Директор по кросс-медиа исследованиям TNS Михаил Райбман, решив описать самочувствие радио в России и мире, начал с его места на рекламном рынке.
Доля радио не один год остается стабильной — как в мире, так и в России. Рынок радиорекламы растет пропорционально рынку в целом: в 2013 в РФ он вырос на 10%, составив 16,5 млрд рублей, а за три квартала 2014 года — на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 11,7 млрд рублей (по оценкам аналитиков TNS, за весь 2014 год рост составит 5—7%). Доля локальной радиорекламы составляет в России почти 50%, но рост локального рынка чуть ниже общероссийского (по данным за три квартала 2014 года) — всего 2%.
Аудитория радио в мире стабильна — около 89% населении (самая большая — в Финляндии, где еженедельно включают радио 95% людей). В России доля чуть выше среднестатистической, в городах с населением от 100 тысяч человек ежедневно слушают радио около 40 млн человек от 12 лет, а еженедельно — почти 57 млн.
В среднем в мире радио слушают 3,5 часа в сутки, а в России по 3 часа в день радио включено только у людей среднего возраста (от 35 до 54 лет), у остальных меньше. Впрочем, больше всего радиослушателей в России — в возрастной категории от 12 до 34 лет.
Снижение продолжительности слушания у молодой аудитории — общемировая тенденция, говорит Райбман. Но радиостанции остаются на связи с молодежью, развивая новые форматы общения. «На примере BBC видно, что радио не только слушают по разным каналам, — говорит Райбман. – С радио взаимодействуют, причем не только с помощью смс, но и через Интернет, через мобильные приложения и другими способами. По следам радиоэфира люди обмениваются мнениями, в основном, в социальных сетях. Радиоэфир в достаточно большой степени просматривают — и трансляции из студий, и записи концертов, выложенные на YouTube».
Главная общемировая тенденция, по мнению Райбмана, — усложнение, связанное с увеличением каналов доставки СМИ. Если 10 лет назад на одного человека приходился один гаджет, то на сегодняшний день — уже три устройства на человека, и каждый (планшет, ноутбук, смартфон) требует особого подхода. В Германии, по данным 2014 года, 30% населения слушают радио в Интернете. Россия близка к этим показателям: 25% российских слушателей включают радио в Интернете, а среди 12—24-летних эта доля достигает 40% (они же чаще других используют свои мобильные в качестве радиоприемника).
О новых форматах и работой с разными каналами передачи рассказал Джеймс Кридланд, один из создателей первого в мире 3G радио-приложения (в 2005 году), управляющий директор MEDIA.INFO.
Радиоприемниками пользуются уже только половина слушателей в Великобритании, а в гаджетах традиционное радио выглядит старомодно. Вместо прямого эфира люди (особенно молодежь) все чаще слушают подкасты: аудитория записанной программы бывает больше, чем в ее прямом эфире. При этом все больше людей предпочитают конкретным радиостанциям сервисы, предоставляющие аудиоконтент, в том числе — исключительно разговорный, как например, Stitcher, агрегирующий новости и подкасты более 12 тысяч провайдеров со всего мира.
Для привлечения внимания к станции в гаджетах есть много способов, которыми обязательно нужно пользоваться, говорит Кридланд. Например, снимать происходящее в студии на камеру: если радиостанция дает видеоконтент, люди вдове дольше времени проводят на ее сайте и чаще возвращаются снова.
Можно также создавать контент для более узких групп, превращаясь из одной радиостанции в целую сеть под одним брендом. Как, например, музыкальное Absolute Radio, на сайте которого можно включить собственно его или выбрать более подходящий музыкальный канал (музыка 1950-х, или 1960-х, или 1990-х — всего их семь), но утренние программы и новости будут у них общие.
В Великобритании сейчас идет разговор о том, чтобы все радиостанции использовали все доступные технологии, придерживаясь таким образом единых стандартов: в этом случае можно будет объединиться и вместе влиять на то, как в будущем радио будет выглядеть в Интернете или в радиоплеере (где кликнув на логотип любой станции, получишь не только прямой эфир, а целый набор разнообразных опций).
Руководитель радио-конференции Radiodays Europe Рольф Брандруд рассказал, что обсуждали ее участники на встрече в этом году. В первую очередь — чем сегодня привлечь аудиторию.
Рольф Брандруд также рассказал о трех угрозах отрасли, с которыми ни одна радиостанция не справится в одиночку, им нужно противостоять всей отраслью.
Французский радио-исследователь и блогер Денис Флоран объяснил, как приспособиться к новым моделям аудиопотребления. Для этого достаточно усвоить семь моментов.
Руководитель юридической группы РАР Тимофей Щербаков отметил в 2014 году небывалую законодательную активность в области СМИ. Но по радио ничего принципиально нового, по его мнению, не будет (многие изменения вступят в силу в 2015 году). Появится ограничение громкости рекламы, но регламент еще не введен. Пока понятно, что она не должна будет превышать громкость передачи.
1 мая вступит в силу антипиратский закон. Если на сайте радио окажется аудиозапись программы, в которой использована фонограмма какой-то песни, ее правообладатель может потребовать ограничение доступа к сайту. Если в течение суток после извещения от Роскомнадзора контент не будет убран, доступ к сайту может быть заблокирован.
Что касается уже принятых законов, есть несколько особенностей в правоприменительной практике.
Дина Юсупова
--------------------
«Главное – ломать правила, созданные на радио». Репортаж с конференции РАР. Продолжение
«Главное – ломать правила, созданные на радио». Репортаж с конференции РАР. Окончание
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru