В одном из маленьких московских кафе мы встретились с Вольфгангом Баке, директором Медиа-Академии, уполномоченным представителем Парламента и Федерального правительства Германии, преподавателем факультета медиа-коммуникаций Университета Миттвайда. Специалист по журналистской этике больше часа объяснял нам политику и тактику западных СМИ, рассуждал о судьбе радиовещания, говорил о необходимости тонко слышать аудиторию.
Дмитрий Росс: Специалисты западных СМИ очень часто упрекают российских журналистов в предвзятости. Но если понаблюдать за тем, как иностранцы освещают те или иные события, можно подумать, что им самим очень далеко до объективности. Не будем ходить далеко за примерами. На западе постоянно звучат нелестные отзывы о деятельности и личности Владимира Путина. В то же время о новом президенте США слышна только похвала и даже нескрываемая лесть. Что происходит?
Вольфганг Баке: Объективность субъективна настолько, насколько ее ограничивают формат определенного СМИ, целевая аудитория, рекламодатели и даже менталитет редакторского состава, который по-своему понимает поставленную перед ним задачу. Вспомните 2000-й год, когда в России появился новый президент, Владимир Путин. Вспомните, как все западные СМИ носили его на руках, называли спасителем русской демократии, реформатором.
Со временем, прошло ведь уже больше девяти лет, меняется не только человек, но и общество, меняется руководство СМИ. Меняется отношение к событию, продукту, трагедии или достижению. Неизменным остается только одно - потребительская жажда общества. "Хлеба и зрелищ!" С регулярной периодичностью общество ждет зрелищ. Обществу нужна эйфория, свежая порция адреналина. Говоря «общество», мы, безусловно, подразумеваем современных потребителей информации, слушателей, зрителей, читателей.
Выдвижение в президенты не похожего на своих предшественников Обамы и последующая победа на президентских выборах, естественно, были необходимы обществу. Если бы не было Обамы, общество выбрало бы себе другого героя. Обаме поют хвалу, называют великим реформатором, источником перемен, спасителем демократии и - в сегодняшнем контексте - спасителем всемирной экономики.
Внимательный слушатель заметит, что обещания, данные Обамой, те перемены, которые крупными буквами больших слов неслись в эфире и со страниц прессы, может быть, красивы и необходимы, но - будем честными! - нереальны. То, что Обама обещал во время своей предвыборной кампании, за четыре или даже восемьлет ни один человек не сможет реализовать.
Обществу нужна была эйфория - общество ее получило. Не без помощи СМИ, для которых, как мы знаем, любое зрелище имеет выражение в "хлебе". Давайте подождем три года, встретимся еще раз и посмотрим тогда, как, спустя эти три года, СМИ заговорят об Обаме. Практика показывает, что любая "Осанна!" заканчивается "Распни его!"
Дмитрий Росс: Любой журналист, если он не фрилансер, - не только представитель определенного СМИ, но в первую очередь человек. Будучи личностью образованной, интеллигентной, журналист не может не задумываться об этике, этических качествах и нормах. Кроме того, у журналиста, профессионала, работающего с людьми, есть и кодекс журналистской этики. Очень часто этические нормы журналиста противоречат ожиданиям со стороны руководства того СМИ, которое он представляет.
Вольфганг Баке: Не буду петь дифирамбы честным, отважным, правдивым журналистам. Их мало. Но они есть. Сильные люди с искренним отношением к профессии и результату своей работы. В кодексе журналистской этики, который часто сравнивают с врачебной клятвой Гиппократа и тайной исповеди священников, в каждом пункте между строк читается "не навреди".
Вы читали кодекс журналиста? "Журналист соблюдает законы своей страны", "журналист распространяет только достоверную информацию", "журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам", "журналист не искажает факты", "журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность", "журналист сохраняет профессиональную тайну", "журналист обязан уважать", "журналист не провоцирует насилие", "журналист уважает честь и достоинство людей". Если Вы знаете таких журналистов - учитесь у них!
Профессиональный журналист, если он, конечно, не секретарь-машинистка своего руководства, сделает все возможное, чтобы не только его личные этические нормы не пострадали, но чтобы ни один из этих пунктов, которые не напрасно внесены в кодекс, не был нарушен.
Если Ваше руководство непреклонно требует от Вас нарушения этики журналиста, то у Вас, очевидно, есть, должен быть выбор: либо вещать, руководствуясь требованиями Вашего руководства, либо уйти и вещать в другом месте.
Говорят, что деньги правят миром. Миром СМИ деньги правили всегда. Если вы сейчас задумались об этике, задумайтесь и о приоритетах. С самим собой можно быть честным: что вам важнее - гонорары или репутация? Если репутация, то не разменивайтесь по мелочам. Никогда не поздно начать строить свою карьеру в соответствии с вашими этическими нормами. Грош цена тому руководству, которое требует от своих подчиненных лжи, предательства, ненависти.
Дмитрий Росс: Вспоминая недавнюю трагедию в Южной Осетии и сопоставляя информацию немецких СМИ с информацией, получаемой от СМИ американских и британских, складывается ощущение, что американцы и британцы о чем-то недоговаривают. Редкий российский политик был замечен в американских и британских эфирах. Однако немецкие СМИ использовали любую возможность предоставить слово России. Есть ли этому объяснение?
Вольфганг Баке: В Германии, впрочем, как и в любой другой стране, есть как хорошее, чем можно гордиться, так и плохое, над чем надо работать или от чего стоит избавляться. От Америки и Великобритании, если уж говорить об этих странах, Германию отличает менталитет, традиции, культура, история. Причем история, как мне кажется, играет далеко не последнюю роль в формировании немецкой национальной идентификации, культуры и традиций.
История может быть поводом для особой гордости немцев, история же может стать и горькой ложкой дегтя в бочке немецкого пива. У Германии был Гитлер. Германия пережила нацизм, фашизм, антисемитизм, коммунизм. Все это, конечно, в прошлом. И время хоть и меняет отношение международного сообщества к Германии и немцам, но не так быстро и не так радикально, как того хотелось бы самим немцам. До сих пор немецкие туристы сталкиваются с тем, что за границами Германии их то и дело называют то "фашистами", то "фрицами", то просто встречают шутками "гитлер-капут". Россиянам это должно быть особенно понятно. Мы же с вами знаем, что не все немцы во время правления Гитлера были нацистами. Так же, как и не все жители СССР были коммунистами.
История, оказывается, влияет и на профессиональное поведение немецких журналистов, если речь заходит о конфликтах, трагедиях и тем более России. Это одна из причин, почему немецкие СМИ очень осторожно и, как оказалось, тактично информировали своих слушателей, зрителей и читателей о конфликте в Южной Осетии. Наученные горьким опытом истории, немцы вряд ли станут оголтело обвинять одну сторону, не выслушав другую. Навязывание одной позиции, внушение одного мнения нельзя назвать характерным для Германии. Известен результат, когда в Германии глушились инакомыслящие радиостанции, блокировались эфиры альтернативных телестудий, ликвидировались редакции либеральных газет. Поэтому и немецкие СМИ ведут себя иначе, чем все остальные СМИ за пределами Германии. Немцы не хотят повторения нацизма.
Дмитрий Росс: Не только немцы хотели бы, чтобы какая-то часть истории перестала влиять на отношение общества к представителям той или иной нации. Прошлое, несомненно, не стоит забывать, но следует учиться делать выводы, чтобы не повторить ошибки. Плохое не забывается. Забывается хорошее. В ряду того хорошего, которое сегодня так или иначе оказывается в стороне, - радио. Радиовещание в прошлом было ключевым источником информации, мощным конкурентом, как тогда говорили, «вымирающего» племени печатных журналистов. Однако сегодня радиостанциям приходится почти смириться с тем, что их не слушают, что люди предпочитают телевидение и все те же газеты, которые до сих пор так и не вымерли. Есть ли будущее у радио?
Вольфганг Баке: По одной из теорий, развитие человека и человечества происходит по спирали. Причем каждый последующий виток этой спирали черпает из прошлого что-то, что будет нестись дальше. Соломон в свое время сказал, что под солнцем нет ничего нового, а все новое – это хорошо забытое старое. У радио, как, впрочем, и у газет, будущее есть настолько светлое и настолько революционное, насколько, во-первых, оно, радио, будет, как говорят, "забыто", и во-вторых, насколько у радиожурналистов хватит смелости и терпения. Смелости - для того, чтобы искать новые пути в развитии. А терпения - чтобы не опускать руки, когда вдруг окажется, что телевизионщикам или газетчикам живется лучше.
Не давая прогнозов, но оценивая складывающуюся ситуацию с радио, уже сегодня можно заметить, что радио, не конкретная радиостанция, а радиовещание в целом, развивается в зависимости от географического, климатического, экономического влияния той местности, на территории которой идет вещание. Локальные, а не федеральные радиостанции пользуются все большей и большей популярностью. Именно локальное вещание, ориентированное на конкретного слушателя, даст слушателю ту информацию, которая ему нужна. Зачем жителю Берлина сводка погоды из Шри-Ланки, если он не собирается туда в ближайшее время? Зачем жителю Твери информация о состоянии биржи в Токио, если он не имеет никакого отношения к бирже, да и понятия не имеет о том, что такое акция?
У регионального радиовещателя больше возможностей понять своего слушателя и рассказать ему обо всем на его же языке так, что тот не только не позволит "своему" радио умереть, но и расскажет о нем всем своим товарищам. Ничего нового в этой "эврике" нет. Каждый радийщик это знает. Но почему-то глобализация не дает покоя радиожурналистам, обеспокоенным вымиранием радио.
Дмитрий Росс: Как звучит сегодняшнее немецкое радио?
Вольфганг Баке: В Германии много радиостанций, на разную целевую аудиторию. Есть такие станции, для молодежи, на которых музыка - главная информация. Есть, однако, и другие станции, которые дают только комментарии, аналитику, новостную информацию. Обобщать нельзя. Информационная насыщенность таких аналитических вещателей обширна и разнообразна. От актуальных новостей - до сообщений о культурных мероприятиях. О культуре, театральной критике, событиях в классической музыкальной среде говорят, разумеется, реже. Это и понятно. В связи с финансовым и экономическим кризисом многие радиостанции своевременно переквалифицировались из культурных в финансисты. Информация о финансовом крахе идет фоном на всех радиостанциях не только в Германии, но пожалуй, повсюду. Как бы сильно слушатель не интересовался кризисом, у музыкальных радиостанций рейтинг выше, квота включений больше. Впрочем, с музыкой тоже ситуация противоречивая.
Германия, конечно, не такая большая страна, как Россия или Америка, но и в Германии разные виды национальной, народной музыки, предпочтение которой отдадут те или другие группы слушателей. В той части Германии, которая раньше называлась Восточной Германией, и сегодня слушатели выберут ту радиостанцию, которая дает в эфир фольклор. В бывшей Западной Германии, однако, слушатель выберет что-нибудь современное.
Популярно высказывание Черчилля, который заявил, что журналистика - это четвертая власть. Причем, без различий на телевидение, радио и печать. У радио, как большой и значительной части СМИ, эта власть есть. Влияние, оказываемое радиовещанием, бесспорно и безусловно. Поэтому очень важно то, какая информация становится орудием радийщиков. Призывают ли они к социальной активности или затыкают уши слушателей новым хип-хопом? Нас не слушают не потому, что людям со временем надоело радио, а потому что ритм, который мы задаем, не тот.
Социальная информация, к счастью, тоже попадает на радио, если анализировать немецкое радиовещание. Но ее доля незначительна. Естественно, что опять же в связи с кризисом увеличилась доля социальной информации о растущем числе безработных. Причем преподносится это как всемирный потоп с заголовками в огненных языках. Но вот информация о том, что какая-то некоммерческая организация приступила к реализации проекта помощи этим безработным, - об этом редко услышишь. Сегодня вряд ли кто усомнится в том, что социальная составляющая любого информационного пространства становится все более значимой.
Продвижение гуманитарных проектов в СМИ - дело трудоемкое. Эффективно разместить информацию о каком-то социальном проекте можно только тогда, когда есть уверенность в том, что не только слушатель, но и сотрудники радиостанции почувствуют собственную причастность к проекту. Эмоциональное участие в любом случае сыграет важную роль. Опять же региональное вещание будет услышано лучше, если данный социальный проект ведется именно в этом регионе. Успех гарантирован! Сопричастность вещателя и региональная идентификация слушателя. Музыка, классическая или современная, - это хорошо. Но не стоит забывать и о праве слушателя на звучание слова в эфире. "Не хлебом единым жив человек, но и словом".
Наша справка
Вольфганг Баке, 58 лет, директор Медиа-Академии и уполномоченный представитель Парламента Германии и Федерального правительства Германии. С 1999 года был действующим советником по вопросам СМИ при кабинете Гельмута Коля, бундесканцлера от ХДС. Долгое время работал на центральных радио- и телестанциях, таких как ARD и NDR. Во время журналистской деятельности уделял особое внимание вопросам этики в информационной среде. Сегодня Баке преподает на факультете медиа-коммуникаций Университета Миттвайда (Германия) и периодически посещает с лекциями факультет журналистики МГИМО.
Дмитрий Росс
Бюро социальной публицистики
Иллюстрация с сайта Deutschland.fm