15 августа «Радио Шансон» будет отмечать свой день рождения. Корреспондент Radioportal.ru встретился с генеральным директором «Радио Шансон» Владимиром Масловым, чтобы выяснить, в чем заключается феномен шансона и как его можно превращать в успешный радиобизнес...
– Владимир Николаевич, прежде всего, позвольте поздравить вас с наступающим днем рождения станции. Дата у вас хоть и не круглая, но для радио солидная – 9 лет. Поэтому первый вопрос такой: какая мотивация была у вас и вашей команды 9 лет назад, когда Вы решили вывести на медиарынок новый формат – формат «чистого» российского шансона?
- Мотивация была проста. Высоцкий, Шуфутинский, Северный, Токарев и другие звезды шансона звучали 9 лет назад едва ли не из всех окон. Записи их песен передавались, как правило, «из рук в руки», на кассетах, а затем, появившись на Горбушке, стали очень успешно продаваться. И обнаружился парадокс: в то время как шансон становился поистине народным жанром, в России не было ни одной радиостанции, которая бы предлагала этот формат. Вот тогда мы и подумали: если мы рискнем вывести на рынок такую радиостанцию, она непременно «выстрелит» и будет пользоваться большой популярностью. Мы сделали это. И, как видите, не ошиблись.
- Насколько изменилось за эти годы «Радио Шансон» и изменилось ли оно вообще?
- Безусловно, изменилось и продолжает меняться! Ведь меняется сама жизнь и вместе с ней меняется и шансон. Он стал более мелодичным, в нем появилась тонкая лирика, глубина чувств. И наша станция полностью эти качественные изменения шансона в полной мере отражает в своем эфире. За эти 9 лет «Радио Шансон» открыл много новых имен, новых звезд шансона, которые теперь у всех на устах и которые звучат в нашем радиоэфире.
Что же касается нашей аудитории, то и она стала меняться: в последние годы к нам примкнули социально активные люди 30-40 лет, творческая интеллигенция и деловая элита. А объяснить это просто: просто шансон за эти 9 лет изменился, как изменилось и «Радио Шансон» и его перестали бояться слушать те, кто считает себя думающим человеком.
- Долгое время «Радио Шансон» предпочитало развиваться, что называется, «внутриутробно», совершенствуя свой эфир незаметно от «посторонних» глаз. Сегодня же, как выразился один из игроков медиа-рынка, «Радио Шансон» вышло, наконец, из тени». С чем это связано?
- Ну, положим, в тени наше радио никогда не пребывало. Оно развивалось по законам медиабизнеса и заявило о себе с первого же года своего основания. Если брать большие проекты, которые мы делаем вне радио, такие как музыкальная премия «Шансон года» в Государственном Кремлевском дворце или «Эх, разгуляй!» в СК «Олимпийский», их широкомасштабные рекламные кампании, то о какой «тени» вообще может идти речь? Мы же заявляем об этом на всю страну, включая многомиллионную столицу! Просто, честно работая на результат, мы никогда громко не кричали в СМИ об этом. Не кричим об этом и теперь. Нам всегда было важнее сделать хорошо свою работу: наш эфир, наши музыкальные проекты, выходящие за рамки эфира...
В 2006 году мы открыли еще и собственное форматное телевидение - телекомпанию «Шансон-ТВ» - которое пропагандирует и российский, и мировой шансон; мы стали заниматься продюсерской деятельностью; мы делаем в последнее время очень много новых промопроектов, которые поддерживают имидж нашего бренда. Возможно, поэтому наша деятельность стала в последнее время заметнее настолько, что кто-то из наших коллег по рынку образно сказал, что, мол «шансон вышел из тени»... Шансон ведь - не наркобарон, чтобы держаться в тени! (Смеется).
- Последние полгода «Радио Шансон» прочно удерживает в рейтингах лидерские позиции, входя в тройку самых популярных радиостанций FM-диапазона страны. С чем связан этот успех: с популярностью формата? С правильным программированием? С новыми программами? Или здесь есть что-то другое? Раскройте секрет.
- Я думаю, секрет надо искать в самом шансоне, в его растущей популярности. Я тоже много размышлял над этим его феноменом. И, слушая песни шансона, понял очень простую вещь: такой высокой степени искренности и душевности как в шансоне, нет ни в одном музыкальном стиле. Он заставляет людей думать, сопереживать, размышлять над очень важными аспектами человеческой жизни: о настоящей любви, о дружбе, о смысле жизни. Это ведь не синтетический жанр, не фонограммный (все песни в шансоне принято исполнять живьем — прим.авт.). И кем бы человек ни был: политическим деятелем, «белым воротничком», бизнесменом или обычным работягой – потребность в искренности чувств и поиске смысла жизни, обретении себя, свойственно каждому. А шансон как раз и предлагает людям весь этот эмоциональный спектр. И предлагает думать, размышлять, искать и находить честные ответы на самые важные вопросы жизни. Видимо, в этом и заложена сила шансона и его популярность. В этом же самом заложен секрет успеха и нашей станции - «Радио Шансон». Мы просто не врем. Ни в словах, ни в чувствах, ни в песнях. И за это люди нас любят.
- Как вы прокомментируете новую рекламную кампанию ваших конкурентов из РМГ?
- Вы имеете в виду эти «забористые» наклейки «Добрых Песен»? «Шансон без тюрьмы»?
- Именно...
- Мы считаем это очень некорректным ходом со стороны РМГ. Там используется наш фирменный стиль, наш бренд. С точки зрения российского законодательства, это говорит о недобросовестности рекламы и нанесении ущерба нашей деловой репутации. А с точки зрения человеческой морали это говорит о неэтичности ведения бизнеса. Этот вопрос изучается нашей юридической службой.
- На вашей визитной карточке значится: «Владимир Маслов. Корпорация Шансон». Насколько выросла сегодня ваша компания, по сравнению со стартовым, 2001-м годом? Что входит в структуру вашей корпорации?
- В 2000-м году мы открывались как радиостанция, вещающая только в Москве. Теперь, спустя 9 лет, «Радио Шансон» превратилось в станцию с развитой региональной сетью. Сегодня мы вещаем почти в 600 городах России, бывших странах СНГ. И продолжаем развивать свою региональную сеть.
Кроме этого, в корпорацию входит и небезызвестная вам телекомпания «Шансон-ТВ», которая пропагандирует не только российский, но и мировой шансон. Только здесь можно увидеть редчайшие музыкальные и документальные материалы о французском, итальянском, немецком шансоне и его звездах. У компании имеется огромная видеотека, мы сотрудничаем с компанией Universal и, смею заявить, имеем самую богатую в России видео- и аудиотеку, где мировой шансон представлен в самом полном виде.
Поэтому любителям шансона мы предлагаем сразу два наших продукта: «Радио Шансон», где представлен российский шансон в полной мере, и «Шансон-ТВ», где представляем как российский, так и мировой шансон. Как говорится, на любой вкус.
В-третьих, мы развиваем, как я уже сказал, продюсерскую деятельность. И именно нашей Корпорации принадлежит раскрутка таких интересных артистов как Андрей Бандера, Рада Рай, Евгений Росс и других шансонье новой волны. И именно наш продюсерский центр разработал инновационный проект народного продюсирования, о котором недавно писал эксперт из Billboard. Суть его в том, что песни (стихи или музыку) для наших артистов присылают сами радиослушатели — поклонника шансона. А наши продюсеры выбирают из них лучшие варианты для дальнейшей работы и вывода материала на сцену.
И, наконец, еще одно направление в нашей деятельности – это запуск проекта «Шансон-клуб», где нам удалось создать очень необычную, абсолютно новую для зрителя атмосферу и контакта с артистом.
Так что название «Корпорация», которое Вы заметили на моей визитной карточке, - это не громкие слова и не пустой звук.
- В этом году Вы получили звание «Медиа-Менеджер-России-2009». Если не ошибаюсь, это случилось впервые в истории Премии «Медиа-Менеджер-России». «Они давно заслужили эту премию», – сказал на церемонии глава РАР и член Попечительского Совета Премии Александр Варин. Что для вас означает эта премия?
- Я рад, что медиасообщество России, куда входят достойнейшие и очень профессиональные люди, оценили вклад нашей корпорации в развитие медиаиндустрии России. Это очень важно как для нашей корпорации, так и для самого жанра шансон, который мы пропагандируем. Поэтому эта премия — дань признания не только профессиональной работе всей нашей команды, но и признание самого жанра шансон, укрепление его репутации в музыкальной индустрии.
- Интервью было бы неполным, если бы мы не поговорили о влиянии экономического кризиса на судьбу радиобизнеса. В какой степени кризис затронул вашу корпорацию? И от чего в условиях кризиса Вам приходится отказываться?
- Сильно мы пока ни от чего не отказывались, хотя, действительно, некоторое падение рынка есть. Сокращен примерно на 30% объем рекламы на радио, за счет этого уменьшились и доходы. Но благодаря тому, что именно в этот период у нас началась продажа рекламы на телевидении, на «Шансон-ТВ», нам удалось компенсировать убытки, оставаясь в финансовом плане практически на том же уровне, что и в прошлом году. Учитывая непростое время кризиса, это уже неплохо. И, конечно, как и многие большие компании, мы избавились от разного рода излишеств, жестко оценив, что нам действительно нужно, а что — не очень. Такая жесткая политика разумной экономии позволила нам привлечь к сотрудничеству новых ярких людей: с нами теперь работают популярные ведущие Николай Пивненко и Андрей Максимов, а недавно мы перекупили у РМГ известную радиоведущую Светлану Казаринову. Появление этих людей в нашем эфире, на наш взгляд, привлечет к нам новую аудиторию, новый отряд интеллигентных думающих людей. А это, как вы понимаете, очень важно: как для поддержания качества нашей аудитории, так и для нашего рекламодателя, для бизнеса в целом.
- Кстати, о рекламе. В одном из интервью Вы как-то сказали, что реклама на радио очень отличается от своих аналогов в других СМИ. И в качестве примера привели рекламу на «Радио Шансон». Расскажите подробнее, что вы имели в виду?
- Я и сейчас заявляю, что реклама на радио сильно отличается от рекламы, например, на телевидении. Прежде всего, временными рамками.
Радиореклама воспринимается только на слух, и человек реагирует на нее в короткий промежуток времени, почти что сразу.
Реклама в газете более долгосрочна – человек может перечитать ее и среагировать спустя несколько часов, дней или недель.
Реклама же телевизионная воспринимается в первую очередь визуально. Вся разница - в скорости действия рекламы и в реакции на нее. На мой взгляд, из всех средств массовой информации, радио будет самым оперативным.
Что же касается рекламных подходов на «Радио Шансон», то у нас имеются свои ноу-хау. Наш рекламный отдел состоит из очень опытных сотрудников, которые с каждым клиентом работают индивидуально и очень гибко. Рекламодатель это ценит.
Кроме того, рекламу у нас создают копирайтеры-профессионалы, люди с большим опытом работы, редакторы креативного отдела, которые в рекламе знают толк. Рекламные продукты, которые они создали, могут служить, не побоюсь этого слова, образцом для подражания.
Например, реклама, разработанная нашей Татьяной Саможенковой, сценаристом рекламных проектов, недавно была признана лучшей на Конкурсе рекламных роликов Международного фестиваля технологий продвижения и рекламы «ProMediaTech-2009”. И высоким жюри это было подтверждено соответствующим дипломом фестиваля. Вот за счет таких профессиональных людей мы и создаем на радио нашу рекламу.
– Можно ли говорить о том, что все более-менее известные радиостанции имеют сегодня свой фирменный стиль, свое лицо? Вот Вы, например, способны ли с закрытыми глазами определить, какая станция вещает, слыша только песни и манеру ведения эфира?
- (Смеется) Да, конечно. Хотя, если честно, я не пробовал делать это «с закрытыми глазами». Давайте не будем забывать: в Москве сейчас работают 52 радиостанции и порядка 30 из них так часто меняют свое название и стиль, что бывает сложно их узнать. Если же говорить о радиостанциях, которые долго работают со своим форматом, как, например, «Европа Плюс» или «Авторадио», то определить их «с закрытыми глазами» для меня очень легко. Уж кого-кого, а наших конкурентов я могу определить «с закрытыми глазами», что называется, на слух.
- Как бы Вы кратко определили фирменный стиль «Радио Шансон» времен 2001 года и сегодняшний «Радио Шансон»?
- Как честная и очень душевная песня.
- И последний вопрос - под праздник: как будете отмечать 9-летие «Радио Шансон»? С кем будете делить именинный пирог?
- 9-летие мы отмечать широко не будем - дата ведь не круглая. Но, как выясняется, и она привлекает внимание широкой общественности и СМИ. Вчера, например, нам позвонили с телеканала «Столица». Предложили 14 августа построить их утреннюю информационно-развлекательную программу «Московское Утро» под эгидой «День Рождения Радио Шансон». И позвали в соведущие программы ведущую нашего эфира Аню Каверину и главного редактора станции Артура Вафина. Посмотрим, что там у них получится... «Теленеделя» попросила для фотосессии нашего шансонье Андрея Бандеру... Сегодня вот — Вы пришли на интервью, задаете много вопросов... Значит, мы по-прежнему интересны. Значит, мы востребованы. Значит, мы на верном пути... Ну а 15 августа, в день рождения станции, мы всей нашей командой (а команда у нас немаленькая!) соберемся в одном из боулинг-клубов, устроим там капустник с развлекательно-спортивной программой. Пригласим самых близких друзей - артистов-шансонье, продюсеров, наших авторов и ведущих, весь наш коллектив. И посидим с ними «в тесном семейном» кругу...
Беседовала Татьяна Смирнова
Radioportal.ru
Фотографии из архива радиостанции "Шансон"
Благодарим Татьяну Феоктистову за помощь в организации интервью