Кирилл Медведев: Я хочу сказать, что у меня в последнее время, с конца прошлого года, и в связи с этим митингом и шествием большим памяти Насти и Стаса есть ощущение, что на самом деле антифашизм сейчас фактически единственная идеология, в хорошем смысле, которая способна потенциально сплотить общество снизу. Те ценности, которые, как считалось или как многие надеялись, станут для нашего общества основными, цементирующими, будь то ценности рыночные, будь то такие ностальгические советские ценности, которые до сих пор многие разделяют, будь то какие-то еще, мне кажется, что всего этого не получилось.
Мы находимся в каком-то таком вакууме, где какие-то идеи, которые способны объединить людей, которые способны преодолеть атомизированность… Потому что атомизированное общество существовать долго не может. То есть либо некие ценности начинают навязываться сверху, что мы и наблюдаем, либо они возникают снизу. В нашем случае, мне кажется, возможность такой, практически рефлекторной реакции на убийство таких людей, как Стас и Настя, на убийство других антифашистских социальных активистов есть пока еще в зачаточной, недоразвитой форме. Та основа, возможно, будущей как бы солидарности, идеи, которая дала бы возможность обществу использовать государство в своих интересах, в интересах большинства. Потому что, как мы видим, наверное, это еще не всем понятно и нужно это каждый раз объяснять и доказывать, что неонацистский террор угрожает не каким-то отдельным людям, отдельным меньшинствам и так далее, он, в принципе, угрожает всем, он угрожает большинству. Соответственно, общество должно породить какой-то противовес.
Митинг памяти Маркелова и Бабуровой, который очень сложно, долго готовился, но который в итоге все-таки собрал массу самых разных людей, я там видел людей, про которых ни в жизнь я бы не подумал, что могу их там застать, все они были, так или иначе, задеты этой ситуацией. Многие из них абсолютно аполитичны, испытывают как бы недоверие, неприятие к каким-либо политическим силам, крупным и мелким. Вот это все порождает надежду некоторую. Что важно, антифашистский импульс – это то, что способно, опять же, на низовом уровне и сплачивать людей не только внутри нашего российского общества. То есть все мы понимаем, что тема фашизма – это орудие для самых разнообразных идеологических спекуляций, как для российской власти, так и для украинской, так и для эстонской и так далее. В этом смысле понимание между антифашистскими активистами во всех этих странах, оно очевидно. Это тоже очень важно, потому что это основа для действительно интернациональной солидарности, возможности для которой давно уже утрачены, и ее нужно обретать заново.
Надежда Прусенкова: Например, молодежное движение "Наши", они себя называют молодежное антифашистское движение. Не знаю, к счастью, наверное, или, к сожалению, на реальное антифашистское движение это никак не влияет и никак не сказывается. Я к тому, что заявлять они могут, что угодно, а фактически то, что мы видели на третий день после взрывов в метро, когда концерт прокремлевских молодежных организаций на Триумфальной площади, это действительно концерт с какими-то жизнеутверждающими песнями, с рэпом, и охраняют это все дело дружинники из фашистских организаций.
Влад Тупикин: Из "Славянского союза".
Надежда Прусенкова: "Славянский союз", да, организация, чья деятельность в Москве запрещена. И пока это все так происходит… Причем это фашизм не на самом высшем уровне, это все локально. Мне рассказывал один знакомый антифашист, которого по другим делам вызывали на допрос в районное ОВД, в отделении милиции висят флаги РНЕ, ДПНИ и так далее. На удивленный вопрос говорят, "а это мы изымаем при обысках". Причем с такой улыбкой, что понятно, что это скорее отражение собственных взглядов, чем непосредственно изъятые вещдоки.
Валерий Балаян: Мы говорим о государстве, о власти, и хотим найти виновных по российской традиции. Я двенадцать листов принес сюда, это тексты, которые я распечатал. Есть такая в "Википедии" статья, называется "Бабурова Анастасия Эдуардовна". Двенадцать страниц обсуждения, которое было в связи с тем, что эта статья не могла три месяца появиться в "Википедии". Это в Интернете крупнейшая энциклопедия, которая на всех языках существует, которую пишут все пользователи Интернета. Так вот это обсуждение не каких-то рядовых пользователей или читателей "Википедии" и уж тем более не обсуждение, которое мы читали в блогах, о которых говорила Надежда Прусенкова, с моей точки зрения, в газете опубликовали такие, наиболее безобидные еще из того, что там было. А это как бы наша элита интеллектуальная, это так называемые патрулирующие, то есть люди, которые уполномочены отслеживать.
И вот тут на двенадцати страницах идет дискуссия почти месяц. Это в то время, когда в семи уже "Википедиях" на других языках эта статья давно уже существовала, в российской они пишут: не восстанавливать, удаляют статью. Пишут аргументы: "не восстанавливать", "значимость персонажа отсутствует", "известна только тем, что оказалась не в том месте не в то время и была пристрелена за компанию", яркий пример, что "общение с клиническими русофобами вредно для здоровья" и так далее. Другой отвечает: "Нет, восстановить. Убийство - инцидент значимый. Погибла не просто так". Следующий пишет: "Бабурова случайно попала под пулю, она шла по мирным улицам Москвы". Следующий пишет: "Ну что, будем тогда всех телохранителей и водителей, которые попадают…" Вот это двенадцать страниц обсуждения нашей элитой интеллектуальной того, имеет ли право Настя Бабурова появиться, как просто страничка в нашей российской "Википедии".
Может быть, эти двенадцать страниц и есть, может быть, тот самый главный мотив, по которому я сделал этот фильм. Не надо властям доказывать, не надо фашистам ничего доказывать, надо просто еще с самими собой разобраться, вот наша интеллигенция замечательная и мы все, а где эти истоки нетерпимости, где эти истоки фашизма, откуда они растут, где эта ксенофобия, которую нам ветром или с Марса нанесло. А фашистам, чего им доказывать? Им нечего доказывать.