Семь лет с конца 1945 до начала 1952 года отметились переходом американского радиовещания из маленьких сетей в большую систему АМ-ФМ радио и телевидения, вещание в которой, правда, сконцентрировалось вокруг телевидения. При этом система вещания, образованная в 1952 году, содержала в себе все те элементы, которые будут заложены в основу четверть века спустя.
Все послевоенные события в жизни США оказывали влияние на развитие радиовещания.
Благодаря техническим усовершенствованиям и изменениям в производстве на радио и телевидении произошли значительные перемены. В Федеральной комиссии связи начались затянутые и местами жесткие дебаты по поводу управления вещательной службой. ФМ-радио и телевидение были построены на прибыли АМ-радио, а количество радиостанций в этих диапазонах возросло на 59% и на 156% соответственно лишь в период с 1944 по 1952 год. Относительно небольшой «клуб» стал стремительно превращаться в крупнейшую индустрию, в которой было занято большое количество людей, но, безусловно, также было и много проблем. Граждане слушают привычные радиоэфиры, но, тем не менее, чувствуют необратимость приближения эры телевидения, притом, что в середине 1948 года телевидение дома имел всего лишь один человек из десяти. Стоит отметить, что появление телевидения вызвало у людей столько же эмоций и ожиданий, что и появление радио в начале двадцатых годов.
В целом, общество не сильно принимало участие в спорах о технических новинках. Но в период с 1945 по 1952 год большие корпорации конкурировали за обширный рынок фонографических записей, для того чтобы именно их продукция завоевала внимание общества. В то же время на рынке развлекательной индустрии появились магнитные пластинки, через несколько лет после того, как профессиональное вещание приспособило эти незамысловатые модели под свои нужды. Пока индустрия спорила насчет стандартов записей, в процессе производства все ещё были более усовершенствованные технологии, а именно радиоприемники, изобретенные в 1948 году.
В 30-е годы в США пластинки со скоростью воспроизведения записи 78 об/мин были главным средством воспроизводства музыки в домашних условиях. Некоторые радиостанции также использовали 15-ти или 16-ти дюймовые пластинки со скоростью воспроизведения 33.5 об/мин для издания 15-ти минутных передач, но для регулярного музыкального вещания эти пластинки все ещё были дороговаты по сравнению с доступными пластинками на 78 об/мин. При этом пластинки со скоростью воспроизведения 78 об/мин имели множество недостатков: они были тяжелыми и их можно было легко разбить, звук был посредственный, любое музыкальное произведение, которое звучало бы дольше, чем 4 или 5 минут, требовало для воспроизведения две, три, а то и больше пластинок. Но самое главное, что постоянная необходимость менять и переворачивать пластинки сильно искажала восприятие длительного музыкального произведения. В попытке преодолеть эту проблему, в начале 1930 годов Ар-Си-Эй выпустила пластинку на 33.5 об/мин, но она могла играть только на новых моделях проигрывателей, поэтому этот проект в годы Великой депрессии провалился в течение нескольких месяцев.
В 1947-1948 годах инженеры Си-Би-Эс, работавшие под руководством Питера Голдмарка, разработали пластинку со скоростью воспроизведения 33.5 об/мин и долгоиграющую пластинку (LP), которая имела много дорожек по всему диаметру. Эти факторы позволили записывать 20-25 минут на каждую сторону 12-ти дюймового диска. Выпуск этой пластинки для крупнейшей по тем временам американской фирмы «Колумбия» был шагом в конкурентной борьбе с магнитными лентами, которые использовались в магнитофонах. Также был изобретён новый материал для изготовления пластинок – винилат, который по качеству звучания и цене мог конкурировать с магнитными лентами. Си-Би-Эс представили новую пластинку в 1948 году: это была виниловая пластинка с меньшей скоростью записи, лучшим стилем, высоким качеством, с лучшим качеством звучания – все эти параметры в дальнейшем усовершенствовались в качестве звука и удобстве воспроизведения пластинок. Наконец, обычный меломан мог слушать великолепные записи музыки, так, как ему было угодно. Долгоиграющие пластинки вкупе с АМ-радио, на котором вещание прерывалось и коммерческими сообщениями, внесли свой вклад в снижение количества классической музыки, звучащей по радио в плохом качестве. Радиостанции АМ-диапазона предпочитали работать для большой аудитории, но теперь общество требовало хорошего качества звука на радиостанциях всех типов, а это было значительной статьей расходов у радиовещателей.
Несколько месяцев спустя Ар-Си-Эй представила долгоиграющую пластинку на 45 оборотов, предназначенную в основном для популярной музыки. Легкая, семидюймовая пластинка, с полуторадюймовым отверстием посередине (первое требование совершенно новой системы воспроизводства) вращается со скоростью 45 оборотов в минуту и предлагает звук намного лучше, чем пластинка на 78 об/мин. Ар-Си-Эй выпускали даже симфонии и оперы на пластинках со скоростью 45 об/мин, используя коробку дисков и делая длительное прослушивание абсолютно неудобным. В итоге публика отказалась платить деньги за то, чтобы послушать пластинки на трех разных видах проигрывателей. Пока классика и популярные коллекции музыки выпускались на пластинках в 33.5 об/мин, пластинка на 45 об/мин стала стандартным форматом для популярных записей. Вскоре пластинка на 78 об/мин исчезла из продажи, и на рынке появились проигрыватели, способные воспроизводить все три вида пластинок. Эта стандартизация доказала свои преимущества и установила модель домашнего проигрывателя, которая сохранялась до появления кассет в шестидесятых годах.
В конце 1940-х годов магнитные записи пришли в профессиональное пользование и свободную продажу. В 1947 году Сиарс Ройбук продал военную модель проигрывателя с тонким проводком как записывающее устройство за 170 долларов - очень высокая цена, учитывая, что минимальная заработная плата в США была около 25 центов в час. Это устройство было предназначено в основном для работы, потому что качество его воспроизведения было недостаточно для воспроизведения музыкальных записей, а записывающее устройство при поломке было очень сложно починить. Устройства были тяжелыми и громоздкими, но более портативными, чем их предшественники с похожими звуковыми качествами. Первые магнитофоны появились в продаже примерно в то же время, используя ¼ дюймовую кассету на основе фотобумаги и 15-ти минутную звукозапись на семидюймовую катушку.
Если необходимость - мать изобретательности, то в данном случае и изобретательность может быть матерью необходимости. Радиовещательные сети долгое время запрещали записи по причине общего низкого качества, отказавшись смягчить правило даже для военных репортажей. Популярный певец Бинг Кросби хотел записать свою программу, чтобы не делать живые шоу 2 раза за ночь. Запрет Эн-Би-Си на запись не позволял ему заниматься чем-то другим, даже гольфом! Кросби видел использование кассет в Европе во время войны, когда он выступал перед военными, и его Фонд начал развивать записывающую технику и оборудование высокого качества. В итоге Фонд Кросби стал обладать множеством прав на звукозаписи. Его программа имела высокие рейтинги, и Ай-Би-Эс часто приглашали его для работы. Новая техника и устройства, включая кассеты на лучшей по сравнению с фотобумагой пластмассовой основе, вскоре вышли на рынок. А в начале 50-х годов катушечные магнитофоны стали обычным оборудованием на многих радиостанциях. Проблема разницы во времени на разных часовых поясах решалась за счет обычного воспроизведения с кассеты. Для звукозаписывающих студий и радиостанций компании «Магнекорд» и «Ампекс» стали производить магнитофоны.
Нельзя не сказать пару слов о компании «Ампекс» уже хотя бы потому, что эта компания была основана в 1944 году в Калифорнии русским эмигрантом Александром Матвеевичем Понятовым. Во время второй мировой войны компания выпускала электрические моторы и генераторы, но затем, после вложений Кросби, производство переключилось на ленточные магнитофоны. В 1947 году компания представила первую базовую модель-200, а первые выпущенные магнитофоны этой серии были проданы радиосети Эй-Би-Си. В некотором смысле, эта модель установила технический стандарт для всех последующих моделей «Ампекса». Эти устройства были быстро признаны аудио-индустрией лучшей звукозаписывающей технологией в то время. Развитие компании пошло довольно быстрыми для того времени темпами, и уже в 1949 году «Ампекс» представил новую модель магнитофона-300, которая стала более дешевой и универсальной, чем предыдущая модель-200.
Развитие записи на долгоиграющие пластинки и магнитную ленту привело к новой индустрии потребления. Термин hi-fi – сокращение от «высокая точность» воспроизведения звука – был впервые использован в Англии перед войной для обозначения некоторых индивидуальных заказов. Затем маленькие фирмы, производящие аудиоаппаратуру, стали применять этот термин к массовому оборудованию. Любители стали усовершенствовать модели: можно было менять всё - от размера и расположения репродукторов, силы и настройки усилителей до детализации приемника. Много hi-fi устройств, содержащих перечисленные компоненты, были переделаны для того, чтобы слушать растущее количество ФМ-станций, многие из которых транслировали классическую музыку, и производить домашнюю запись. Если раньше только профессиональные пользователи звукового оборудования закупали точные устройства, то впоследствии множество людей стали приобретать дорогостоящие компоненты для своих стереосистем. Эпоха больших изменений в радиоиндустрии США дала свои плоды.
Мария Сапрыкина
Radioportal.ru