– «Студия 15» была когда-то очень популярна. Затем эти программы закрыли. Что произошло?
– Да, их закрыли в 2003 году. Мы доработали до 31 декабря 2002 года, а в 2003-ем руководство радио MAXIMUM отказалось от информационного вещания и сделало упор на музыкальную составляющую эфира. Нам дали понять, что станция всё же музыкальная, и эта информационная нагрузка ни к чему. Там остались только информационно-развлекательные рубрики в утреннем шоу Стиллавина и Бачинского и программа MaxiNews. Сокращение информационного вещания началось уже в 2002 году, когда новостные выпуски стали появляться в эфире не раз в полчаса, а лишь раз в час.
– В июле 2009 года на том же сайте MAXIMUM появилась информация о том, что Вы будете принимать непосредственное участие в возрождении «Студии 15» в эфире радиостанции. Потом передачу снова закрыли. Что это было, и почему проект вновь убрали из эфира?
– Тогда на должность программного директора радио MAXIMUM пришел Иван Суворов, он и предложил возродить «Студию 15», и мы с ним попробовали запуститься с 31 августа 2009 года. Подготовка шла примерно в течение 2 месяцев, за этот период я провел кастинг ведущих, и из 60 человек мы отобрали двоих - Романа Окина и Станислава Меркулова. Меркулов – очень интересный персонаж. Будучи по образованию – если не ошибаюсь – учителем русского языка и литературы, он пришел к нам практически без радийного опыта, я буквально «угадал» его. Он приехал из Ельца и сделал всё возможное, чтобы остаться в столице. Я попросил Станислава написать эссе про родной город и край, и его работа показалась мне очень интересной, а он сам – человеком с «внутренним выражением». Мы «подтянули» Меркулова, и он вышел в эфир. 31 августа я тоже лично выходил в эфир вместе с Окиным, презентовал обновленную «Студию 15». Затем ребята стали работать уже без моего участия. Что происходило с проектом дальше – я не знаю.
– Как раз об этом мой следующий вопрос. Недавно, 14 октября, на том же сайте MAXIMUM появилась информация о том, что «Студия 15» снова в эфире. Связано ли это с Вами, и приглашали ли Вас в коллектив РМГ?
– Я впервые об этом слышу! И не могу понять, откуда «ветер дует». Я 3 с лишним года работаю на радио «Шоколад» и меня всё устраивает.
– А как Вы сами оказались на радио «Шоколад», кто пригласил?
– Мой коллега, а изначально и ученик – Юрий Фёдоров, который пришел к нам однажды в «Студию 15».
– У вас был большой перерыв в радийной карьере. Расскажите, пожалуйста, где Вы успели поработать за это время? Почему Вы вернулись на радио, и почему этим радио стало именно «Шоколад»?
– В 2003 я ушел с MAXIMUM. Два года я работал на «Радио Онлайн», затем еще два года – на «Радио Диско». Затем долгое время (с 2005 по 2011 годы) работал в большой и плоской компании «ВЫМПЕЛКОМ» (торговая марка «Билайн») на должности главного редактора информационно-развлекательного контента. В 2011 году я сотрудничал с Сергеем Майоровым, он тогда перезапускал для СТС передачу «Детали», и у меня там тоже вышло несколько сюжетов. И вот в 2012 году Юрий пригласил меня на «Шоколад», где я и работаю по сей день. Я всегда говорил моим начинающим коллегам по «Студии 15»: «Учитесь! Потому что придёт время, когда вы будете предлагать мне работу». И я не шутил, а говорил это совершенно серьезно. Так и получилось. Юрий сперва сделал радио «Relax Fm», затем он был программным директором на радио «Шоколад», куда он меня и пригласил возглавить информационную службу. А сейчас он работает на «Радио 7 на семи холмах». Теперь на «Шоколаде» у меня свой сегмент, и я даже не помышляю о переходе в РМГ. У меня есть «свой кусок», и он меня вполне устраивает. И я делаю здесь то, что мне нравится.
– Скажите, пожалуйста, а какова Ваша точка зрения на события, происходящие сегодня в РМГ?
– На мой взгляд, это всё очень грустно. Однако комментировать эту ситуацию для меня непросто, потому что я являюсь сторонним наблюдателем – ведь я ушел с MAXIMUM как раз тогда, когда РМГ перекупила эту радиостанцию. Я питаюсь некой информацией, которую можно почерпнуть в ведущих СМИ или же слухами, которые порой просачиваются в радиосреде. Исходя из этих данных, я знаю, что один субъект покупает другой, в связи с этим меняется руководство. Но ведь так происходит со многими радиостанциями. Все удивляются этому факту, все взбудоражены, я же спокойно наблюдаю за развитием рынка. Вдруг будет интереснее: найдут новые голоса или неожиданный творческий ход? Поживем-услышим! Я смотрю на всё с творческой точки зрения, а не с финансово-хозяйственной. На смену старым проектам приходят новые, а интереснее это будет или нет – оценит публика. Это и есть развитие. И мы не знаем, будет хуже или лучше, какой там будет контент – музыкальный и информационный, превратится ли это в пропагандистскую машину или нет. О том, что происходит сейчас в РМГ – мы все с вами знаем, например, Алёна Бородина исчезла из эфира.
– Она как раз тоже, как и Вы, сказала в своем интервью для «Радиопортала», что ей грустно наблюдать за происходящим в РМГ.
– Я очень хорошо понимаю людей, которые отдали РМГ годы. Несомненно, прежнее положение вещей в РМГ давало многим некий комфорт: творческий, финансовый и так далее. Но что-то должно меняться, не нужно бояться перемен. «…это прошлое, которое калечит тебя в настоящем» (к/ф «Под солнцем Тосканы» - прим. автора), так что же за него держаться? Ребята из «Госконцерта» решили поиграть на другой площадке, но ведь это не моя площадка (смеется). Если бы они играли на моей территории, то это был бы совсем другой разговор. Однако сегодня это интересует меня лишь с творческой точки зрения: если новое руководство РМГ и «Госконцерт» готовы предложить новый контент, давайте посмотрим: что же они нам предложат?
Александр Абрахимов
– Вернемся к Вашему, как Вы его называете, сегменту на «Шоколаде». С момента открытия станции Вы являетесь директором информационной службы. При этом на «Шоколаде» есть передача о путешествиях. Вы сами много где успели побывать. Вам никогда не хотелось поделиться этим опытом с радиослушателями, например, сделать свою программу о путешествиях по миру?
– Нечто подобное было воплощено, когда я работал на радио MAXIMUM. В феврале 1999 года я совершил кругосветное путешествие, организованное «Аэрофлотом» и «Интуристом»: эти компании тогда решили совместно отметить свои юбилеи – 75 и 70 лет – и пригласили представителей различных СМИ в мировое турне. Там я познакомился с телепродюсером Иваном Усачёвым, а также в Бангкоке и на маршруте по США мне довелось «жить - не тужить» в одном гостиничном номере с литератором Павлом Басинским. Многие журналисты познакомились друг с другом в этой кругосветке. Я уехал на 3 недели, и мне нужно было привезти с собой призы из разных стран, чтобы вручить их победителям викторины, которая проводилась в тот момент на радио MAXIMUM. В результате мой багаж увеличился аж до 4 мест (смеется). Мы облетели вокруг земного шара, и из каждого пункта (Бангкок, Аляска, Сан-Франциско, Майами, Лондон, Рим) я вёл прямые включения, которые всегда были и остаются моим любимым жанром. Знаете, почему? Дело в том, что моё самое первое включение было в 1993 году из Московской Консерватории по телефону-автомату за две копейки. Я звонил в перерыве между первым и вторым отделением и попадал сразу в прямой эфир радио MAXIMUM. В 90-е я часто делал прямые включения из телефонной будки. С греческого острова Лесбос и даже из Гонконга. Хотелось рассказать буквально всё, и тогда всё, что впитывалось и виделось, казалось главным, что неудивительно: в тот период страну накрыло самое настоящее неформальное информационное цунами. Это жанр особенный ещё и потому, что такой подход делает подачу информации более эмоциональной, нежели когда ты приезжаешь домой и выжимаешь из себя полторы страницы уже не столь свежих впечатлений, успевших «осесть на дно». Мне нравились прямые включения из разных точек земного шара. Сейчас на «Шоколаде» я этим не занимаюсь, у нас есть специалист в этом деле – Дмитрий Тельнов, он и отвечает за путешествия. А я делаю новости по формуле «лучшая новость - та, что хочется пересказать другу» и по возможности делюсь личным опытом. Я не занимаюсь политикой и паркетной журналистикой, лишь где-то косвенно могу намекнуть о своем отношении к происходящему. «Шоколад» – радиостанция для тех, кто уже готов получать от жизни удовольствие. Я являюсь неким агрегатором новостей, моя задача – собрать и передать их, отчасти – интерпретировать. Я делаю новости по темам и еще своеобразный радио-Twitter: за 3-4 минуты рассказываю коротко о том, что заслужило моё внимание, наша станция – это станция авторского высказывания. Мы делаем упор на персонаж: самым важным здесь становится то, от кого конкретно слушатель получает информацию. Со мной всегда два девиза: «Мы не поучаем, а информируем», «Мы обращаемся не к миллионам, а лично к Вам». Это то, что я говорю себе каждый день.
– Этот же личностный подход к аудитории использовался и на «Студии 15», когда Вы руководили этим проектом?
– Да, именно так. И это потому, что «Студию 15» придумал очень умный и талантливый журналист и писатель – Александр Юриков, который впоследствии сделал журнал «ТВ ПАРК» и был его первым главным редактором. Он же входил в самую первую команду радио MAXIMUM, которую мало кто помнит.
– А Вас печатная журналистика не привлекала никогда?
– Знаете, как шутят о радийщиках: «Ребят, ну вы же на радио только говорите, а писать не умеете!» (смеется).
– И телевизионная стезя также не прельстила с самого начала?
– Время было такое, когда вокруг витало множество соблазнов для смены деятельности. Например, Леонид Парфёнов пригласил тогда меня, Юлию Бордовских и Алексея Пивоварова на переговоры, посвященные работе над первыми телепроектами, ещё до «Намедни». Лёша и Юля приняли решение, ушли с MAXIMUM на телек. А я остался в радиоэфире. Радиоверсия меня больше привлекала. Мне казалось бессмысленным перескакивать с места на место: я и на радио тогда не успел толком ничего сделать, куда же бежать и зачем? Но, на мой взгляд, радио сегодня, к сожалению, остаётся фоном. Приятным, но всего лишь фоном. Я не могу сказать, что это сильный инструмент влияния, нет, оно ни на что не влияет. И я сожалею об этом. Я отношусь к радио как к некой дополнительной опции для настроения. Аудитория считает Интернет и телевидение наиболее достоверным источником информации, но никак не радио. Сегодня так устроено, что в вечерний час телевизор всё равно становится главным, в том числе и для меня, и я с удовольствием смотрю «Таманцев. Итоги» с Юрием Таманцевым на РБК. Для меня всегда было важно, от кого я получаю информацию, что за персонаж мне её предоставляет. Эта программа и её ведущий отвечают моим представлениям о том, как нужно это делать. Я считаю, что Таманцев – единственный «живой» ведущий информационной программы на ТВ. Естественно, я просматриваю все программы этого сегмента, чтобы понимать для себя, как работать с собственной аудиторией. Я всегда говорю своим студентам (Александр ведёт факультативные занятия в «Московской Школе Радио» – прим.автора): «Вы должны выходить в эфир так, будто ты делаете это уже 10 лет, даже если этот эфир – первый в вашей жизни!». ...Либо ты захватываешь аудиторию и играешь с ними, либо с ними будут играть другие, те, кто окажутся интереснее тебя. Есть такое выражение: «Да не парься!». А здесь надо «париться», шлифовать, работать. Например, те же фестивальные радиопрограммы сродни любому другому фестивалю, на которых работы представлены как произведения искусства. Ведь радио – это тоже искусство, и давайте относиться к этому как к искусству.
– Кстати о фестивалях. В этом году Вы традиционно состоите в экспертном совете на фестивале «Вместе-Радио», где оценивате работы в номинации «Тематическая передача». Каковы ваши ожидания от фестиваля, и каковы первые наблюдения и впечатления?
– Фестиваль – это возможность найти таланты, новые механизмы, ориентиры и высказывания. Слушая конкурсные работы, я всегда жду и надеюсь отыскать что-то такое, что хотелось бы «подукрасть», чтобы восхититься: «Как ребята-то сделали, а? Что же я до этого не додумался, вот это да!». Сейчас я прослушал первые работы, присланные на конкурс. И пока такого эффекта, чтобы захотелось похитить чужую работу, к сожалению, не возникло. Ещё одно моё печальное наблюдение: 90% всех тематических программ скатилось в историю, в них нет ничего актуального. Все мне пересказывают какие-то исторические байки, всё превратилось в некую Википедию. Почему же вы стесняетесь использовать для этого сегодняшний день? Меня из прослушанного впечатлил один персонаж и одна-единственная работа. И вот этого парня я позвал бы в Москву. Так же в свое время я выбрал Меркулова ведущим «Студии 15», и его жизнь потом кардинально изменилась. Он встал не к доске учителем русского языка и литературы, а к микрофону, и теперь у него вся Москва как школьная доска: пиши - не хочу…
– Получается, что «Студия 15» много кому дала «путёвку в жизнь»?
– Да, но всё же я немного удивлен, почему «Студии 15» было уделено столько внимания, потому что мы никогда не занимались политикой и какими-то серьезными новостями. Тогда, в начале 90-ых, и был придуман этот жанр – новости через развлечения. Все, кто работал в «Студии 15», получали от этого искреннее удовольствие. И сегодня она снова звучит, снова с Меркуловым в эфире. Счастливое число, счастливый бренд. Значит, есть в нём какая-то таинственная сила. Ну что ж, послушаем, посмотрим. И я хочу сказать коллективу MAXIMUM: «Давайте, ребята, удивите нас!».
Беседовала Евгения Гарбар
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru