С развитием интернет-технологий перед радиовещателями встает актуальный вопрос: как правильно и грамотно использовать многочисленные интернет-сервисы, которые существуют в наше время, чтобы улучшить промоушн своей радиостанции, при этом ничем ей не навредить.
Недавно британский медиаэксперт Джеймс Кридланд на страницах своего блога рассуждал о некоторых мерах контроля, которые, по его мнению, должны соблюдать вещатели, создавая аккаунты на разных сервисах типа Facebook или Twitter. Кридланд настаивает, что необходимо быть уверенными в том, что работники радио должны использовать новые средства в правильном ключе, но ни в коем случае не злоупотреблять ими.
В частности, Кридланд предлагает свой «правильный» метод использования Твиттера, и пути, по которым должны развиваться дискуссии на эту тему на Би-Би-Си.
Лирическое отступление. В 90-х годах радио выглядело совсем по-другому. Интернет- поддержка вещания была минимальной, так что руководители радиостанции не должны были напоминать ведущим, чтобы те не зачитывали в эфире свои домашние адреса, адреса личной электронной почты или номера мобильных телефонов. И так было понятно, что единственный способ связаться с радиоведущим – это телефонный номер или е-мейл радиостанции. Ведущие даже не подозревали, что можно делать что-то ещё. Конечно, никому бы и в голову не пришло давать свой домашний адрес, потому что психов никто не отменял. Ведущие в эфире и в жизни были всё же разными людьми.
Но времена стремительно менялись. Некоторое время назад многие радиостанции начали позволять своим ведущим размывать границы между эфиром и внеэфиром с помощью огромного количества социальных интернет-сервисов, например, персональных адресов Твиттера, которые ведущие начали так усердно произносить в эфире. Всё это привело к тому, что, например, теперь типичная радиопередача состоит из того, что ведущий постоянно называет свое личное имя на Твиттере. Кридланд считает, что этот феномен набрал обороты не только в Британии.
Первый «пункт» этого феномена – Твиттер. Если ведущему разрешить регулярно пиарить свой аккаунт на Твиттере в прямом эфире, то тогда этот аккаунт станет частью этого эфира. И стоит потом ведущему сказать где-то в интернете что-то неподходящее, это непременно отнесется и к радиостанции, на которой он работает, потому что ведущий уже связал свой аккаунт на Твиттере со своей программой в эфире. Безвкусная шутка, расистская насмешка или клеветнический комментарий – и руководителю станции уже трудно отвечать за последствия, ведь теперь глупо утверждать, что он ничего не может поделать с этим, потому что ведущему уже позволили показать свой талант пиарить свою собственную персону в эфире. Получается, что редакторский контроль не распространяется больше на эфир.
Джеймс Кридланд: «И к чему мы приходим – вы сами «подписали» своего ведущего. Вы тратите деньги, продвигая его в прессе, на телевидении и, наконец, на своей собственной радиостанции. И кажется, вы вполне довольны тем, что разрешили своему ведущему иметь такие тесные отношения между ним и слушателем».
Спустя два года ваши ведущие могут преподнести сюрприз получше. Когда вы выводите из эфира ведущего, вы хотите быть уверены, что ваш ведущий не скажет слушателям, где он будет работать дальше. Но он в ответе за отношения между ним и аудиторией, а вы в этом разговоре больше не участвуете, он общается со слушателями напрямую. И что мы слышим от вашего работника? «Горячие новости: радиостанция А не была заинтересована в том, чтобы сохранить меня как ведущего, так что я рад вам сообщить, что с понедельника я работаю на радиостанции Б. Пожалуйста, присоединяйтесь ко мне там!» - неплохой маркетинг для радиостанции Б и очень плохой для вас, даже если ведущий не сказал ничего про вас нелицеприятного. Так что в интересах вещателя сохранить взаимоотношения с ведущим.
Как же решать проблему персональных аккаунтов и промоушна радиостанции - совместимы ли эти вещи, могут ли они работать эффективно вместе? Кридланд утверждает, что вполне. «Создайте своим ведущим официальные аккаунты вашей радиостанции на Твиттере, и уверьтесь, что они пиарят именно вашу станцию. Даже если какой-нибудь Дейв Берри сделал себе аккаунт на Твиттере, то это непременно должно выглядеть как часть пиара станции, то есть Дейв Берри от вашей «Икс-FM». Убедитесь, что вы сохранили пароль, и что вы имеете возможность мониторить всё, о чем они говорят – так же, как вы мониторите эфир. Таким образом, когда вы расстаетесь с тем или иным ведущим, вы можете сообщить этот факт его последователям, и самое главное – вы обладаете полным контролем. Прямо как в эфире, не так ли?»
Не все читатели блога Кридланда согласились с таким решением проблемы, многие обвиняли автора в излишнем контроле персонального пространства работников радиостанции. Но Кридланд стоит на своем: «Я не сумасшедший, поэтому я не предлагаю, чтобы вы запретили своим ведущим иметь личные аккаунты на Твиттере, но все их аккаунты должны служить главному – пиару вашей радиостанции, то есть продвигать ваш официальный аккаунт, а не свой личный. Не разрешайте им рекламировать свой персональный аккаунт в эфире».
Лирическое отступление-2. Австралийская вещательная компания (Эй-Би-Си), по словам Кридланда, использует Твиттер лучше всех в мире. На их сайте даны четкие «рекомендации», как эффективно сплести новые возможности интернета со старыми возможностями радио. Эй-Би-Си начинает ненавязчиво, с объяснений, что же такое Твиттер: «Твиттер – это инструмент коммуникации, который предназначен для общения через смс или другие бесчисленные множества устройств в интернете. Сообщения ограничены длиной в 140 символов, но содержать они могут что угодно - от горячих новостей до разговоров о том, что было у вас на завтрак. Твиттер, как и множество технологий веб 2.0, представляет собой то, что пользователи сделают из него сами. Реальная сила этого социального медиа не в его возможности передавать информацию, а в участии пользователей».
Оппонент Кридланда журналист Адам Боуи пишет: «Я согласен, что Эй-Би-Си использует Твиттер просто прекрасно. Но я должен заметить, что люди там охотнее используют свои собственные имена, а не названия радиостанций для аккаунтов».
Зачем использовать Твиттер? Для Эй-Би-Си Твиттер – это ещё одна возможность общения с аудиторией и распространения информации о сервисах компании. Одно из достоинств Твиттера в том, что он невероятно мало весит и может быть использован на большом количестве платформ быстро и просто. Вы можете фильтровать контент Эй-Би-Си в зависимости от ваших интересов. С клиентом Твиттер на вашем компьютере или телефоне вам не нужно сохранять множество страниц интернета для доступа к информации. С Твиттером вы можете просто видеть, когда обновляются новости или появляется другая информация.
И вот ещё интересный пример. Журналист Крис Скаддан рассказывает о том, как они на практике проверяли возможности интернет-сервисов и целесообразность их использования в помощь промоушну вещания: «Недавно мы проводили небольшой опрос – мы попросили слушателей проголосовать за лучшую песню всех времен и народов, а затем подсчитали результаты. Не бог весть какой опрос, но он был направлен, как вы понимаете, не на то, чтобы узнать, какая же песня самая лучшая, а чтобы оценить потенциал Твиттера, Фейсбука и всего остального, ну и посмотреть на дискуссии на нашем собственном сайте. Онлайн-опрос, особенно на Твиттере, имел огромную аудиторию».
Итак, все используют Твиттер. Но в выигрыше остаются те, кто отлично понимает, для чего именно им нужен Твиттер – такие вещатели грамотно интегрируют его в развитие вещания и извлекают максимальную выгоду от взаимодействия Твиттера или других сервисов и радиовещания.
Маша Сапрыкина
Radioportal.ru