Автор
Продюсер должен понимать, что он тоже автор, наравне с корреспондентом. Иначе никакого погружения не будет! И при этом помним, что в условной “иерархии СМИ” продюсер стоит чуть выше корреспондента, потому что у него больше ответственности: и перед внешними экспертами (госорганы и экспертный пул), и перед начальством.
Блоггер
Очень часто в качестве информационного ресурса хотят использовать мнение блоггера. А самого журналиста-самоучку видеть в качестве гостя или эксперта. Это - опасно ибо качество и достоверность информации сомнительно и зачастую, являясь приглашенными экспертами на ТВ, блоггеры не оправдывают надежд. Исключение может быть только одно - информация была перепроверена продюсером по другим источникам/каналам (см. также Источники).
Время
Его никогда не хватает продюсеру. Нужно обязательно пользоваться тайм-менеджментом. И про чужое время тоже не стоит забывать – нужно использовать с героями принцип «мягкой силы», то есть говорить настойчиво и с убедительными доводами. Если герой не может прийти на эфир/дать комментарий – не надо бояться спросить «почему»? Может, проблема только в том, что он не хочет сидеть в студии с конкретным оппонентом? Это все решаемо.
См. Также “Цейтнот”.
Гость
С человеком, приглашенным на эфир, всегда нужно так выстраивать отношения, чтобы он понимал, что является гостем. Для этого необходимо гостя ознакомить с регламентом, донести тему, а также цель его участия в действе. Вежливо, но без давления и грубости дать понять, что ему самому будет проще общаться при соблюдении всех норм и правил. При этом условия должны быть комфортными - попросит кофе или стул другой – приносите! Наша цель - интерес зрителей, а для них интересней он, а не вы.
Деньги
Помните - по умолчанию денег хотят все! Но сколько предлагать и предлагать ли вообще, решаете только Вы на основании:
- эксклюзивности эксперта (он такой один);
- остроты темы (об этом говорят все);
- «дедлайна» (в этот момент времени доступен только он).
Важно! Руководству говорите, что эксперт просит больше, чтобы дали сколько надо!
Если
Всегда нужно понимать, что любые договоренности могут измениться в один момент. Поэтому необходимо просчитывать несколько вариантов развитий событий на случай, если:
- «отвалился» гость;
- информация оказалось недостоверной;
- другой форс-мажор (поменялся автор или редакционная политика).
Жертва
Общаться с пострадавшими или потерявшими близких, нужно крайне внимательно. Продюсер должен выслушивать и вникать даже в самые неинтересные на первый взгляд детали. Ни в коем случае не начинайте разговор о том, что хотите снимать человека для сюжета/программы. Первые 2-3 разговора – только о проблеме этого человека. Если установили доверительный контакт, предлагайте, но не съемку, а помощь (юристы, общественники, депутаты).
Закон о СМИ
Любой журналист должен знать его, соблюдать и требовать соблюдения от других. Это поможет при:
- поиске информации;
- производстве сюжетов (съемках);
- общении с экспертами и госорганами.
Источник
Это основа продюсерской деятельности. На Западе принято перепроверять любую новость в трех независимых источниках. И только после подтверждения можно с ней работать. Если источник – человек, то ни при каких условиях не разглашайте его мнение, ссылаясь на него самого (без разрешения). Обеспечьте стопроцентную анонимность информации (например, назовите его “источником близким к ситуации”).
Конфликт
Без него никуда. Смысл журналистики – говорить об одном и том же с разных сторон. В СМИ существует два типа конфликтов: конфликт людей (частная история) и конфликт мнений (аналитика, политика). Но принцип разработки этих конфликтов одинаковый и требует выполнения одного золотого правила: понимайте и сочувствуйте каждому, не занимая ни одной из противоборствующих сторон.
Литература
И вообще книги. Это не банальный совет, а практический. Читайте! Только так Вы повысите свой уровень общения. Учитесь применять крылатые цитаты из известных произведений в речи. Даже если у Вас будут одни и те же свои «коронные» фразы, это не плохо – люди вас запомнят.
Мотивация
Чтобы убедить героя или эксперта, ему нужно что-то предложить. Поэтому надо изучить его предпочтения, слабости и желания:
- справедливость (общество даст адекватную оценку ситуации);
- тщеславие (смотрите фильм «Адвокат дьявола»);
- финансовая мотивация (см. Деньги).
Надо
От продюсера всегда будут чего-то хотеть авторы, эксперты, руководство, госорганы и даже Google! Умейте расставлять приоритеты! Найти героя для эфира или выполнить личную просьбу «знакомого министра»? И герой, и министр для продюсера могут быть в приоритете в зависимости от обстоятельств (герой нужен сейчас, а министр подождет или, наоборот: героя найду потом, а министр еще мне может помочь).
Ответ
Нельзя требовать ответа от героя или эксперта с самого начала. Просто не дайте ему сказать вам «нет». По этой причине даже, если чувствуете, что он может отказаться, не давите, отступите. Подождите. Сделайте своё предложение позже и в другой форме, расставив акценты на его потребностях (см. Мотивация).
Первоисточник
Найдите его. Это может очень сильно помочь. Вы узнаете новые подробности, о которых никто не знает (ведь многие СМИ просто копируют одну и ту же новость). У Вас же в голове будет полная картина, состоящая из достоверных фактов. К тому же общаться с экспертами будет проще ибо вы будете знать, о чём конкретно спрашивать.
Результат
Многие ценят профессию журналиста за интересный процесс – съёмки, командировки, знакомства. Но настоящие профессионалы скажут Вам, что наслаждаться процессом без результата бессмысленно. Ищите золотую середину!
Самоорганизация
Работа продюсера слабо регламентирована и нормирована. Как студент заочного отделения, он может пропустить все пары и завалить экзамен, а может правильно распределить нагрузку и сдать их досрочно!
Тема
Не дублируйте коллег! Ищите свои, эксклюзивные темы и их повороты. «Хайпануть» можно, но лучше найти свой повод для этого!
Успех
Не относитесь к нему как к данности. Все относительно: удачный эфир сегодня – не гарантия успеха завтра. Оценивай результат всегда с двух сторон – с организационной (все ли гости пришли, эксперты найдены) и с более глобальной (какой был рейтинг у этого эфира).
Фейк
Предохраняйся от него! Он передается воздушно-капельным путем – из уст в уста, из статьи в статью, из новости в новость. Лечить «фейки» сложно, но можно. Лучшее лекарство – это профилактика. Не ведись на заголовки, проверь первоисточник и не забудь сделать инъекцию «здравого смысла».
Ханжа
Не будьте им. Общаясь с экспертами, героями или гостями, не говорите о том, во что сами не верите. Но обвинять других в этом, обличать не нужно. Пусть это сделает зритель/слушатель/читатель. Разведённый депутат, который говорит о сохранении семейных ценностей, сам себя обличает!
Цейтнот
Не пренебрегайте чужим временем и договорённостями. Соблюдайте обязательства – и вам будут отвечать тем же. Не бойтесь напоминать о себе слишком часто - лучше выглядеть назойливым в глазах эксперта, чем сорвать сроки и подставить своих коллег!
См. также “Время.
Честность
Принципы работы и приёмы у каждого продюсера могут быть свои индивидуальные, но никогда не обманывайте людей, с которыми работаете. Если работа не даёт работать по совести, лучше меняйте работу!
Шоу
Делайте инфотеймент – новости или истории, поданные интересно и легко! Зрителям не хочется «много думать», но и «дураками» их считать нельзя. Информируйте, развлекая, и развлекайте, информируя!
Щека
Подставляйте правую, если бьют по левой. Библейские заветы работают! В любой конфликтной ситуации с экспертом или гостем не тратьте время на споры. Лучше перехватывайте инициативу и начинайте диалог. От агрессии к конструктиву - верный вектор взаимодействия.
Эволюция
Чувствуйте себя одноклеточным и стремитесь к развитию и росту. Сначала впитывайте и наматывайте на ус, а потом учитесь применять! Расширяйте универсальность навыков. Продюсер – это и журналист, и бухгалтер, и пиарщик, и психолог, и много ещё кто.
См. также “Литература”
Юмор
Если красота, по Достоевскому, спасает мир, то продюсера спасает чувство юмора! Это универсальный инструмент для установки первичного контакта и доверительных отношений. Но важно дозировать шутки – не для всех они понятны, а кого-то этим можно даже обидеть.
Я
Я-продюсер – это одно. А я-человек – другое. Нельзя себя ассоциировать или выпячивать. И это не только о продюсерах, а вообще о журналистах! Умные японцы сформулировали это в виде хокку:
*
«Кто мы и зачем здесь?
Живы мы или нет?
Дикой пчеле все равно.
Мир для нее внизу –
только дорога цветов».
Ким Андреев, журналист.
Спасибо за помощь в создании статьи "хорошему продюсеру" Дмитрию Васильеву
Newrusmedia.ru