Актрису Марию Григорьевну Петрову любит и помнит не одно поколение радиослушателей. За 56 лет непрерывной работы на Ленинградском радио Марией Петровой прочитаны десятки тысяч страниц литературных произведений и сыграны сотни ролей в радиоспектаклях.
Как считает композитор Сергей Баневич, «Мария Григорьевна Петрова – это целая эпоха в жизни города. Ее голос, интонации были как бы позывными Ленинграда. Взрослые и дети включали радио на полную громкость и семьями, все вместе, слушали, как она читала. Уверен, что ее артистизм, сила воздействия на слушателя в сочетании с безграничным авторитетом, завоеванным еще в годы войны и блокады Ленинграда, повлияли на целые поколения наших граждан. Я и мои сверстники буквально выросли на передачах с Марией Григорьевной, мы, узнали и полюбили ее героев, и взрослели, убежденные в том, что правда, мужество, доброта – не только в книжках, а в самой жизни, - и становились чуть лучше».
Лариса Ярославовна Николаева, дочь народной артистки России Марии Григорьевны Петровой, рассказывает о своей матери.
Мария Григорьевна Петрова родилась в Петербурге, в семье рабочего Путиловского завода. С раннего детства любила читать стихи и играть в спектаклях, и с гордостью заявляла своим братьям и сестрам, что будет известной актрисой. Не смотря на запрет отца, который хотел, чтобы она пошла по его стопам и продолжила традиции рабочей династии, Маша в 1924 году поступила в Театральный институт, в мастерскую Л.С.Вивьена. По окончании института Мария Григорьевна начала свой творческий путь в Ленинградском Театре Юного Зрителя, где сыграла множество замечательных ролей мальчишек и девчонок.
В это же самое время Петрова начинает работать на Ленинградском радио, участвуя в детских передачах.
1 апреля 1934 года Мария Петрова была зачислена в штат сотрудников Ленинградского радио. Днем она выступала на радио, а вечером играла в спектаклях ТЮЗа. Сначала ей было непривычно, работая на радио, не видеть зрителя, не ощущать реакцию зала, но потом стали приходить письма благодарных радиослушателей, и она почувствовала такое удовлетворение, которого, может быть, и не было у актеров театра. Ее самобытный талант позволил создать образы незабываемых литературных героев Маршака, Чуковского, Андерсена, Твена, Короленко, Горького, Катаева, Гайдара.
Как написал о ней Ю. Алянский в книге «Ленинградские легенды»: «...она существовала в тесных стенах радиостудии, превращая ее в бескрайний мир героев книг для детей, во вселенную детской фантазии. И стала одной из тех, кто создавал наше художественное вещание для детей и юношества».
Однажды двое мальчишек прислали ей письмо, где говорилось об их споре. Один утверждал, что «Петрова есть», а другой возражал, что это псевдоним. «Покажитесь по телевизору, и я докажу, что друг ошибается».
Особенностью радио является еще и то, что один автор может исполнять несколько ролей. На прослушивании оперы-сказки «Теремок» пригласили автора С.Маршака и спросили его: «Сколько артистов занято в этой передаче?»
«Человек десять, не меньше», - ответил он. Каково же было его удивление, когда он узнал, что артистов было всего двое: А. Борисов и М.Петрова.
Имя актрисы Марии Петровой неразрывно связано с работой Ленинградского радио в блокаду.
Когда началась Великая Отечественная война, Мария Петрова оставалась в Ленинграде и продолжала работать на радио. 22 июня 1941 года она должна была читать главы из повести Льва Кассиля «Великое противостояние». Были отпечатаны программы с ее портретом. Утром 22 июня сотрудники уехали за город отдохнуть. Пели, смеялись и вдруг заметили, что машины с большой скоростью несутся в сторону города. «Эй вы, радио что ли не слышали? Война!»- крикнул шофер. А через несколько дней текст этой мирной радиопрограммы был разрезан на узкие полоски, их наклеивали на оконные стекла.
Работников радио перевели на казарменное положение, то есть они пребывали в постоянной боевой готовности. Мария Григорьевна была назначена политруком «объекта», так стал называться Дом радио.
Бомбили «объект» на Малой Садовой часто, на крыше Дома радио дежурила специальная команда, зажигательные бомбы хватали щипцами, тушили в песке и сбрасывали вниз. Однажды снаряд «прошил» все шесть этажей зданий и застрял на первом этаже, не разорвавшись. Была разрушена пятая студия, из которой за минуту до этого вышла Мария Григорьевна.
В годы блокады она читала не только стихи и прозу, но и сводки Совинформбюро, письма на фронт. Вместе с ней на таком же казарменном положении находилась и обессиленная голодом Ольга Берггольц. Ее голос так же звучал для ленинградцев, а ее незабываемые стихи поддерживали веру в победу.
В грязи, во мраке, голоде, печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам…
По словам Берггольц, «радио нигде не значило так много, как в нашем городе в дни войны».
Но и в самые тяжелые дни блокадного города Ленинградское радио помнило и о детях, и для них тоже звучали по радио детские передачи, песенки, рассказы и сказки.
Мария Григорьевна рассказывала, что однажды она вместе с писательницей Е. Барониной поехала на Охту, где был небольшой детский сад. Там были дети, которых не успели эвакуировать. Они шли друг за дружкой, как маленькие старички и слабыми голосками пели веселую довоенную песенку. Мария Григорьевна не выдержала, заплакала, и все это шло в эфир. «Почему эта тетенька в черном платье плачет?» – спросила девочка. «Наверное, у нее тоже есть дочка, она ее вспоминает» – ответила воспитательница. Взяв себя в руки, Мария Григорьевна прочла им сказку «О наливном яблочке».
В годы войны учительница Андрианова писала: «Спасибо, что вы говорите с нами, что Вы не уехали, это так важно, что мы слышим Ваш голос, знакомый нам по мирным дням. Не бросайте нас, будьте с нами!»
Поэзия в годы блокады была нужнее хлеба, Мария Григорьевна читала стихи А.Пушкина, К.Симонова, Н.Тихонова, Э.Багрицкого.
В самое голодное время она отдала за шесть томиков Пушкина свой хлебный паек. А через 30 лет подарила эти томики поэту С.Давыдову, пережившему блокаду подростком. Он посвятил ей стихотворение «Подарок»:
Ах ты, книжица – впрямь таких мало:
В 41-ом зимой обменяла
Два сухарика тоненьких
На собрание пушкинских томиков,
А сама как-то выжить смогла,
И все томики – шесть – сберегла…
А жена поэта, режиссер Ленрадио, Зоя Давыдова более 30 лет проработала с Марией Григорьевной, поставив много передач и постановок с ее участием.
Когда в годы войны была напечатана пьеса К.Симонова «Русские люди», возникла мысль поставить ее на радио. Роль Вали Анощенко, смелой разведчицы, исполняла Мария Григорьевна. В этом спектакле были заняты почти все актеры, оставшиеся в Ленинграде: М.Домашева, В.Стрешнева, Н.Чернявская, В.Ярмагаев, М.Павликов. После этого спектакля сама собой возникла мысль: в блокадном городе, где работал только один театр – театр Музыкальной Комедии, есть силы для создания театра. Так, 18 октября 1942 года возник Городской драматический театр, неофициально нареченный ленинградцами «блокадный».
Он работал в помещении театра Комедии. Только за один сезон было сыграно 100 спектаклей.
А затем были поставлены пьесы «Жди меня» К.Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» Корнейчука. В случае воздушной тревоги действие прекращалось, и актеры должны были вместе со зрителями спускаться в бомбоубежище. Однажды во время спектакля «Русские люди» начался артиллерийский обстрел, выключился свет, сцена погрузилась во мрак. Актеры замолчали, но зрители просили о продолжении спектакля. И вот темноту зала прорезали лучики карманных фонариков, направленных на сцену. Маша Петрова закончила монолог о родине. Поэт Петр Ойфа, который это видел, посвятил ей стихотворение:
…так до конца спектакля. До конца
Фонарики солдатские светили.
Нет, не они! То русские сердца
На подвиг звали и опорой были…
Но именно в годы блокады Марии Петровой посчастливилось встретиться с художником Ярославом Николаевым, вашим приемным отцом, с которым они прожили вместе долгую и счастливую жизнь.
В 1943 году шел по Невскому проспекту высокий мужчина, измученный голодом и холодом. Он услышал доносившийся из репродуктора веселый мальчишеский голос: «Анна Ванна! Наш отряд хочет видеть поросят…» Кто же обладатель этого удивительного голоса?! – подумал он. Знакомая актриса В.Стрешнева познакомила блокадного художника Ярослава Николаева с Марией Григорьевной, которую он попросил позировать ему для картины «Пурга» (молодая женщина, везущая на саночках через Неву умершего родственника, присела отдохнуть. Пурга на Неве. Петропавловская крепость. Безлюдье…) В настоящее время эта картина находится в постоянной экспозиции музея Истории города. Мария Григорьевна читала художникам классику, скрашивая их будни.
В мае 1943 года они решили пожениться. Когда они шли в ЗАГС, начался обстрел, их остановил милиционер и оштрафовал за нарушение общественного порядка – хождение под обстрелом, после чего они продолжили свой путь к намеченной цели бегом.
Свадьбу устроили в Союзе художников. На столе, накрытом белой скатертью стояли бумажные тарелочки с нарисованными необычными для блокады кушаньями, а рядом пайки хлеба и горящие свечи…
Мария Григорьевна стала героиней многих его портретов, которые находятся сейчас в экспозиции Русского музея. Штраф оказался счастливой приметой: они прожили вместе 35 счастливых лет. Судьбы этих двух талантливых людей сплелись в проверенный временем гармоничный союз. Мне посчастливилось вырасти в семье двух необычно талантливых людей.
В послевоенные годы Мария Петрова продолжала читать сказки для детей?
Да, в послевоенные годы творческая жизнь Марии Григорьевны продолжалась: она работала не только актрисой, но и режиссером, ставя «Пионерские вестники», работала с молодыми актерами, а так же продолжала читать сказки для детей. В послевоенные годы в репертуар Марии Петровой вошла любимая ею классика: «Война и мир» Льва Толстого.
Когда она читала серию передач, люди спешили к радиоприемникам, как сейчас к телесериалам.
Она давала много шефских концертов, выступала в Большом зале Филармонии с любимым ею музыкальным произведением С.Прокофьева «Петя и волк». Выступала она и на выпускных вечерах в школах. В том числе и в моей 208-ой школе, где читала отрывок из «Войны и мира» – первый бал Наташи Ростовой. Ее работами были композиции по произведениям Достоевского: «Подросток», «Белые ночи», «Неточка Незванова», Чехова: «Попрыгунья», а так же рассказы Бунина, Куприна, Мопассана, Оскара Уайльда, Рэя Бредбери и современных авторов – Пановой, Драгунского, Голявкина, Погодина, Тендрякова, а еще – незабываемые образы мальчишек и очеловеченных зверюшек в «Вестях из леса» В.Бианки. Ей очень полюбился Платонов и его «Фро», в содружестве с режиссером З. Давыдовой она создала трепетный образ русской женщины. Лирической нотой в ее творчестве прозвучала сказка Бунина «Велга».
В 1959 году Мария Григорьевна получила звание Заслуженной артистки республики.
В 1978 году – Народной артистки республики. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, но самой дорогой была для нее медаль «За оборону Ленинграда», врученная ей в 1943 году.
В Петербурге есть уникальный Народный музей, где собраны подлинные материалы и исторические документы на тему «Искусство и война».
Это музей «А музы не молчали» в школе номер 235 имени Д.Д.Шостаковича, где собраны подлинные материалы. Исторические документы по теме «Искусство и война», костюмы блокадных артистов, музыкальные инструменты, атрибуты быта. Евгений Линд – учитель, основатель и бессменный директор музея – был лично знаком с Марией Григорьевной и получил от нее в подарок эскиз работы Я.С. Николаева «Пурга», а семья недавно передала в дар музею бюст М.Г.Петровой, работы скульптора И.В.Крестовского.
Руководитель музея Ольга Прут рассказывала, что в Италии, в городе побратиме Санкт-Петербурга – Милане, проходила культурная программа, посвященная 300-летию Петербурга, а так же 60-летию со дня снятия блокады.
Была исполнена Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д.Шостаковича (миланский симфонический оркестр им. Верди, дирижер Олег Каэтани, закончивший Ленинградскую консерваторию). Фоном для музыки была небольшая выставка, расположенная перед театральным залом: «Блокада Ленинграда: образ, предметы и звуки трагедии». Все экспонаты были доставлены из музея 235-й школы. А это были: простреленная осколком снаряда партитура Седьмой симфонии Шостаковича, его дирижерская палочка, афиша концерта, кларнет В.Козлова, на котором он играл в день блокадной премьеры.
В полной темноте, в огромном замершем концертном зале «Аудиториум» вдруг застучал метроном, послышались звуки летящих бомб и на этом фоне зазвучали знакомые голоса Марии Григорьевны Петровой и Ольги Берггольц. А затем музыка – это была ленинградская симфония Д.Шостаковича.
Так миланцы узнали о блокаде не как о мифе, а как о реальном событии, о котором многие забыли, да и не знали.
Однажды школьники, прочитавшие «Исповедь» К.Маркса (ответы на вопросы его дочерей), попросили Марию Григорьевну ответить на эти же вопросы:
1) Достоинство, которое вы больше всего цените в людях – скромность.
2) Ваша отличительная черта – прямота, резкость.
3) Ваше представление о счастье – труд, здоровье.
4) Ваше представление о несчастье – болезнь.
5) Недостаток, который вы считаете извинительным – легкомыслие.
6) Недостаток, внушающий наибольшее отвращение – лживость.
7) Ваша антипатия – безделье.
8) Любимое занятие – творческая работа.
9) Ваш любимый поэт – Пушкин.
10) Ваш любимый прозаик – Лев Толстой, Паустовский.
11) Ваш любимый литературный герой – Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский.
12) Любимый цветок – гвоздика
13) Любимый цвет – голубой
14) Любимые имена – Ярослав, Лариса.
15) Любимое блюдо – клубника.
16) Любимое изречение – красота – в простоте.
17) Любимый афоризм – «Жизнь коротка, искусство – вечно»
В одном из напутствий своим слушателям – детям – Мария Григорьевна сказала: «За долгие годы работы на радио каждый раз: и в будни, и в праздники, и в тяжелые дни блокады – садясь перед микрофоном, я всегда думаю о том, как помочь ребятам стать смелее, сильнее, пробудить самые лучшие струнки их души».
24 января 1992 года Марии Григорьевны не стало.
Похоронена она на Богословском кладбище рядом с мужем Я.Николаевым.
Шестьдесят лет голос Марии Григорьевны звучал у микрофона. Звучит он и сейчас. Она ушла из жизни, но жизнь ее продолжает в ее потомках: дочери, трех внучках и пяти правнуках, которые чтут ее память.
Текст записала Нонна Ермилова
Radioportal.ru
Фотографии из Центрального Государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга
На обложке CD "Сказки и рассказы для детей" - портрет Марии Петровой кисти Ярослава Николаева.
На черно-белой репродукции - автопортрет Ярослава Николаева.
Сказки в исполнении Марии Петровой