остались, к сожалению, неизвестными или стали известными слишком уж в узких кругах. Здесь были рассказы о, как говорят, городских сумасшедших, наподобие Олега Митасова, который всюду оставлял свои письмена. Самый известный персонаж, про которого я рассказывал, - Ника Турбина, советская поэтесса, которая в детском возрасте начала писать стихи и имела тогда нереальную популярность. Она в десять лет получила «Золотого Льва», вторая из советских деятелей культуры, которая удостоилась такой международной награды».
Программа «Ординаторская», которой также занимается Михаил Ларсов, представляет собой серию интервью с врачами-психиатрами, со сведущими людьми в психиатрии. «Недавно был пилотный выпуск, хотя тема зреет давно, - замечает Миша. - Первая передача была посвящена геронтологии и психическим заболеваниям, связанным со старческим возрастом. Когда я пришёл в геронтопсихиатрическое отделение, где старухи лежат, был очень сильно поражён, очень многого я не мог себе даже представить, был шокирован тем, каким получилось в итоге интервью. Часто у пожилого человека начинает нарушаться память, и он сам над собой подхихикивает: «А, склероз, старость…». А ведь это по-настоящему начало серьёзного заболевания, которое если будет развиваться дальше, то доведёт человека до такого состояния, что он перестанет не только узнавать своих родственников, он и ходить под себя начнёт… И тогда его, конечно, потянут к психиатру, а надо было противостоять болезни изначально. «Ординаторская» будет посвящена разным темам. В загашниках уже лежит программа, связанная с реабилитацией больных. Она писалась в Московской НИИ психиатрии. Но пока передача не опубликована. Идей масса, можно найти огромное количество тем для этой программы. Должны обсуждаться и острые темы, например, транс-сексуальность, должен быть разговор с сексологом».
Николай Вороновский
Недавно к коллективу «Зазеркалья» присоединился Ярослав Филиппов. Пока что у него нет своей рубрики, он приходит на занятия, обсуждает что-то, наблюдает за работой команды и набирается опыта. Ярослав планирует заняться такими темами, как спорт и инвалидность, детство и подростковый возраст, а также собирается делать рубрику «Книжная полка», в которой будет рассказывать о книгах по философии, психологии. Темы выбраны неспроста. У Ярослава два высших образования: психолого-педагогическое и лингвистическое. И он собирается продолжать учиться, теперь уже юриспруденции, новые знания он хочет использовать и на радиостанции: «Смогу рассказывать что-то полезное, касаемое прав пациентов, к примеру».
Вообще команда «Зазеркалья» подобралась таким образом, что каждый находится на своём месте, все очень разные, но вместе с тем, гармонично уживаются друг с другом. Хотя, конечно, как в любом коллективе, в «Зазеркалье» не обходится без споров. «Все находятся на своих местах. И все делают совершенно разные вещи, - говорит Даша Лебедева. - У нас нет каких-то тем, которые бы интересовали сразу двоих, нет жанров, общих для всех. Каждый работает в индивидуальном стиле. И у нас действительно очень сплочённая команда. Здесь у меня возникает ощущение семьи. Я не преувеличиваю. Все друг про друга всё знают, всем друг с другом интересно, все друг к другу очень тепло относятся». «Больше года назад я пришла на «Зазеркалье» из любопытства, - продолжает Соня Еркушова. - За это время мы с авторами стали добрыми друзьями, готовыми поддержать друг друга в любой момент. И сейчас я с уверенностью могу сказать, что наша команда делает хорошее дело, которое, как я надеюсь, продолжит развиваться и поможет пациентам психиатрических клиник принять свою болезнь, а здоровым людям - узнать больше о тех, кто, на самом деле, абсолютно нормален…»
Вся деятельность радиостанции направлена не только на помощь душевнобольным людям. Основная цель состоит в том, чтобы показать, что они такие же, и показать это не только всем остальным людям, ничего не знающим о психиатрии, но и людям с особенностями психического развития, чтобы вселить в них уверенность в себе. «Когда я сюда пришла, считала, что все психические заболевания одинаковые: человек буянит, какую-нибудь фигню несёт… И что всё это не лечится, - вспоминает Даша Лебедева. - А это тоже один из самых больших стереотипов: люди думают, что в психиатрии все на одно лицо, и вся психиатрия не поддаётся лечению, что если человек заболел, значит, он социально опасен. Но это далеко не так. В первую очередь, существуют лекарства, люди пьют таблетки, которые замедляют или вообще останавливают начавшиеся в головном мозге процессы. После этого человеку необходимо адаптироваться в обществе, от которого он уже отвык за время своей болезни. На этом этапе начинает действовать реабилитация, которая должна иметь разные формы своего проявления. За последние годы стало немного лучше в плане трудоустройства инвалидов, попадаются вакансии для инвалидов, начали вообще говорить об инвалидности, чего долгое время не было. Начали говорить конкретно о психиатрии совсем-совсем недавно. Это, конечно, хорошо. Мне кажется, это какой-то тренд: помогать людям. Люди в это включаются. Волонтёрство тоже теперь в моде, и это очень хорошая мода. Появилась куча благотворительных проектов, с помощью которых можно помогать, спонсировать, вкладывать денежки во что-то хорошее и полезное...»
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru