Статья - участник конкурса «Лучшая публикация о радио» в номинации «Радио как наука»
Говоря о современном радиовещании, можно обозначить одну из актуальных проблем: это самоопределение радиостанции в меняющихся условиях медиарынка. Способом ее решения может стать ребрендинг, то есть изменение позиционирования и целостной идеологии бренда, которое влечет за собой пересмотр концепции вещания и целевой аудитории. Ребрендинг позволяет компании выйти на новый уровень развития, привлечь внимание новых клиентов и увеличить лояльность существующих.
Процесс ребрендинга можно наблюдать на примере радиостанции «Маяк»: обновленный формат - «информационно-музыкальный с элементами ток-шоу» - ориентирован на аудиторию 25-45 лет (активных потребителей товаров и услуг, предлагаемых рекламодателями). Можно выделить две причины ребрендинга: привлечение рекламодателей и необходимость адаптации государственного радиовещания к образу жизни современного слушателя.
Смена формата и целевой аудитории влечет за собой смену типа ведущего. В 2007 году в эфир «серьезного» радио приходят молодые, дерзкие, яркие журналисты. Ведущий «Маяка» чуть умнее, чуть образованнее, чуть информированнее основной массы слушателей. Это остроумный и при этом добрый человек, который старается сделать интересной беседу на любую важную тему, говорит со слушателями на легком, доступном языке. Его образу присущ тип сознания человека информационного общества, который должен оперативно принимать решения, ориентируясь в потоке ежесекундно обрушивающейся на него новой информации. Так, ведущий вместе со слушателями ищет ответы на злободневные вопросы, удивляется своим открытиям, пытается осмыслить новые знания.
Большую часть сетки вещания «Маяка» занимают радиоканалы. Это передача, включающая в себя систему программ, объединенных тематической, структурной общностью, аудиторной направленностью и принципами вещания. В этой форме организации эфира разные структурные элементы - беседа с гостем студии на заданную тему, информационные выпуски, музыкальные блоки и элементы оформления эфира, - объединены личностью ведущего, а точнее, «дуэта» ведущих. «Парное» ведение радиопрограммы - ноу-хау радио «Маяк». Пары отличаются друг от друга и манерой ведения эфира и мировоззрением, каждая из них - уникальный дуэт.
Антон Комолов и Ольга Шелест - ведущие анализируемой в данном исследовании программы - в одном из интервью отметили, что журналистские роли распределяются между ними «на паритетных началах; ... нет лидера и "второй скрипки". Все зависит от ситуации», и стилистику программы задает специфика работы для людей «своего поколения». Так или иначе, для каждого ведущего формируется определенная социальная роль, которая задает соответствующий тип ролевого поведения (то есть поведения в соответствии с задачами роли и ожиданиями аудитории).
Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Она определяется социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений и ожиданиями окружающих (аудитории).
Можно выделить два основных показателя социального статуса ведущего радиоканала: это профессионализм и актуальность создаваемого информационного продукта. Ведущий объединяет все элементы программы своей личностью и становится посредником между информацией и аудиторией. Показателем профессионализма ведущего радиоканала является умение связать воедино разножанровый материал, представить его как некую внутреннюю целостность, увидеть в тексте скрытые возможности, которые рождали бы новую мысль. В числе функций ведущего «многопрофильной» информационно-музыкальной выделяют информирование, непосредственное общение со слушателями и с гостями студии, просвещение, анализ текущих событий. Аудитория ждет от ведущего содержательного разговора и уважительного отношения к участникам прямого эфира. Особое место среди востребованных качеств интервьера-«беседчика» занимает умение располагать к себе собеседника, быть хорошим рассказчиком, создавать дистанцию доверия, говорить «о жизни» свободно и непринужденно.
В беседе с гостем студии распределение ролей проявляется в вопросах разных видов, которые задают ведущие гостю. Со стороны О. Шелест это прямые информационные вопросы, погружающие слушателя в тему разговора, такие как: «Что это такое?», «Кто эти люди?». А. Комолов задает больше уточняющих вопросов, начинающихся со слов «я так понимаю...», «то есть...», контрольных фраз: «Да, совершенно правильно»; зачастую демонстрирует свою осведомленность в теме: «Я читал статью...», «Я слышал...». Стиль ведения А. Комолова отличается большей логичностью, ироничностью и легким цинизмом, взвешенностью фраз и выводов, склонностью к обобщениям. Поведение О. Шелест отличается эмоциональностью. Ведущая не стесняется смеяться от души, удивляться интересным новостям, вставлять ироничные комментарии.
В процессе беседы ведущие встают на сторону аудитории: разъясняют непонятные термины, образные обороты речи, которые использует собеседник. Так, в одной из программ фразу «Можно не ходить по минному полю, по которому до тебя ходили» Комолов, почти перебивая гостя, разъясняет в форме контрольного вопроса: «Не столько научить, сколько удержать от ошибок?». Кроме того, ведущий задает гостю провокационные вопросы, которые присылают слушатели, тем самым не только подчеркивая актуальность и остроту беседы, но и поддерживая интерактивную связь.
Ведущие, как правило, демонстрируют подготовленность к эфиру и хорошее владение темой разговора. Однако ситуация меняется, если перед ними эксперт в своей области, будь то кинокритика или нейролингвистическое программирование. В этом случае ведущие уступают ему свое место, ограничиваясь лишь знаками «внимательного слушания» («угу») и просьбами уточнить непонятные места. Таким образом, ведущий становится на позицию слушателя. Встречается и другая ситуация, в которой также происходит синтез функций слушателя и ведущего. Пока один из журналистов ведет беседу, другой слушает этот разговор вместе с аудиторией. Это способствует включению слушателей программы в интерактивное пространство. Чтобы привлечь внимание аудитории, ведущие, наряду с участниками интерактива, нередко делятся своим жизненным опытом. Так, А. Комолов, прочитав присланные сообщения на тему НЛП, вспоминает забавный случай из детства: «А у меня была история с манипулированием: если съешь печенку, то вырастешь».
Дисфункциональным моментом может показаться недостаток такта у ведущего. Зачастую он перебивает гостя или радиослушателя, переходя к следующему структурному блоку радиоканала или к новому аспекту темы. Однако такое поведение продиктовано необходимостью контролировать отведенное для общения время и поддерживать темп программы в целом.
Для прямого эфира нередка ситуация, когда выступление слушателя по телефону не укладывается в рамки темы. В таком случае ведущим удается развить ее, найти новый поворот. Так, в программе, посвященной нейролингвистическому программированию, слушатель высказался на тему распродаж в крупных магазинах как маркетингового хода. А. Комолов перевел эту проблему в более близкий заданной теме аспект и рассказал о том, какое психологическое влияние оказывает определенная обстановка в магазине на выбор покупателя. Таким образом, был удовлетворен интерес слушателя и продолжена тема прямого эфира.
В общении ведущих друг с другом прослеживаются некоторые особенности гендерных ролей. Так, в ходе рассуждений на тему «мнимых» скидок в студии разгорелся настоящий спор о том, следят ли люди за изменением цен. А. Комолов, придерживаясь отрицательной точки зрения на этот счет, принимает мнение О. Шелест, аргументируя его: «Да, ты же женщина».
Как бы ни были расставлены акценты в той или иной программе, образы ведущих, всегда различные и зримые, образуют гармоничный творческий дуэт. Он оставляет впечатление о ведущем-собеседнике как об энергичном, интеллектуальном человеке с чувством юмора, которому удается избежать как снобизма, так и привычки стоять перед героем на цыпочках. Личность журналиста становится стержнем радиоканала: ведущий анонсирует очередной блок новостей, связывает отрывки беседы, вовлекает слушателя в интерактивное пространство.
Нина Тельцова,
Томский государственный университет,
научный руководитель – ст. преп. Е.В. Халина
Опубликовано:
Актуальные проблемы журналистики: сборник трудов молодых ученых. Вып. IV / Под ред. П.П. Каминского. - Томск: УПК «Журналистика», 2009. - С. 238-241.