Участник конкурса "Лучшая публикация о радио".
Номинация "Радио как жизнь"
Российское «Русское Радио» попало в Книгу рекордов Гиннеса, проведя самое продолжительное безостановочное шоу. О том, как подобные акции помогают развивать бизнес и что происходит с радиоформатами в России, корреспонденту «МП» Виктории Некрасовой рассказал программный директор радиостанции «Русское радио» Роман Емельянов.
Программный директор «Русского Радио» Роман Емельянов и официальный представитель Книги рекордов Гиннесса Александр Выпирайленко
Вроде бы все уже придумано, все форматы выбраны, но аудитории же все время нужно что-то свежее, как добиться ее внимания?
Дело не только в том, какое блюдо приготовить, но и как его подать. И в этом, я уверен, мы весьма преуспели. При этом, мы не остановились на достигнутом, и каждый день думаем о том, как сделать блюдо еще вкуснее и чтобы наш эфир нравился слушателю еще больше. Поэтому мы генерируем сумасшедшие вещи и воплощаем их в жизнь. Рекорд Гиннесса яркий тому пример.
И это ведь, прежде всего, был отличный маркетинговый ход, насколько он себя оправдал?
Ну, прежде всего, это была детская мечта всех участников. Я думаю, что сложно найти человека на этой планете, который не хотел бы попасть в Книгу Рекордов Гиннеса, и не задумывался: что бы такого сделать, чтобы в ней оказаться. Мечтал каждый, а сделали мы. К тому же, это был очень интересный опыт, потому что на протяжении всех 52-х часов, по условиям установления рекорда Гиннесса, ведущие не могли спать и не должны были молчать. И они смогли в итоге не только удержать эту планку, но и подняться еще на ступеньку выше. Если послушать утреннее шоу до Рекорда, то легко понять, что теперь оно стало намного интереснее и намного глубже, так как темы, которые были затронуты во время той программы, оказались очень серьезными. Многие на сайте писали предположения, что на второй день «Перцы» уже просто будут издавать какие-либо звуки лишь для того, чтобы что-то звучало в эфире. А вышло наоборот - многие гости выглядели на третий день более уставшими, чем Перцы. Интерес слушателей вообще был очень высок. Никто не скрывает, что идея была и в том, чтобы увеличить аудиторию: только на сайте присутствовало больше 600 тысяч человек, постоянно смотревших видеотрансляцию. И я не встречал еще человека, который об этом либо не слышал, либо не читал, либо не слушал само шоу.
Как вообще было организовано шоу, идущее на рекорд?
По правилам установления данного рекорда, любой гость, который пришел в эфир, должен был не более минуты. Нужно было вовремя его прервать, задать вопрос и вместе с ведущими обсудить ту или иную тему. В том-то и суть, что это командное радиошоу. До этого подобные достижения в мире устанавливались только ведущими-одиночками. Как правило, диджей просто сидел 48 часов и ставил в эфир песни. Мы же по регламенту могли ставить только 2 песни в час. То есть, примерно 90 % эфирного времени ребята находились в режиме монолога или общения. Кроме того, надо было все время говорить втроем. Так что это первый прецедент в мире. И это очень серьезное достижение, еще раз подтверждающее, что сегодня креатив решает все. Получилось, что не только прославились мы, но и прославили все радиовещание России на весь мир.
Почему же тогда никто до этого раньше не додумывался?
Все знают, что идеи витают в воздухе. «Русское Радио» осуществило идею, которую мог реализовать каждый. У нас незамыленный глаз, а западный опыт радиобизнеса только открывает новые возможности. Но у нас люди порой боятся этих новых возможностей в силу некой закостенелости.
Точно так же «Русское Радио» в 90-е поразило всех резким стартом, ведь такой формат «National Hit Radio» нигде не был столь успешным, почему же у нас он стал настолько популярным?
Дело в том, что люди у нас очень душевные. Для них, конечно, мелодия очень важна, но также немаловажен и текст – то, о чем с ними говорят. И говорят, желательно, на родном русском языке. Западный радиобизнес - и европейский, и американский - строился по иной системе. Представить себе во Франции успешную радиостанцию, которая играет только французскую музыку, достаточно сложно, потому что там люди живут в центре Европы, огромное количество денег вкладывается в раскрутку западных проектов и приводит к тому, что идет постоянный поток музыкального материала из Америки и из Англии. В итоге нет смысла игнорировать эту музыку - зачем себя обкрадывать.
Россия же идет своим неповторимым путем, и я этому очень рад. Тренды у нас меняются достаточно часто, и я бы не стал говорить о том, что, например, формат «шансона» является постоянным трендом. Просто россиянам всегда нравилась душевная, мелодичная музыка, и им никогда не было безразлично, о чем поется в песне. И именно поэтому формат «Русского Радио» столь успешен на протяжении долгого времени.
Но за счет чего так долго держится лидерство, а во многих городах получается даже монополия этого формата?
Мне кажется, слово формат вообще очень сложно отнести ко многим радиостанциям в нашей стране, и в особенности к «Русскому Радио». Про наш формат можно сказать просто, что это песни, которые исполняются на русском языке, то есть русскоязычная музыка. А для слова формат это все-таки слишком широкие рамки. Но у нас удивительная аудитория: люди готовы слушать и очень веселую, поверхностную музыку, и сложную лиричную историю. Человек может одновременно наслаждаться творчеством «Земфиры», и творчеством группы «Ласковый май». Поэтому западным менеджерам очень сложно понять, как такое бывает. У них все очень строго поделено на четкие градации, а в России с этим сложнее работать, но и интереснее.
В 90-х иностранцы и были у истоков русского радиобизнеса, с какими трудностями им пришлось столкнуться?
Одна из основных проблем экспатов, которые приезжали и приезжают, заключается в том, что они не могут проникнуться нашим менталитетом. Российского слушателя очень сложно понять нероссийскому менеджеру. Хороший иностранный менеджер может привезти сюда какую-то уникальную систему продаж и предложить ее для реализации на нашем рынке, или построение клок-листа, которое опробовано, например, в Нью-Джерси, и там доказало свою эффективность. Но, к сожалению, к российской публике с западным продуктом подойти не удается. Доказательством этого является не очень успешный результат многих радиостанций, построенных иностранными менеджерами и основанных целиком и полностью на кальке успешных западных форматов.
Но сколь много пришло в радиобизнес к нам с запада, столь много и «велосипедов» изобретено за эти годы у нас. Я даже не удивлюсь, если в ближайшее время российские менеджеры поедут учить своих западных коллег. Потому что очень много инноваций и каких-то интересных ходов были придуманы именно здесь. Радиобизнес в России, конечно, гораздо моложе, чем на Западе, и отчасти это наш недостаток, но в этом есть и наше большое преимущество.
И то, что в России этот русскоязычный музыкальный формат доказал свою жизнеспособность, во многом обусловлено не только успехом менеджмента «Русского Радио», но и успехом нашего шоу-бизнеса и эстрады. Мало такой формат запустить - нужно еще, чтобы был достойный материал - ведь аудиторию обмануть невозможно. Если ей подсунуть некачественный продукт, то она в сегодняшних конкурентных условиях найдет себе что-нибудь более приятное для прослушивания. Но то, что ежедневно в эфире появляются какие-то новые интересные вещи, говорит о том, что российская эстрада по-прежнему жива и развивается.
К тому же постоянно добавляются и новые ранее неформатные музыканты, почему в эфире появляется рок, рэп и R&B?
На «Русском Радио» вообще могут звучать песни любого жанра. Если говорить о «Русском Радио» в целом, то русскоязычная популярная современная музыка - это ядро. Но есть самые разнообразные ответвления: это может быть рок-музыка, могут появляться представители так называемого «лиричного романса», то есть шансона, это может быть R&B, танцевальная клубная музыка. Если вещи популярны и мелодичны, то их нельзя игнорировать. Просто требования к таким трекам повышенные - это должны быть лучшие представители тех или иных жанров. И только в этом случае, они могут восприниматься очень широкой аудиторией.
А критерии в плане лексики и нецензурных выражений?
Бывает всякое, иногда мы даже обращаемся к авторам с просьбой откорректировать песню, потому что уважаем свою аудиторию. И если текст или отдельное слово может оскорбить чьи-то чувства, то мы, конечно, не можем поставить такой трек, какой бы хитовой песня ни была. Мы лидирующая русскоязычная станция в стране, и поэтому должны соответствовать нормам культуры. То есть, не можем себе позволить опуститься ниже планки, стараемся говорить на хорошем русском языке и предъявляем соответствующие требования к песням, которые звучат в эфире.
Какие требования предъявляются к эфиру вообще, существуют ли жесткие day-partы и насколько сильно, например, отличается плейлист «Русского Радио» выходного дня от будничного?
Особенность в том, что «Русское Радио» - это радио, которое является достаточно целостным организмом, и мы не делаем какой-то специальной скидки на то, утро это или вечер. Да, утром вы услышите больше динамичных композиций, вечером - медленных. Но суть в том, что человек, который настроится на «Русское Радио», будь это раннее утро субботы или поздняя ночь среды, услышит то, что он ожидает услышать на «Русском Радио». Он обязательно услышит интересную новинку, золотые хиты 90-х, конца 80-х, современную музыку начала и середины 2000х. То есть, возвращаясь к кулинарным сравнениям, это будет некий шведский, а точнее – русский стол, за которым будет приятно сидеть.
То есть в основе формата – именно позитивная русская музыка?
Можно и так сказать, несмотря на то, что русскоязычная эстрада тяготит к лирике, к этакой тягучести, нам удается сохранить ритм нашего эфира. В этом помогают позитивные быстрые композиции. Кроме того, есть и межпрограммное наполнение, и шутки в исполнении Вадима Галыгина, и специальные программы, и диджеи, которые появляются и стараются настроить слушателя на хорошее настроение. Недаром наш слоган - «Все будет хорошо!».
Джинглы в исполнении раньше Фоменко, теперь Галыгина - знакомы всем, насколько важную играет такое эфирное оформление?
Шутки, которые появляются после каждого рекламного блока на «Русском Радио», действительно, стали одной из многих визитных карточек нашей станции. Юмор - вещь прогрессивная, то есть то, над чем смеялись два года назад, сегодня уже не смешно. Эта часть контента регулярно обновляется, что позволяет нам быть остроумными и злободневными. Фразы, как правило, расходятся быстро и потом долго передаются из уст в уста.
Юмору теперь посвящают и целые станции, так же как и политике и деловому миру. Даже интерес к марафону «Перцев» лишнее доказательство, того, что пока музыкальные станции продолжают искать новые ниши, разговорные форматы набирают обороты. Какой ваш прогноз относительно этой тенденции?
Я не уверен, что разговорный формат будет выходить на первый план, потому что радио на данный момент это, прежде всего, способ развлечься, отдохнуть, разгрузить свой уставший после работы мозг, или, наоборот, настроиться на хороший рабочий день. А этого не могут дать плохие новости, которые по закону жанра лежат в основе любого успешного разговорного формата в нашей стране. Людям все же хочется легкой позитивной информации. Так же как и мелодичной, доброй музыки. Этого не хватает, и это одна из тех немногих отдушин, которые помогают забыть о бытовой неустроенности.
К тому же, любая разговорная станция, в первую очередь, держится на персоналиях. Для того чтобы привлечь внимание аудитории, мало иметь какой-то раскрученный бренд. Доказательство тому - неудачные попытки достаточно успешных печатных изданий запустить свое радио-«альтер эго». В эфире должны присутствовать очень интересные люди, которых будут внимательно слушать, и которые будут иметь свою точку зрения. Таких людей, к сожалению, крайне мало. Я думаю, что их будет становиться все больше и больше, но это приведет скорее к некому цифровому вещанию и платным цифровым каналам, где люди будут настраиваться на конкретных персоналий. Так будет, когда у нас появится свой Говард Стерн.
Но уже сейчас подобный канал может сделать в Интернете любой радио ведущий, с рекламой, интерактивом, и стать вполне самодостаточным?
Интернет - это вообще уникальная история. Да, сейчас каждый человек может сидя за своим компьютером сделать радиостанцию и выйти в эфир – вопрос, насколько это будет интересно другим. Сейчас есть масса возможностей донести мысль до широкой аудитории. Это же может быть и Твиттер, и Фейсбук, и ЖЖ - самореализоваться может фактически любой человек. Но люди по-прежнему предпочитают настраиваться на «Русское Радио», возможно, потому что именно это сочетание музыки и программ остается для них наиболее комфортным и интересным.
Виктория Некрасова, г. Москва
Статья опубликована в журнале "МедиаПрофи"
Каждый день в 9 утра по Москве на "Радиопортале" публикуется очередная статья, претендующая на звание "Лучшая публикация о радио 2010-2011". Читайте, комментируйте!
Уже опубликованы:
Школьное радио: эфир от звонка до звонка. Екатерина Градобоева, г. Екатеринбург
Радио без рекламы. Дарья Данилова, г. Москва
С ними нам по пути! Юрий Коренько, г. Белгород