Если кто-то мне скажет, что у радио нет будущего и что радио вымирает, я знаю, каким будет мой ответ: выживает сильнейший. Когда все трусы, слабаки и лентяи уходят, остается только самый талантливый, предусмотрительный, твердый. Замечу, что найти сильных и талантливых для радио - задача непростая. Еще более сложная задача - удержать их. Не оттолкнуть.
С одним из ловцов будущих радиоталантов мне пришлось общаться без предисловий и долгих подводок. Он знает, как делается радио там, в Америке, я знаю, что творится с радио у нас, в России. Даг Митчел, мой коллега, поделившийся со мной радостью открытия нового поколения радиоталантов, долгое время работал редактором на американском Национальном Общественном Радио. Человек он образованный, любит учиться, копит опыт, передает знания. "Любишь кататься, люби и с другими возиться! - говорил он, подливая молоко в кофе. - Хочешь остаться в живых - научи других выживать".
Наблюдая изнутри переполох вокруг кажущегося вымирания радио, он решил не сидеть сложа руки, но доказать, что талант и сила не позволят допустить это вымирание. "Будущее радиопоколение", его детище, - учебная программа для молодежи, у которой есть и желание и необходимые качества для радийной журналистики.
Ноу-хау воспитания будущего радиопоколения просто: работа на радио. Причем, один на один, учитель - ученик. Не имея больших денег, но собрав вокруг идеи возрождения радио таких же радийщиков-непосед, мой первооткрыватель... не знал, с чего начать. Поэтому сначала хаотично, а позже настойчиво и методично он усаживал за телефон и компьютер своих друзей, чтобы те помогли ему понять, как же можно научиться работать на радио.
Оказалось, что правильно поставленная задача дает не один ответ, а, порой, два или даже три. Неизвестных оказалось две. Первая - как обучить молодежь радиоремеслу. Вторая - как сделать это за неделю.
Когда задача ясна, цель поставлена, и добровольцы заняты исследованием, приходят те, кто, называя себя реалистами, начинают вставлять палки в колеса: "Неужели вы не видите и не понимаете нерейтинговое положение радио? Ну, зачем же вы обнадеживаете молодежь, втягивая их в такое неприбыльное мероприятие? Да и как вообще вы посмели замахнуться на непорочную святыню самого таинственного из всех СМИ?"
Честно говоря, организаторы проекта и сами не знали, получится у них или нет. Станут ли их ученики будущими передовыми радийщиками и репортерами или нет. Ясно было одно: пить шампанское за успех свой и своих учеников хотелось уже тогда, когда только появилась идея. А значит - надо рисковать.
"Была не была!" - отмахивались организаторы и искали первую группу учеников. Нашли. Кто-то предложил: пусть первую неделю ученики ходят за нами по пятам, а вторую неделю - мы за ними. Но по каким таким пятам и куда должны были ходить ученики, никто не знал. Все были перегружены работой, работая не столько от и до и даже не за зарплату, а только чтобы завоевать хотя бы еще одну позицию в рейтинге, еще одного слушателя. По пятам не получилось. Учеников сразу выбросили в открытое эфирное море.
Их первое 90-минутное шоу должно было пойти в эфир через две недели после того, как они впервые в жизни ступили в радийное закулисье и познакомились с самыми невидимыми сотрудниками радиостанции - звукоинженерами. У детей восторг и эйфория, а их уже на верную смерть готовят - в эфир. Помогали все. Сначала, конечно, не придавая этому значения, посылали их в направлении неизвестных им названий помещений и оборудования. В поисках того, куда и за чем их послали, будущие звезды радиобизнеса летали с широко раскрытыми глазами и в полушоковом состоянии. Как все-таки получилось найти темы, записать, вырезать, наложить и смонтировать - никто уже не может вспомнить. Но и забыть не могут.
90 минут эфира - конечно, очень много для одного шоу. Но страх перед эфиром (получится - не получится) вполне компенсировался энтузиазмом и огромным желанием учеников что-то сделать самостоятельно, услышать себя в эфире, обзвонить всех родственников, друзей и знакомых и усадить их перед радиоприемниками. Слушайте! Это сделал я! Разве не
стоит это того?
Молодежи дали шанс, пустили на радио, и они это радио, для кого-то вымирающее, полюбили. Оказывается, с неопытными радиоталантами за две недели можно сделать шоу. Дать бы им только возможность!
Уважаемые господа философы от радио, встаньте! Посмотрите вокруг - хотя бы на студентов. Возьмите их, пока они еще не успели купить диплом! Когда будет диплом на руках, тогда многие из них не только на радио, но даже и в газету не сгодятся. Помогите человеку раскрыть свой талант, пока он не остепенился и не одипломился. Послушайте, что сделали те неопытные, но талантливые радийщики. Они сделали радио и стали будущим радиопоколением.
Бывает, что те же люди, предвещающие вымирание радио, говорят еще и, что пора бы начать модернизацию на радио. Да, пора. Дальше слов они почему-то редко идут. Сидят и ждут. Когда же иссякнет волна? Радио все не умирает, а они все ждут.
Дмитрий Росс
Фото с сайта NPR